Основная образовательная программа дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: программа, дошкольное образование


Ι. Целевой раздел

Пояснительная записка

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Теремок» города Белово» (далее - Программа, Учреждение) - нормативно-управленческий документ Учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации образовательной деятельности, характер оказываемых образовательных услуг. Программа cформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего и дошкольного возраста.

Программа разработана:

  • в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • в соответствии с приказом Министерства образования и  науки  РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО);
  • в соответствии с приказом  Министерства образования  и науки  Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности  по основным общеобразовательным программам - образовательным  программам дошкольного образования» (далее - Порядок);
  •  Постановлением главного государственного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (с изменениями от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • c учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
  •  на основе образовательной программы дошкольного образования   «Радуга». Проект  С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Дороновой и др.; науч. рук.  Е.В.Соловьева. 2014г.

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Программа ориентирует Учреждение  на достижение общих ключевых целей:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье обучающихся, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

2. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию обучающихся;

3. Обеспечивать каждому обучающемуся возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Задачи реализации Программы:

1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого воспитанника в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 3.Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

 4.Создания благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими воспитанниками, взрослыми и миром;

 5.Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. Способствовать становлению деятельности;

7. Способствовать становлению сознания;

8. Формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности воспитанника, формирования предпосылок учебной деятельности;

9. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

10. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям воспитанников;

11.Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников;

12. Определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

13. Создавать атмосферу эмоционального комфорта;

14. Создавать условия для творческого самовыражения.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа содержательно раскрывает и представляет пути практической реализации в конкретной образовательной деятельности организации обозначенных Стандартом принципов дошкольного образования.

1. Полноценное проживание всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при котором самобучающийся, становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3. Содействие и сотрудничество воспитанников и взрослых, признание  воспитанника полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы воспитанника в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество образовательной организации с семьей;

6. Приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитанников в различных видах деятельности;

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и условиям развития);

9. Учет этнокультурной ситуации развития воспитанников.

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

В Учреждении воспитываются воспитанники с 2-х до 8 лет.

Ранний возраст

«Думаю, действуя»: 2 - 3 года

Ключ возраста. До 5 лет все основные психические процессы – внимание, память, мышление носят у воспитанника непроизвольный характер. Это означает, что он не может по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает, то, что «само запоминается» и т.п. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых с детьми методических приёмов.

Эмоции. Ребенок проявляет свои эмоции, немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить», как от него требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Причины негативных эмоций у воспитанников часто связаны с физическим состоянием. Все чаще педагоги отмечают, что воспитанники реагируют плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады давления, вспышки солнечной активности, полнолуние, новолуние и другие природные факторы. После начала кризиса 3 лет вспышки негативных эмоций сопровождаются попытками взрослых навязать воспитаннику свою волю. Положительные эмоции также связаны с сенсорными впечатлениями: вкусная любимая еда, приятные запахи, приятный физический контакт со взрослым, активное движение, пение, легкая музыка и др. Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

Восприятие. Для воспитанников третьего года жизни восприятие еще не является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно - практических задач.

Восприятие характеризуется:

- во-первых тем, что оно ориентированно на смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план. Так, рассматривая фигуру оленя, выделяет только большие рога, и не ориентируется на другие признаки;

- во-вторых, предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т.д.). Очень важным, хотя внешне малозаметным, является появление взаимодействия в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений, слух – при восприятии и различении речи. Интенсивно развивается фонематический слух. Постепенно увеличивается острота зрения и различение цветов.

Внимание. У детей третьего года жизни внимание очень похоже на то, которое наблюдается у взрослых. Воспитанники просто не понимают, что это значит - заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на объекте. Они внимательны не потому, что хотят, а потому, что объект приковал их внимание к себе. Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту. На интересном для них деле, воспитанники могут сосредотачиваться до 20 – 25 минут. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит. Направить его путем словесного «посмотри» или «послушай» очень трудно. Переключить на другой предмет с помощью словесной инструкции можно только при условии её многократных повторений. Именно поэтому воспитанникам так сложно немедленно выполнить просьбу принести что-либо, убрать игрушки и т.п. Объем внимания очень невелик.

Память. В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально, воспитанники запомнить не могут. И в тоже время они прекрасно запоминают то, что им понравилось. Воспитанник может наизусть знать «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить простое поручение – положить карандаш на стол в другой комнате.

Речь. Между 2 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной  речи. Вместе с тем, речь воспитанников ситуативная. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т.е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника. Словарный запас на этот год должен значительно возрасти. Если в 2 года он в среднем составляет примерно 270 слов, а в 2,5 года – 450, то в 3 года – это уже 800, а у хорошо развитых воспитанников – более 1000 слов.

Мышление воспитанника данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Полноценное развитие предметно-манипулятивной игры имеет большое значение для развития воображения воспитанника, которое является основой творческих способностей. Умение комбинировать необходимо во многих видах художественного творчества, в том числе таких как, дизайн, архитектура, моделирование.

Деятельность. Целеполагание. Важнейшим психическим новообразованием данного возраста является становление целеполагания. У воспитанника появляется желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, - катать, бросать, стучать и т.д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое – забор из кубиков, поезд из стульев и т.п. Эта способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать её в своих мыслях в течении всего времени, необходимого для её достижения, и есть то важнейшее психическое новообразование которое должно появиться у ребенка к 3 годам.

