Сценарий "Дети Войны"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 2, 3, 4, 5

Ключевые слова: Великая Отечественная война, утренник , дети войны


Ведущий. Дети и война – несовместимые понятия. Сколько их пострадало во время Великой Отечественной войны! Голод и разруха, страдания и слезы, героические подвиги и самоотверженный труд во имя грядущей Победы, как много испытаний пришлось пережить им, совсем юным гражданам нашей страны.

В живых картинах мы расскажем о детях войны.

Картина 1

(На сцене пионерский лагерь. Дети играют.)

Футболисты:

1. Сережка, мне пас, пас давай!

2. Держи!

3. Вперё-0000д!

Все: Гол!!!

Пионеры: Равняйсь! Смирно! В две шеренги стройсь!

Все (строятся): Раз! Два! Три!

Командир: В одну шеренгу стройсь!

Все (строятся): Раз! Два! Три!

(Спортсмены строят пирамиду)

1.

Делай раз!
Делай два!
Делай три!
Рассыпсь!

Девочки (танцуют)

1.

Раз, два, три,
Раз, два три,
Раз, два, три!

2.

Де ми плие!
Поворот!
Де ми плие! Мах!

(Юннаты поливают цветы)

1. Смотри, у красного пиона уже бутоны раскрываются!

2. А белого почему-то нет!

3. Я посадила саженцы роз! Вот красота будет!

(слышится гул приближающихся бомбардировщиков)

Пионеры: Что это?

Футболисты: Что это?

Девочки:

1. Сколько самолетов!

2. А что это за ужасные черные кресты?!

3. Как страшно!

4. Посмотрите, он прямо на нас летит!

Вожатый: Ребята, это война!

Звучит сообщение о начале войны. (голос Левитана и кадры)

3.

Его мы узнали из книжки,
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
В детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
Те дети в войну не играли –
А просто дышали войной.

4.

Они жили в ней, в этой страшной войне:
День за днем, взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью.
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.

5. — Дети и война – нет ничего более ужасного. Мальчик трех лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке шен».

6. — Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжелораненную, когда шел бой за их деревню.

7. — Дети и война… Для кого-то — это блокадный Ленинград, для кого-то – сиротское детство.

Картина 2

Ведущий. Они бежали на фронт, совсем ещё юные, безусые мальчишки, добавляли себе лет в метрике, уговаривали солдат и командиров записать их на войну сыном полка или просто так, вольнонаемным.

(Военком за столом, перед ним мальчик)

Мальчик – Дяденька военком, вы не смотрите на меня, что я маленький. Я сильный!

Я по физкультуре на одни пятерки учусь!

Военком – Вот и продолжай учиться. В армию после восемнадцати лет призывают.

Мальчик – А я хочу Родину защищать. Батька мой под Москвой в 41 погиб и старший брат тоже. Я смогу снаряды носить, и наблюдателем... Мне бы только бинокль выдать…

Военком – Мал ты еще, сынок, куда тебе в такое пекло! Молоко на губах не обсохло, а ты снаряды носить собираешься!

Мальчик - А еще я на трубе играть умею. Может быть пригодится?!

Военком (думает) – Куда ж такой годится маленький? Ну, разве только в трубачи?! (ПАУЗА)

Ну, хорошо, в трубачи, так в трубачи. Иди, собирайся!

Мальчик – Спасибо, товарищ командир. Не подведу!

(звучит «Песня о маленьком трубаче») – видеоролик

Картина 3

Ведущий. А тот, кто остался городе тоже время зря не терял. По ночам, во время налетов вражеской авиации ребята дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы, помогали в бомбоубежищах.

(Митька и Оля сидят  на крыше)

Оля: Как тихо сегодня вечером. Как будто и нет войны. Черёмуха цветёт.

Митька: Как же, тихо! Глянь на часы. Фашисты все по времени делают. Через пять минут прилетят. Слышишь гул. Готовь щипцы и песок.

Оля: Эй, ребята, вы там внизу, бочку с водой, да вёдра готовьте.

(Звучит сигнал воздушной тревоги)

Миша: Граждане, поторопитесь, все спускайтесь в бомбоубежище.

Тамара, Сергеевна, я понесу ваши вещи,  а Вы ведите малышей. Скорее, скорее!

Света: Бабушка, переходите на другую сторону улицы, фашисты обстреливают город, эта сторона улицы особо опасна.

Вера: А ты чей, малыш? Не время плакать, скорее в убежище.

Картина 3

Ведущий.

1. Так они рисковали жизнью, защищая свой дом, свою улицу, родной город.

2. А ещё ребята помогали раненым в госпиталях, кормили их, читали им книги, писали письма.

(Госпиталь. Таня и раненый боец)

Таня: Здравствуйте, дядя Василий. Я вот вам лепёшек принесла. Поешьте. Вкусно. Как Ваши раны? Полегче Вам?

Раненый: Ох, Танюшка! Не раны болят, а сердце ноет. Как я теперь с одной рукой-то? Хозяйство большое, а у моей Ульяны детишек семеро по лавкам. Не помощник я ей теперь.

