Социально-педагогическая деятельность по адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения

Разделы: Социальная педагогика

Классы: д/с, 1


Поступая в образовательное учреждение, ребенок сталкивается с разными трудностями, в том числе возникает необходимость адаптироваться к новым социальным условиям. От благополучия адаптационного периода в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности младшего школьника.

Перед педагогом возникает проблема, как помочь ребенку адаптироваться в образовательном учреждении:  составить  наиболее полное представление о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам; воспитывать качества нужные в общении друг с другом и совместной деятельности; формировать навыки общения.

Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Необходимо научить детей прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Используя различные способы воздействия, педагог в значительной мере оказывает влияние на формирование взаимоотношений ребенка с другими взрослыми и  сверстниками.

Анализ эмпирических фактов показывает, что грубость, бестактность, жестокость, невнимательное отношение к индивидуальным особенностям и проблемам детей могут вызвать серьезные нарушения в развитии личностных качеств и в  поведении ребенка. Еще В.А.Сухомлинский говорил, что  ошибки в поведении учителей приводят к отклонениям в поведении учеников: у одних они приобретают "характер взвинченности, у других – это мания несправедливых обид и преследований, у третьих – озлобленность, у четвертых – напускная беззаботность, у пятых – безучастность...". Поэтому от опыта учителя, его знаний, уровня владения способами учебной деятельности и умения передавать эти способы в значительной мере зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет адаптироваться к условиям образовательного учреждения .

На процессе адаптации первоклассников большое значение имеет и об особенности семейного воспитания. Как известно, не только сознательное целенаправленное влияние  родителей на ребенка-первоклассника имеет значение, но и общий климат семейных взаимоотношений.

По данным разных авторов Александровская Э.М., Антропова М.В., Вайнер Э.Н., Казин Э.М., Качан Л.Г., Мухина В.С., Овчарова Р.В., Поздняков С.В. и др.  с каждым годом от 15 до 40% детей, придя в школу, оказываются психологически не готовы к обучению, испытывают трудности и могут быть дезадаптированы.

Под школьной дезадаптацией понимается «некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным . Исходя из этого, многие исследователи в понятии «готовность к школе» выделяют два компонента: готовности ребенка  к учебной деятельности (как профилактика учебной дезадаптации) и социально-психологическая готовность к школе (как аспект профилактики социально-психологической дезадаптацииребенка).

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод: для изучения школьной адаптации детей необходимы научные знания о различных аспектах готовности ребенка к школе, среди которых ученые выделяют мотивационный, интеллектуальный и социальный аспекты.

Вопросы  готовности и степень изученности проблемы в разных науках адаптации ребенка к школе рассматривали педагоги, дефектологи и психологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, М.Р. Битянова, О.В. Хухлаева, В.М. Сафронова и многие другие.

Исследуя данную проблему, необходимо разработать комплекс рекомендаций для родителей и учителей, которые они смогут использовать для того, чтобы помочь ребенку  безболезненно пережить период адаптации к школе.

В основе понимания механизмов социальной адаптации, ее сущности, лежит активная деятельность человека, в основе которой - потребность в преобразовании социальной действительности. В связи с этим сам процесс социальной адаптации происходит посредством деятельности, общения, самосознания, самоопределения, самоутверждения, характеризующих социальную сущность личности. При этом происходит не просто изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в социализацию личности.

Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

При легкой адаптации дети в течение двух месяцев вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности, как правило, преодолеваются.

При более длительном периоде адаптации дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Они могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. У них адаптация заканчивается к концу первого полугодия.У отдельных детей адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. На таких детей чаще всего жалуются учителя, что они «мешают» работать в классе.

Признаки успешной адаптации:

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
  • Насколько легко ребенок справляется с программой.
  • Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
  • Но самым важным, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной адаптации ребенка к школьной жизни являются следующие: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.