Голбол – как инклюзивный метод физической реабилитации и социализации детей с нарушением зрения

Разделы: Коррекционная педагогика, Конкурс «Цифровой класс»

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ОВЗ, инклюзия


Данная программа является инклюзивной программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию общеобразовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Программа рассчитана на 306 часов в год (9 часов в неделю) и реализуется в течение 34 учебных недель.

Закон РФ «Об образовании» трактует: Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющим различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Именно голбол, был создан в 1946 году, специально для решения проблем реабилитации слепых. Голбол (англ. goalball) — спортивная игра, в которой команда из трех человек должна забросить мяч со встроенным колокольчиком в ворота соперника, а все участники этой игры находятся в светонепроницаемых очках, что делает их возможности на площадке равными, не смотря на остроту зрения.

Цели и задачи:

  • Физическая реабилитация через игровые виды адаптивного спорта.
  • Социализация инвалидов по зрению посредством спортивно-массовых мероприятий.
  • Включение инвалидов по зрение в инклюзивное спортивное сообщество.

Целевая группа - дети с нарушением зрения, в т.ч. тотально слепые.

В секцию голбола привлекаются ребята и девочки в возрасте от 7 до 18 лет. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп кружка по голболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Актуальность программы состоит в том, что при всей важности таких традиционных подвижных игр, как футбол, баскетбол и волейбол, - методика применения этих игр без адаптации правил с учётом остроты зрения – невозможна. Нарушение зрения ведет к нарушениям физического развития, нарушениям социальной адаптации, именно эти проблемы предстоит решать посредством инклюзивного голбола. Играть в голбол могут на равных, как тотально слепые, так и слабовидящие и даже абсолютно здоровые дети, всё это делает голбол наиболее подходящим инклюзивным видом адаптивного физического воспитания для детей с нарушением зрения, а также положительно отражается не только на физической, но и на социальной адаптации инвалидов по зрению. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в секциях по голболу.

Гиподинамия.

В значительной степени нежелание двигаться – следствие боязни пространства или комплекса. Ликвидировать такую боязнь можно лишь с помощью активных средств, способствующих познанию слепыми окружающего пространства.

Слепому нужно помочь в освоении больших и малых, открытого и замкнутого пространств, сделать их понятными. Не просто сопроводить, а рассказать о логике рельефа; объяснить особенности помещения, его функциональное назначение; обратить внимание на детали, могущие послужить ориентиром, т.е. прививать уверенность в себе, приучать к мысли, что, если он будет просто внимателен, то сможет раскованно чувствовать себя и в любом месте, и в любой компании.

Известно, какое разрушительное воздействие оказывает гиподинамия на физиологию и психику человека.

Именно голбол является единственной игрой для ребят и девочек с нарушением зрения. в которую на равных могут играть и тотально слепые, и слабовидящие, и даже абсолютно здоровые дети, всё дело в озвученном мяче и светонепроницаемых очках, которые делают условия равными, это позволяет создать идеальные условия для инклюзии, т.к. детям психологически очень важно чувствовать себя наравне со всеми остальными здоровыми сверстниками. Помимо развития выше указанных положительных физических качеств.

Описание программы

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности инклюзивной программы. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, а дети с сохранным зрением помогут в этом.

Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, и взаимодействие товарищей по команде на площадке.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям по голболу (или торболу) и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Тифлопедагогические методы основы коррекционно-развивающего обучения: применяются главным образом в виде показа упражнения на примере товарищей по команде, тифлосредств, рельефных пособий. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

  • методы упражнений;
  • игровой;
  • соревновательный;
  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  • в целом;
  • по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся, а также остроты зрения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Система формы контроля уровня достижений учащихся.

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьных соревнованиях или в соревнованиях между коррекционными школами для детей с нарушением зрения «Детская голбольная лига «Подмосковья». Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Ожидаемый результат

В конце освоения рабочей программы планируется снижение отставания уровня физического развития по отношению к здоровым сверстникам, социальной адаптации учащихся, формирование коммуникативных способностей, главным образом способствующее этому – умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и областных и всероссийских мероприятиях.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Голбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
  • учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания и умения используя разные источники информации в т.ч. ориентировку в пространстве, и информацию, полученную на занятии;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация игры в команде по 3 человека.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающими.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.