Мир вокруг нас

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Экология

Ключевые слова: экологическое воспитание


Вы знаете, иногда бывает очень интересно посмотреть футуристические фильмы, и не только из-за увлекательного сюжета, отличной игры актеров, динамического развития событий. Зрителя увлекает и другое – человеку издревле хотелось знать, каким будет его город, страна или вся планета в будущем. А поскольку от изобретения машины времени мы фантастически далеки, то именно кино позволяет получить какое-то визуальное представление о мире, который нас только ждет. Пусть представление это и соткано из чьих-то фантазий. Но ведь многое из того, что человек способен вообразить, несомненно, можно воплотить в жизнь. И раз уж мы затронули тему футуристических фильмов, то несложно будет заметить, что, в какое бы время ни происходило бы их действие (будь то XXXI или XXII век, или даже пресловутое «недалекое будущее»), у них много общего. Люди все больше и больше внимания уделяют развитию технологий, научный прогресс мчится к своему пику, массивные бетонные и стальные конструкции возвышаются повсеместно, пластик, композиты и всё новые искусственно созданные материалы заполняют всё больше пространства. И вот что удивительно и даже немного страшно – в мире будущего, который видят многие люди, почему-то не находится место природе.

Конечно, можно отмахнуться от всего этого, заявив, что фильмы – лишь чья-то выдумка, как и все события, и весь мир, которые там показаны. Но так ли все безоблачно, как мы хотели бы это себе представлять?

Так уж сложилось, что мы с вами живем в Брянской области, крае, который с давних времен славился своими лесами. Теми самыми лесами, которые доставили столько проблем фашистским захватчикам во время Великой Отечественной Войны. Лесами, в которых обитало так много прекрасных животных, а разнообразие растений которых не всегда умещалось в формат ботанических статей, заметок и даже справочников.

Согласитесь, что сейчас разнообразие флоры в Брянске уже не такое дивное, как было раньше. Иногда бывает даже проблематично найти и «нормальный» лес. Да и дикие животные по большей части наш край покинули. Безусловно, это следствие вмешательства человека в дела природы, а вместе с тем и явный признак экологической проблемы, которая стоит перед современным обществом. Проблема, которая затрагивает не только отдельно взятый город, область, страну или даже континент. Эта проблема в полный рост стала перед всем человечеством на всей планете со столь по-настоящему близким к природе названием «Земля».

Даже на примере одного города можно показать, как человек способен влиять на экологию. Исчезают леса, осушаются болота, озера и реки, животные, для которых эти места являлись домом, в лучшем случае спасаются бегством на территории, которые еще пригодны для их проживания, но чаще же просто исчезают. Так уж получилось, что Красная книга, которая была призвана обратить внимание людей на проблему исчезающих видов растений и животных сейчас является лишь реквиемом по ним, с всё расширяющимся списком видов.

К сожалению, научно-технический прогресс, который многие годы назад начал свое движение к вершинам звания и инженерного мастерства не очень-то подразумевал заботу об окружающей природе. Многие заводы и фабрики загрязняли атмосферный воздух, почву и воду в реках так, что делали целые края непригодными для проживания. И если бы все дело было лишь в предприятиях! Человек, еще недавно боготворивший природу и благодаривший ее за дары на полях и в садах, утратил былую экологическую культуру: теперь практически нормой стало выбрасывать мусор в местах, которые для этого не предназначены, оставлять не затушенными костры после пикника, мыть машины на берегу рек и возле еще уцелевших родников. Этот список можно продолжать еще долго.

А ведь всё это деяния людей. Людей, экологическое воспитание которых, оставляет желать лучшего. Людей, которые увлеклись погоней за мнимыми ценностями, всё больше забывая о по-настоящему важных проблемах. Стоит признать, что экологическая проблема есть, и виноват в ней именно человек. Человек уже взрослый, осознавший в какой-то степени, что он совершил, до чего довел природу, но не всегда понимающий как действовать дальше. И в этой ситуации очень важно донести до подрастающего поколения, как важно уделять окружающему нас миру свое внимание, заботиться о нем. Необходимо, чтобы и каждый из педагогов подумал, как именно он может повлиять на формирование экологической культуры у своих учеников.

Ведь правильное экологическое воспитание – это не только представление о том, что есть человек в природе, и как ему лучше уживаться с окружающим миром. Воспитание это связано со многими (а, может быть, и со всеми) ключевыми сторонами человеческой жизни, интересов и сфер деятельности.

