Открытый урок по литературному чтению для 4-го класса "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого". Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне

Разделы: Литература

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение


Цели:

  • продолжить знакомство с личностью и творчеством Л.Н.Толстого;
  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
  • способствовать нравственному воспитанию.

Оборудование: интерактивная доска; выставка книг Л.Н.Толстого; тексты для тестирования по  произведениям Л.Н.Толстого; сигнальные верки (зелёный, синий, красный).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний

Слайд №1. (Титульный лист)
Слайд №2.  (Высказывание представителя английского просвещения.)
Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон

Организационный момент.
Учитель:
- Приветствуем всех гостей на нашем уроке литературного чтения.
(Учащиеся кивком головы приветствуют гостей.)
Дети (хором): Желаю себе и всем детям вниманья, пониманья и добра.
1.
Учитель:
- И ко всем присутствующим обращаемся с призывом: «Читайте книги!».
- Какое стихотворение Николая Некрасова, посвящённое русским детям, вы учили наизусть?
(Николая Алексеевича Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».)
Слайд №3.  (Титульный лист книги Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».)
1. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть отрывков из стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». (4 ученика читают наизусть 2-ю часть стихотворения). Каждый из четырёх читаемых отрывков сопровождается показом слайдов.
Слайд №4. «Старый Мазай разболтался в сарае…»
Слайд №5. «Мимо бревно суковатое плыло…»
Слайд №6. «Было потехи у баб, ребятишек …»
Слайд №7. «… из мешка вытряхнул, ухнул – и дали стречка!»

Дополнительные вопросы:

1 ученику:

- Вы составляли цитатную характеристику дедушки Мазая. Определи, пожалуйста, одним словом характер Мазая.

(Добрый охотник.)
2 ученику:
- Почему стихи 2-й части не разбиты на отдельные строфы?
(Это единый взволнованный рассказ.)
3 ученику:
- Только ли ради потехи «прокатил Мазай деревней зайчишек»?
(Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)
4 ученику:
- Всерьёз ли предупреждает Мазай зайцев: «А чур, зимой не попадайся!»
(Всерьёз, охота – это часть его жизни.)
Учитель:
- Как вы думаете, имя Мазай Николай Некрасов придумал, или оно существовало на самом деле? (ответы учащихся)
- Давайте послушаем об этом интересный рассказ.
Слайд №8. «Дом Мазайхина» на Мазайхиной улице».
«Дедушка Мазай – не вымышленное лицо. Это костромской крестьянин, приятель Некрасова по охоте. Потомки дедушки Мазая живут и сейчас в Костромском районе под фамилией Мазайкиных».
Знаменитый дедушка Мазай жил в Вёжах. Привычное словосочетание «дедушка Мазай» уже давно воспринимается как имя собственное, но, конечно, это только деревенское прозвище. В литературе неоднократно указывалось, что жившие в Вёжах потомки деда Мазая носили фамилию Мазайхины.
Слайд №9. Москва. Парк Искусств «Музеон». Скульптура «Дед Мазай и зайцы».
Учитель:
- Если вы окажетесь в Москве, то посетите парк Искусств «Музеон», где вы увидите скульптуру «Дед Мазай и зайцы».

Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений

2. Работа с текстом «Путешествия» до чтения.
2.1. Вступительная беседа:
- Откройте учебник литературного чтения на странице 183. Прочитайте подзаголовки.
- О чём говорят подзаголовки «Путешествия 7»?
- Не указано время – значит, в каком веке окажемся? (непонятно)
Слайд №10. «- Cвязываете ли вы века и имена писателей?»
XVII век - ?
XVIII век - ?
нач. XIX в. - ?
XX в. - ?
- Вернёмся немного позже к этому вопросу.
2.2. Сообщение темы урока. Обобщение сведений о Л.Н. Толстом.
Учитель: - Чей портрет помещён на с.183 учебника?
Ученики: - Это портрет Льва Николаевича Толстого.
Слайд №11. АМО «Объединись по цвету». Микротемы, по которым работают группы.
- Учащиеся нашего класса, готовясь к уроку литературного чтения, разделились на 4 группы при помощи АМО (активного метода обучения) «Объединись по цвету». Каждый цвет соответствует определённой микротеме (представлены на слайде) и удовлетворяет запросы и интересы учащихся.

1 группа, выбравшая жёлтый цвет, представит личность Л.Н.Толстого-человека.
2 группа, выбравшая красный цвет, расскажет нам о Толстом-учителе.
3 группа, выбравшая зелёный цвет, сообщит о Толстом-писателе.
4 группа, выбравшая синий цвет, представит Толстого-офицера.
- Наш урок будет посвящён знакомству с великой личностью, как Лев Николаевич Толстой.
- Вы работали в группах. Что вы узнали о Льве Николаевиче Толстом?

