Виды омонимии. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: морфема, омонимы, омофоны , омоформы , семантика


Технологическая карта  урока

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс Комплекс В.Бабайцевой

Тип урока

Открытие новых знаний

Технология построения урока

Проблемное обучение, эвристический метод
ИКТ-технология
Здоровьесберегающая технология
http://interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bleksika-frazeologiyab/povtorenie-izuchennogo-v-5-klasse-otlichie-mnogoznachnyh-slov-ot-omonimov
http://soundru.ru/music/%D4%E8%E7%EA%F3%EB%FC%F2%EC%E8%ED%F3%F2%EA%E0

Тема

Виды омонимии

Цель

Научиться различать омонимичные корни, видеть проблемную ситуацию, связанную с правильным выбором проверочного слова, научиться различать основные виды омонимии (омографы, омоформы, омофоны)

Основные термины, понятия

Морфема, омонимы, омофоны, омоформы, семантика

Планируемый результат:

Предметные умения:

Учащиеся научатся:
- самостоятельно справляться с возникшей двоякостью, связанной с «портретным сходством» некоторых слов или морфем
- различать омонимы, омографы, омоформы, омофоны
- Применять новые знания для овладения нормами грамотного письма

Личностные УУД:
- испытывать интерес к данному виду работы
- чувствовать себя востребованным в процессе обучения, иметь возможность проявить сея на уроке

Регулятивные УУД:
- Умение выявлять проблему;
- Умение определять лингвистическую задачу и правильно решать её

Познавательные УУД:
- Умение применять полученные навыки в заданиях разных уровней сложности
- Умение ориентироваться в учебнике и словарях

Коммуникативные УУД:
- Умение доказывать свою точку зрения, опираясь на теоретические знания
- Умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения;
- Умение работать в парах, сотрудничать с учителем и одноклассниками, уважительно относиться к иной (пусть даже неправильной) точке зрения, уметь корректно отстаивать своё мнение, опираясь на теоретические знания

Организация пространства

Формы работы:
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная

Ресурсы:
Книгопечатная продукция:

  • Учебный комплекс под редакцией В.Бабайцевой (учебник теории)

Технические средства обучения:

  • Медиапроектор
  • Ноутбук

Раздаточный материал: Сигнальные карточки красная, жёлтая, белая, зелёная

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный (этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков

Актуализация опорных знаний и умений

 Привести жизненные ситуации, где возможно двоякое понимание смысла слова, если не применить новые знания

Постановка учебной проблемы

Акцентировать внимание на ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний для решения лингвистической задачи

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Выявление индивидуальных трудностей, связанных с пониманием данной проблемы

Открытие нового знания

Приведение особого случая, связанного с данной ошибкоопасной ситуацией

Первичная проверка понимания

Проверить устойчивость полученных знаний на приведённом материале (рименение сигнальных карточек)

Применение новых знаний

 Включить в проверочный материал слова, в котором потребуется применение новых знаний (расширенное представление об омонимии)

Рефлексия учебной деятельности

оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности

Технология изучения