Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Перелетные птицы»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи


Цель: Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.

Задачи:

  • Образовательные: закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, признаки весны, весенние приметы (капель, , проталины, первоцветы), употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).
  • Развивающие: Развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие, внимание и мышление. Упражнять в развитии интонационной выразительности, коммуникативных навыков.
  • Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Картинки с изображением птиц, скворечника, картинки с изображением весенних признаков.

Предварительная работа: Наблюдения за природой и птицами во время прогулок. Беседа о перелетных птицах. Чтение рассказов о весне. Рассказывание примет и поговорок.

Ход занятия

Воспитатель:

Тает снежок,
ожил лужок,
день прибывает,
когда это бывает?

Воспитатель: Правильно, весной.

— Сейчас у нас какое время года?

— Как называются весенние месяцы?

— Сейчас какой по счету месяц?

— Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.

(Дети по картинкам составляют рассказ о весне: достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на доску).

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Воспитатель: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д.

Воспитатель: — А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).

(Выставляет картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка)

— Что общее есть у всех птиц?

(Выставляет картинки – символы, дети по очереди рассказывают)

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

Воспитатель: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Воспитатель: Подумайте и скажите, какой птицы не стало?

Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)

ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль

Физминутка

«Я - дрозд, ты - дрозд» — игра на коммуникативное общение:
(дети встают парами)
Я - дрозд, — (показывают каждый на себя)
И ты - дрозд — (показывают друг на друга)
У меня есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)
И у тебя есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)
У меня щёчки гладки — (показывают свои щёчки)
И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)
Мы два друга – (берутся за руки)
Мы любим друг друга – (обнимаются)

Воспитатель: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Воспитатель: – Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.

Воспитатель: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Воспитатель:– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Воспитатель: — Как называются птенцы ?

Дидактическая игра «Назови птенцов»

У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца– скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У кукушки – кукушата

  1. На доску выставляется картинка с изображением скворечника.

Воспитатель: — Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение “Скворец живёт в скворечнике”

Воспитатель: — У меня еще есть волшебные картинки-помощники, сейчас каждый возьмет себе одну, и выполнит действие, которое зашифровано на картинке, а потом нам расскажет, что он сделал.

(Дети выбирают по одной картинке-схеме предлогов НА, С и выполняют действия)

Воспитатель: — Куда села птица? (Птица села на дерево (на забор, на куст)

— Откуда слетела птица? (Птица слетела с дерева, с забора, с куста)

Воспитатель: – Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.

(Дети составляют предложения по картинкам)

Дети: — Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

— Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

— Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Рефлексия

Дети сегодня вы успешно справились со всеми заданиями. Хорошо отвечали на вопросы. Вспомнили признаки весны, повторили какие птицы относятся к перелетным. И если вы увидите их, то думаю узнаете.