1 группа рассказывает о Толстом-человеке.
Слайд №12. «Толстой – человек».

Предполагаемые ответы учащихся.

Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрёкся от богатства. Скончался – 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой); похоронен в Ясной Поляне.

Часто приходили к Толстому местные крестьяне посоветоваться о своих нуждах, зная, что он всегда их внимательно выслушает и даст разумный совет.

Толстой знал всех крестьян Ясной Поляны за несколько поколений. Часто, встречая во время своей прогулки какого-нибудь яснополянского ребенка — мальчика или девочку, — он по чертам лица узнавал, из какой он семьи.

Толстой был со всеми одинаков в обращении, ни для кого не менял своей манеры обхождения и разговора, всякому старался сделать и сказать приятное.

Толстой не допускал для себя никаких дней отдыха. Самые большие церковные праздники — рождество, пасху — он проводил так же, как все остальные дни года, — в труде.

Стол писателя был строго вегетарианский; он не ел ни мяса, ни рыбы. Ел Толстой вообще очень немного.

 В одежде Толстой любил опрятность и чистоту, но не щегольство и элегантность.

Самой замечательной чертой лица Толстого были его удивительные глаза. Выражение его глаз было чрезвычайно разнообразно. То они принимали скорбное, страдальческое выражение, когда он рассказывал о вопиющей нищете местных крестьян; то озарялись ласковой улыбкой, когда он видел ребенка или своего старого друга.

Он любил шутки, любил смех, охотно слушал веселые безобидные рассказы и сам смеялся тихим, но заразительным смехом.

Умственные интересы Толстого были очень разнообразны; он всегда был очень любознателен. Стоило ему на прогулке увидеть большой, не совсем обычной формы муравейник, как, возвратясь с прогулки, он брал энциклопедический словарь и читал в нем статью о муравьях.

Учитель дополняет: - Среди посетителей к писателю бывали и такие, которые откровенно объявляли, что цель их приезда — только посмотреть на Толстого. В таких случаях он добродушно говаривал:
-  Смотрите: у меня обыкновенное лицо, два глаза и посередине нос...
Слайд №13. «Толстой – учитель»

2 группа рассказывает о Толстом-учителе.

Предполагаемые ответы учащихся.

- В зрелые годы Лев Николаевич стал философом. В 50-х годах Лев Николаевич был учителем. В 1859 г. Толстой открыл в своей родовой усадьбе Ясная Поляна (под Тулой)  школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в её окрестностях.
- Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы познакомиться со школами Европы: Лондона, Германии, Франции, Швейцарии и Бельгии, где он изучал популярные педагогические системы.
- Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «Свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании.
- Лев Толстой решительно восстал против жестокой дисциплины в школе.
- Он считал, что в преподавании всё должно быть индивидуально: и учитель, и ученик, и их взаимные отношения.
- В яснополянской школе дети сидели, кто, где хотел, кто, сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Толстой всегда старался заинтересовать класс. Он писал: «Важно не количество знаний, а их качество».
- Занятия шли успешно! Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.
- Лев Николаевич Толстой с удовольствием учил своих учеников и очень любил их.

Учитель дополняет: - Действительно, яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогических экспериментов. Лев Николаевич Толстой сам учил детей, сам писал учебники для них. Послушаем 3 группу, которая расскажет нам о Толстом-писателе.

3 группа рассказывает о Толстом-писателе.

Слайд №14. «Толстой – писатель»

Предполагаемые ответы учащихся.
- Л.Н.Толстой – известнейший писатель. Его имя знают во всём мире, потому что его произведения переведены почти на все языки народов мира.
- Он писал и для взрослых, и для детей.
Для детей:
«Кавказский пленник», «Птичка», «Филипок», «Пожарные собаки», «Косточка», «Акула», «Прыжок», «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Как мужик убрал камень», «Котёнок», «Лев и собачка».
- Для взрослых Л.Н. Толстой написал большие произведения «Война и мир», «Воскресение», «Анна Каренина».
- С 1862 года Толстой стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна.Помимо статей теоретических, он написал также ряд рассказов, басен и переложений, адаптированных для начальной школы. Соединённые вместе, педагогические статьи Толстого составили целый том собрания его сочинений.
- В начале 1870-х он приступил к созданию собственной «Азбуки» и опубликовал её в 1872 году, а затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных в результате долгих мытарств Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений.
- Ещё при жизни Толстой стал великим русским писателем, которого узнал весь мир. До сих пор его произведения являются любимым чтением всех образованных людей мира.
Учитель дополняет: - Метод работы Толстого над своими произведениями известен: он состоял в бесчисленных исправлениях и переработках написанного. Вот случай исключительной требовательности к себе писателя. Над одной работой, которая в печатном виде заняла четыре страницы, Толстой с перерывами работал три года и переделал ее сто пять раз!

