Модель воспитывающей деятельности

Разделы: Внеклассная работа


Интерес общества к проблемам воспитания детей не только в семье, но и в школе получил в наши дни новую окраску.

Очевидно, что новые технологии обгоняют позитивное развитие человеческих отношений. Если на смену счетам, например, в магазинах пришел электронный расчет, то в сфере человеческих отношений изменений в критериях нравственности нет.

Многочисленные идеи проведения школьных и внешкольных мероприятий, предлагаемые сегодня методистами, - существенная помощь учителю, формирующему личность ребенка.

Предлагаемая нами модель воспитывающей деятельности в форме путевой карты «Становление личности» в классе / школе позволяет включить разрозненные мероприятия в комплекс дел воспитывающей деятельности учителя в содружестве с коллегами, учениками и родителями детей.

Системность воспитывающей деятельности учитывает многообразность направлений и жизненных ситуаций. Должно быть осознание того, что движение к цели – это не только достижение вершин радости, успеха, это преодоление топи ошибок, глубин неудач. Все, как в жизни, на маршрутах путевой карты движения к итоговой цели – взрослению, то есть к становлению духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Именно системность и комплексность позволяют связать в одно целое все разнообразие воспитывающей деятельности классного руководителя: пробуждение активности учащихся в приобретении знаний, привитие любви к родному краю, приобщение к искусству, передача знаний о безопасности в современном мире и т.д. Используя возможности образовательного ландшафта конкретной местности, где расположена школа, в сочетании с информацией всемирной паутины, не позволяя ребенку оторваться от действительности, маршруты путевой карты «Становление личности» соединяют дела группы учащихся (класса, параллели классов, школы) в общий, непрерывный поток жизни, где формируется трудолюбие, товарищество, ответственность, инициативность, честность и порядочность.

Маршруты путевой карты «Становление личности» не игнорируют индивидуальность идущего, но возводят всех на одну вершину – лучшее в мыслях, в делах и в поступках. На пути к вершине взросления детский коллектив, проявляя самодеятельность и инициативу, настойчиво преодолевая недостатки, должен стать дружнее, самостоятельнее, организованнее.

Требования администрации образовательного учреждения составить план воспитательной работы классного руководителя зачастую ставят педагога в тупик: в какому направлению (патриотическому, эстетическому, этическому и т.д.) приписать конкретное мероприятие. Предлагаемая модель воспитывающей деятельности помогает избежать таких проблем.

Следуя по путевой карте «Становление личности», учащиеся нашего лицея проходят маршрутами:

  • «Давайте жить дружно!»
  • «Раскрасим мир в разные краски!»
  • «Мыслю – значит, существую»
  • «Я – сибиряк»
  • «Я – наследник доблести и славы семьи, лицея, города, страны»

На маршруте «Давайте жить дружно!» комплекс дел дает возможность школьникам задуматься о тех, кто рядом: стать чуткими и внимательными помощниками тем, кто испытывает трудности в учебе, требовательными к нерадивым ученикам, лентяям. Бесплатные учебники – еще один аспект заботы всего коллектива: можно проводить смотры сохранности учебников. В список классных дел можно включить «Дефиле увлечений» - представление каждым своего интересного дела во внеурочное время. Немаловажно воспитание школьников в уважительном отношении к представителям других наций и народностей. Такое мероприятие, например, как «Чай-шоу» позволит детям узнать о чайных традициях других народов и рассказать об этом языком танца, песни, кулинарии. Уместны беседы о дружбе между народами, о международном сотрудничестве. Мероприятия о русском языке — языке дружбы и братства – в начальной школе и средних классах будут залогом воспитания чувства гордости за свой народ.

На маршруте «Раскрасим мир в разные краски!» беседы об искусстве, посещение театров, музеев, выставок, туристические путешествия позволят расширить представление детей о реальном мире, уберечь их от одиночества, поиска своего «я» в виртуальном мире. Выставки и творческие конкурсы «Природа и фантазия» раскроют творческий потенциал детей и родителей. Участие школьников в художественной самодеятельности традиционно в каждой школе. Взаимодействие с библиотеками города, новосибирскими театрами обогащают внутренний мир лицеистов.

На маршруте «Мыслю – значит, существую» основное внимание уделяется приобретению знаний. Лицеисты активно вовлекаются в конкурсы, турниры эрудитов, викторины, в предметные олимпиады; занимаются в клубах любознательных. Лицей сотрудничает с вузами Новосибирска. Для учащихся широкий выбор спецкурсов по робототехнике, прототипированию, куборо, инженерному дизайну и т.д. Учитываются индивидуальные особенности детей, поэтому введены занятия с психологом «Личностное развитие подростка», с логопедом - «Ораторское искусство». Школьники учатся применять полученные знания в НПК. Качественное образование – особая забота педколлектива и родительской общественности. Это воплощается в таких мероприятиях, как, например, образовательный минимум по всем школьным дисциплинам, а также общественный смотр знаний.

На маршруте «Я – сибиряк» все начинается с малого: с формирования умения и навыков по соблюдению личной и общественной гигиены, закаливанию организма. Учащиеся не только расширяют знания по краеведению (Новосибирск – научный, культурный, промышленный, инновационный центр России), но и посещают спортивные секции, клубы, участвуют в спортивных состязаниях, так как «сибиряк – значит, здоровяк!». Многочисленны спортивные дела и праздники здоровья.

Лицеисты узнают о памятниках культуры, архитектуры и народного творчества, о творчестве местных мастеров-умельцев, писателей, композиторов, ученых.

На маршруте «Я – наследник доблести и славы семьи, лицея, города, страны» начать можно с создания копилки полезных дел (например, сохранность школьного имущества, участие в декаде пожилого человека, забота о птицах) - это в дальнейшем поможет детям включиться в волонтерское движение. Необходимо ознакомить учащихся с историей малой родины – ее трудовой и боевой славой. Традиции старших поколений должны быть известны молодому поколению. Не лишне будет привлечение школьников к вступлению в юнармейский отряд. Участие в юбилейных торжествах образовательного учреждения привлекает как нынешних учащихся, так и их близких – в прошлом выпускников школы, что свидетельствует о доброй славе педколлектива. Мероприятия, направленные на рассказ о профессиях родителей, их вкладе в развитие города помогают в сближении родительского и педагогического сообществ.

В нашем лицее кульминацией ежегодной работы являются два праздника – общелицейский слет «Радуга успехов» и «Бал отличников».

Предлагаемая модель воспитывающей деятельности определяет в значительной мере формы, стиль и методы воспитательных влияний. Но, учитывая конкретные условия, педагог сам решает, какими делами в трудовой или игровой форме, наполнить программу, тем самым проявляет свое неповторимое творческое своеобразие.