Таня: Что вы говорите, дядя Василий. Вас дома ждут и жена, и ребятишки. Вырастут, подмогой Вам станут. А мы им сейчас письмецо напишем.

Раненый: Здравствуй, разлюбезная жена моя, Ульяна и детки: Петруша, Коленька, Маруся, Варвара, Федюшка, Шура и Катюша. Кланяюсь вам, ваш муж и батька. Сообщаю, что я жив, нахожусь на излечении в госпитале, зацепило маленько руку. Скучаю по вам, мои родные. Петруша и Маруся, мамке помогайте, за малыми приглядывайте чтоб не шалили. Ну, написала?!

Таня: Написала, дядя Василий. Сейчас в конверт положу, запечатаю. Диктуйте адрес.

(входят артисты)

Девочка-ведущая: Здравствуйте, товарищи легко и тяжелораненые. Начинаем наш пионерский концерт.

Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» прочитает______________

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,—
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Девочка-ведущая. Русский народный танец «Калинка» исполняют девочки _____________

Музыка  М. Блантера, слова Исаковского «Катюша» исполняет___________________

Картина 4

Ведущий

1. Недоедали, недосыпали, недоучились. Их детство безжалостно разрушила война.

2.

Ах, сколько их не вынесло голода
И сколько сгорело в огне!
И сколько погибло от холода!
Не выговорить мне.
Не выговорить — нет мочи! –
Беспризорных детей число,
Чьи жизни в те черные ночи,
В те страшные дни унесло.

3. – Что такое фашизм они увидели глазами своей детской души. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости.

4. – Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.

5. – Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту.

6. В осажденном Ленинграде маленькая девочка, Таня Савичева в записной книжке вела дневник.

"Женя умерла 28 декабря в 12 час утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3ч дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 6 час утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2ч ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4ч дня 1942 г.
Мама – 13 мая в 7 час 30 минут утра 1942 г…
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня".

Картина 5

1. – Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

2. – У всех маленьких узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

Ведущий

3.– В память обо всех детях, погибших на войне, обьявляется Минута Молчания.

Видеоролик «Вечный огонь».

Картина 6

Ведущий. Ребята, которых война застала в деревне воевали наравне со взрослыми в партизанских отрядах, становились сынами и дочерьми полков.

Надя. Васятка, старайся, пиши, выводи палочки, крючочки!

Васятка. Ну вот, опять привязалась со своими буквами. Чтобы в разведку ходить буквы писать не обязательно.

Надя. Война-то пройдёт, а ты будешь неграмотным! Стыдно! Не ленись, пиши!

(Голос за кадром)

Надежа, Васятка, к командиру.

Надя. Товарищ командир отряда, партизанка Надежда Богданова по вашему приказанию явилась.

Васятка. Товарищ командир, партизан Богданов готов выполнить любое поручение.

Командир. Здравствуйте, ребятишки. Дело вам предстоит трудное и опасное.

Пойдете в тыл к фашистам. Надо разведать, как идут поезда на станции Тихоново, сколько в них вагонов, какая охрана. Одевайтесь нищими, так вы не привлечете к себе внимание. Скоро наступление и ваши сведения очень важны для партизанского отряда.

Надя. Товарищ командир, а можно мы в корзинке листовки спрячем, нашим раздадим, ведь они ждут!

Васятка. А мне бы гранату-лимонку, товарищ командир. Вот я им покажу, фашистам-то!

Командир. Нет! Пойдете без оружия. Ваше задание все хорошенько узнать. Будьте осторожней.

Ведущий

1. Ребята ушли. Целых два дня не было от них вестей. А потом прибежал Васятка. Он принёс записку от Нади Богдановой с точными данными о работе железнодорожной станции.

2. Но девочка не вернулась. Предатель узнал в ней свою маленькую соседку и рассказал фашистам о маленькой партизанке. Немцы схватили Надю, били её, пытали, стараясь выведать всё о партизанском отряде. Но девочка не произнесла ни слова. Тогда фашистский офицер велел расстрелять юную героиню.

1 и 2. Так погибла Надя Богданова.

Картина 7

Ведущий 1. Военные заводы. Дети стояли у станков наравне со взрослыми. Выполняли рабочую норму, оставались работать сверхурочно, а спали тут же, у станков.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой)

Женька. - Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

Мишка - А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

Женька - Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

Мишка. - Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

Женька. - Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

1. Лобанов Женька сдержал слово. В 44-м году он был призван в армию, в 33-й запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт.

2. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

(Звучит песня «Ленинградские мальчишки»)

Картина 8. Финал

1.

Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.

2.

Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

3.

Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а в прочем все равно,
Вы сегодня с нами в наших мыслях,
В каждой песне, в легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

4.

И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнем,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.

Ведущий 1. Дети Великой Отечественной войны, ваши сердца стучат в нашей памяти, поют как звонкие горны тех трудных, страшных, но славных героических времён. Мы гордимся вами, дети войны, и как сигнальщики-горнисты клянемся любить нашу Родину.

Все участники утренника исполняют песню А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова «Сигнальщики-горнисты».

Приложения