4 группа рассказывает о Толстом-офицере.

Слайд №15. «Толстой – офицер»

Предполагаемые ответы учащихся.
- Будучи юнкером, Лев Николаевич оставался два года на Кавказе, где участвовал во многих стычках с горцами и подвергался опасностям военной кавказской жизни. Он имел право на Георгиевский крест, однако в соответствии со своими убеждениями «уступил» его сослуживцу-солдату.
- С началом Крымской войны Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854-го по конец августа 1855 года был в Севастополе.
- Долгое время жил на 4-м бастионе, часто подвергавшемся нападениям, командовал батареей в сражении при реке Чёрной, был при бомбардировке во время штурма Малахова Кургана.
- В это время написал рассказ «Рубка леса», в котором отразились кавказские впечатления, и первый из трёх «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в декабре 1854 г.».
- Этот рассказ был замечен российским императором Александром II; он велел беречь даровитого офицера.
- За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя 1854—1855» и «В память войны 1853—1856 гг.».
- Впоследствии его наградили двумя медалями «В память 50-летия защиты Севастополя»: серебряной как участника обороны Севастополя и бронзовой как автора «Севастопольских рассказов».
Учитель: - Что узнали о Толстом из моего предыдущего вопроса: связываете ли вы века и имена писателей?
Слайд №16. «Портрет Л.Н. Толстого. Великий русский писатель XIX-XX веков»
Учитель: - Лев Николаевич Толстой – русский писатель XIX- XX веков (годы жизни: 1828-1910).

2.3. Тестовые задания для представителей групп «Узнай и запиши название произведения Л.Н.Толстого»
Одному представителю из каждой группы предлагается определить название произведения и записать на листе (8 произведений). См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, с. 1-2.

2.4. Физкультминутка для шеи
Учитель: - Наша физкультминутка будет посвящена некоторым интересным фактам из жизни Льва Николаевича Толстого. Я буду вам называть числа, а вы должны отыскать эти числа (таблички развешены по периметру класса) и сказать, каким событиям, датам, интересным фактам они соответствуют.
Учитель: 23 000.
Ответ: - Библиотека Ясной Поляны насчитывает около двадцати трех тысяч томов по всем отраслям знания и литературы. Собирать эту библиотеку начали еще дед и отец Толстого. Многие книги снабжены пометками Толстого.
Учитель: 90.
Ответ: Полное собрание сочинений Льва Николаевича толстого составляет 90 томов.
Учитель: 67.
Ответ: Шестидесяти семи лет от роду Толстой выучился кататься на велосипеде. А также превосходно ездил верхом, отлично плавал и любил купаться.
Учитель: 1828
Ответ: Год рождения писателя.
Учитель: 82.
Ответ: Л.Н. толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе.
Учитель: Какие интересные факты из жизни великого писателя вы можете привести.

Предполагаемые ответы учащихся.

- В иные вечера в Ясной Поляне бывала музыка — приезжали из Москвы выдающиеся пианисты и скрипачи. Музыка на Толстого оказывала сильнейшее действие и часто вызывала слезы.

- Любил Лев Николаевич по вечерам играть и в шахматы.

- Толстой был идеальным собеседником: он умел хорошо слушать.

- Лев Николаевич изучал историю, музыку, рисование, медицину.

- Ни непогода, ни легкое нездоровье не удерживали Толстого от утренней прогулки, она отменялась только в случаях серьезного недомоганья.

- В Толстом было очень сильно чувство жизни и чувство природы. Он любил всякую перемену в природе — наступление осени, зимы и особенно весны.

Учитель дополняет: - У Толстого была манера читать письма с конца, а не с начала; он говорил, что обычно в конце пишется самое важное.
Слайд №17. «Проверь себя». Подведение итогов тестирования по произведениям.
Подведение итогов тестирования представителей групп по произведениям Л.Н.Толстого. Максимальное количество баллов – 8. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, с. 1-2.

Работа с текстом «Путешествия» во время чтения.

3.1. Чтение детьми текста вслух по абзацам (с. 183-184 до слов «Наши близнецы узнали его»).
Учитель:
- Можно ли в наши дни совершить путешествие к Толстому?
- Куда надо отправиться?
Слайд №18. «Музей-усадьба Л.Н.Толстого в Ясной Поляне» основан в 1921 году».
- Как сохранилась Ясная Поляна? О чём это говорит?
Ученик:
- В 1986 году музей-усадьба Ясная Поляна получил заслуженный статус Государственного и мемориального заповедника, а в 1993 году – объекта культуры.
Учитель: - Это закономерный итог жизни и творчества великого русского писателя, написавшего в Ясной Поляне более двухсот книг. Все его произведения, и большие, и малые стали шедеврами, о которых знают во всём мире. Их читают до сих пор.