В Интернете можно найти много проектов, которые показывают, например, в каком замечательном симбиозе могут существовать дом человека и парки, порой располагающиеся прямо на его крыше. Целые прогулочные аллеи, садовые зоны и даже пруды, укрывающиеся среди множества квартир. Эти проекты сложны, и инженерам, которые взялись за них, пришлось столкнуться со многими трудностями. И, может быть, для решения этих проблем им не хватает какого-то нового взгляда, свежей мысли от кого-то из нынешних учеников? Ведь, полюбив природу, какой-то будущий инженер может приложить свою руку к ее сохранению.

А быть может, среди нынешних учеников подрастает новый Р.Киплинг, Дж.Лондон, В.Бьянки или М.Пришвин? Ведь не секрет, что каждый из них очень любил природу, окружающий мир и часто воспевал ее в своих произведениях.

А быть может кого-то правильное экологическое воспитание и полученная любовь к природе побудит стать композитором, написать новые «Времена года»? Или появится новый художник, который будет воспевать красоту родных мест?

Да и обычное ухаживание за домашним питомцем способно развить в ребенке доброту и сердечность, открытость к окружающему миру, поможет не замыкаться в домашнем пространстве и не утопать в мире гаджетов, компьютеров и виртуальной реальности.

Природа, без сомнения, является первым эстетическим воспитателем ребенка.

Важно понимать, что в учебном процессе общение детей с природой – это взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей контакту с растениями и животными, открыть для них новые границы удивительного окружающего мира. На первых порах это не столько интеллектуальная, сколько эмоциональная форма взаимодействия детей с природой, приносящая им радость, пробуждающая в них заинтересованность к происходящим событиям, развивающая гуманные чувства и правильное отношение ко всему живому.

Вот и мы в повседневной жизни проводим со школьниками мероприятия, насыщенные разными видами деятельности, имеющими большое развивающее значение и, конечно же, связанные с изучением окружающего мира. Организованные походы на природу или даже тематические прогулки очень полезны для детей. Порой мы организуем их на короткое время, стараясь уделить внимание одному определенному вопросу, а иногда они являются и весьма продолжительными, но и комплекс целей тогда – намного шире.

Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Но полезный эффект на детей оказывают лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследование и изучено, это позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней, ведь необходимо сообщить детям, куда и с какой целью они пойдут. Это позволяет не только лучше подготовиться, но и разжечь в них интерес, который, лишь усилится после общения с родителями и одноклассниками. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.

22 сентября в рамках проекта "Живая школа" мы организовали познавательный поход в природу для младших школьников. Несколько дней педагоги вели подготовку к нему под руководством Никитенко Л.В. Совместно мы разработали план и сценарий похода, определили маршрут, а также решили какие задачи будут вставать перед участниками по мере его прохождения.  Вместе с методистом продумали, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в выбранных местах, как разнообразить виды деятельности, как показать детям, что школа действительно может быть "Живой", и что образовательный процесс не ограничен только стенами учебного заведения. Для решения этой задачи мы разработали несколько станций: "Наши пернатые друзья", "Зеленая аптека", "Невидимые нити" и др. Вместе с медсестрой обдумали безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.

Нужно отметить, что дети с огромным интересом отправились в путь. Прибыв на назначенное место, каждый класс разбивал свой лагерь, и познавательные станции "Живой школы" начинали свою работу. Тут уже для каждого участника похода нашлось свое занятие. Дети получали знания, а вместе с ними и бурю эмоций. Согласитесь, очень важно, что общение с природой связано у детей именно с положительными ощущениями.

Конечно же, после всех мероприятий не обошлось и без обеда на свежем воздухе. А в самом конце, не забыв об экологии окружающей среды и о том, что нужно стремиться сохранить её, совместно с учениками были повторены правила поведения в природе. Очень радует, что ребята знали их, как свои пять пальцев. Возвращались все немного уставшие, но счастливые, довольные с багажом положительных эмоций, а также с огромным желанием повторить все проделанное.

В очередной раз мы убедились, что походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые, очень яркие и живые впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя, разжигают фантазию при взгляде на причудливые формы белых кучевых облаков на синем небе. А ведь это лишь малая часть всего спектра эмоций, которые были получены школьниками (да и, признаемся честно, их учителями тоже).

Красота окружающего мира, природы вызывает в детях глубокие переживания, находит отклик в их сердцах, способствует развитию эстетических чувств. Поэтому стоит постоянно искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих создателей жизни.

Давно уже было сказано, что каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, повзрослев, будут любить и оберегать все живое, не допустят даже малейшего посягательства на родные земли со всеми их красотами, и даже в футуристических фильмах будут простираться большие зеленые леса, будут бежать могучие реки, символизирующие силу единства человека и природы.