- Узнали ли вы молодого человека, играющего с детьми в снегу?
(Сцена из первого школьного дня в Ясной Поляне.)
- Как это характеризует учителя Толстого?

3.2. Самостоятельное чтение текста (с.184-187 до слов «Мы вышли из школы»).
Учитель: - О чём узнали из этой части текста? (Учащиеся перечисляют основные моменты части путешествия.)
Слайд №19. «Яснополянская школа»

Получается план:

  1. Для кого открыта школа.
  2. С какой целью открыта школа.
  3. Первые ученики.
  4. Первая встреча с учителем.
  5. Классная комната.
  6. Первый школьный день.

- Расскажите о яснополянской школе по плану. (Рассказ одного учащегося.)

- Какой из рассказов Толстого напоминают страницы из воспоминаний Василия Морозова? («Филипок»)

Слайд №20.  Физкультминутка «Птичка» - сказка для «театра в руке».

Птичка
«Летать – это так здорово!» -- сказала Правая рука Левой руке. Обе вздохнули и соединились. Взмахнула Правая рука – не выходит, взмахнула Левая – безуспешно. А если вдвоём? Раз, два, три и полетела птичка: вверх, в сторону, вниз, то быстро летит, то медленно парит. Самое главное – вместе.

Учитель: - Выразите главную мысль сказки известной вам пословицей.
Ученики: - Что одному не под силу, то легко коллективу.
Учитель: - Давайте вместе продолжим работу по теме урока.

3.4. Самостоятельное чтение текста (с.187-190 до конца)
- За каким занятием застали путешественники Толстого? (Он писал учебные книги.)
- Сколько лет работал Лев Николаевич над «Азбукой»? (Около 20 лет.)
- Что ещё он создал для своих учеников? (Четыре тома «Русских книг для чтения».)
- Каким увидели своего учителя дети?
- Что главное они в нём почувствовали?
- А учитель Толстой тоже отличался наблюдательностью? Он рассмотрел каждого своего ученика или нет? Докажите, что вы правы.
- Помните ли вы свои уроки? Какие чувства владели вами?
- А что испытывали яснополянские школьники? Понятно ли вам их состояние?

Работа с текстом после чтения

Учитель: - Мы стали с вами свидетелями первого школьного дня яснополянских детей, их глазами увидели необыкновенного учителя. Почему учитель был «необыкновенным»?
( Толстой был богатым помещиком, графом, писателем, он мог совсем не работать, но стал учить крестьянских детей грамоте).
Хорошим ли учителем был граф Л.Н.Толстой? Почему вы так думаете?
Предполагаемые ответы.
- Думаем, да. Его ученики дня не могли провести без своего учителя.
- Учитель славится своими учениками. Василий Морозов не просто выучился, но и сам стал писать книги, с благодарностью вспоминая своего учителя.
Слайд №21. Ученик Василий Морозов о своих чувствах к своему учителю Л.Н.Толстому.
Учитель: - Вот как написал о своих чувствах к Толстому один из учеников Василий Морозов: «Любовь моя ко Льву Николаевичу как бы всосалась в кровь и кости мои. Кажется, не проходит ни одной минуты, чтобы я о нём не подумал. Любовь эта во мне сильнее всего. Если бы у меня отняли эту любовь, я не знаю, с чем бы я остался жить».

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группах.

Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться составлять план рассказа и работать по совместно составленному плану.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог

Учитель: - Чем мы занимались на уроке? (Читали выразительно текст, стихи наизусть, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к прочитанному, оценивали поступки героев, составляли план и рассказывали по плану, работали в группах)

– Какие умения формировали? Отразите кругами.
Сообщение оценок.
Слайд №22. «Метод «ХИМС». См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, с 3; ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
- Выразите своё отношение к уроку при помощи метода «ХИМС»
- Хорошо …
- Интересно …
- Мешало …
- Возьму с собой
Слайд №23. Могила Льва Толстого
Ученик: - Писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.
Учитель: - Великих людей провожают в последний путь аплодисментами.
(Дети аплодируют стоя)

 

ΙV. Домашнее задание

Слайд №24. Мазай шлёт вам прощальные выстрелы (звучат выстрелы)
1 выстрел: Домашнее задание: Вопросы 1-3 учебника (с.190)
2 выстрел: Мо-лод-цы!
3 выстрел: Спасибо за урок!
Слайд №25.
Учитель: - И закачиваем мы урок так, как и его начали, призывом-обращением М.Горького!
Не зная Толстого - нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. М.Горький