Освоение мира предметов связано с формированием орудийной деятельности. Важно помнить, что цели деятельности взрослых ребенок понимает ещё не отчетливо. Начальная орудийная деятельность способствует развитию мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации.

Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, воспитанник учиться выполнять точные, контролируемые движения.

Третий год жизни лучшее время для формирования хороших привычек. К их числу относятся навыки самобслуживания, культурно-гигиенические навыки.

В игре воспитанник также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого предметы-заместители.

Воспитанники этого возраста любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и туже сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.

Сознание. Сознание как высший уровень психического отражения человеком действительности в виде обобщенных образов и понятий только начинает формироваться у воспитанников третьего года жизни. Содержание сознания в значительной мере заполняется в результате сенсорного опыта воспитанника.

Становление сознания тесно связано с развитием его речи. Речью воспитанник овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ним. При этом речь воспитанник воспринимает в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит на него в момент речи на него.
В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин – его вводят также взрослые.

Личность. Отношение к взрослому. Взрослый необходим воспитаннику в первую очередь как источник помощи и защиты.

Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания симпатичному взрослому. При этом воспитанник подражает всему, что делает взрослый – и хорошему и плохому; и правильному и неправильному. Воспитанники начинают ценить себя, если их ценят другие. Если взрослые относятся к воспитанникам с уважением, они быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Для этой возрастной группы развитие происходит из опыта, который поддерживает инициативу, творчество и самоуважение. Воспитанники борются за независимость и уважение к себе, и всё же они нуждаются в направлении и поддержке.

Несмотря на то, что воспитанники рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают восприятие себя как субъекта, независимого от других.

Личность. Отношение к сверстникам. Сверстник еще не представляет для воспитанника данного возраста особого интереса и рассматривается часто, как еще один предмет. Воспитанники играют «рядом, но не вместе». Друг для друга воспитанники нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Заняться общим делом воспитанникам данного возраста еще трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или совершает необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.

Дошкольный возраст

«Я сам!»: 3–4 года

Ключ возраста. В период 2,5–3,5 года воспитанник переживает так называемый кризис трех лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Воспитанники данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле.

Эмоции детей сильны, но поверхностны. Воспитанник ещё не умеет скрывать свои чувства. Он по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослыми по поводу волеизъявлений воспитанника, или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками. Воспитанники получают большое удовольствие от продуктивной деятельности.

Восприятие. При восприятии предметов и явлений у воспитанников продолжает развиваться взаимодействие в работе разных органов чувств. Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные. Появляется способность зрительно разделить предмет на части.

Внимание. Способность у воспитанников управлять своим вниманием невелика. Направление их внимания на объект путем словесного указания продолжает составлять трудности. Объем внимания, измеряемый стандартизированными способами, не превышает одного объекта.  Устойчивость внимания возрастает, но по-прежнему зависит от степени заинтересованности воспитанника. На занятии интересном, воспитанники могут сосредоточиваться до 50 минут. На занятии неинтересном, выполняемом индивидуально по заданию и в присутствии взрослого, воспитанник может сосредоточиваться до 25–30 минут с перерывами.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Воспитанники хорошо запоминают то, что им интересно.

Речь воспитанников в этом возрасте продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. В речи воспитанников четвертого года жизни имеется ещё одна особенность. Занимаясь каким – либо делом, они часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью. Такие «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития воспитанника. С их помощью воспитанник пытается наметить и удержать в памяти поставленные им цели, строит новые планы. В возрасте 3 лет у воспитанника увеличивается внимание к звуковой  стороне речи, что влияет на его произносительные умения.

Мышление воспитанника старше 3 лет носит наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами воспитанник может перейти к манипулированию представлениями о них.

Деятельность. Трехлетний воспитанник – неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить. С удовольствием будет заниматься любимым продуктивным делом – клеить, лепить, рисовать.

Целеполагание. У воспитанника формируется способность заранее представлять себе результат, который он хочет получить, и активно действовать в направлении достижения этого результата. Любые усилия, направленные на получение результата, должны приносить удовлетворение. И по отношению ко многим целям, которые начинает ставить перед собой воспитанник, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым.

Оценка результата. К 3 годам у воспитанника появляется способность оценивать результаты. И если раньше воспитанник был доволен любым результатом, то теперь, приглядываясь к тому, что получается у других, и, составляя для себя более ясный образ конечной цели, воспитанник начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому воспитанники уже могут огорчаться из-за того, что у них что у них не получается задуманное.

Овладение способами деятельности. Интерес к средствам и способам практических действий создает уникальные возможности для становления ручной умелости. Воспитаннику следует помогать овладевать практическими средствами и способами их достижения. Только так можно сохранить и укрепить его веру в свои силы и избавить от огорчений по поводу его неудач.

Сознание. Накопленный сенсорный опыт воспитанника, позволяет ему строить обобщения этого чувственного опыта. Обобщения содержания познавательно-исследовательской деятельности позволяет воспитаннику узнать новые свойства окружающих его предметов. Поскольку речь воспитанника находиться в стадии становления, педагог еще не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Педагог не должен требовать от воспитанников развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует воспитанников.

Личность. Никогда не забывайте, что торжественное заявление «Я сам!» приводит воспитанника на развилку, где он оказывается в ситуации, не менее драматичной, чем та, в которой оказался сказочный Иван-царевич. Поддержка и одобрение взрослых порождают у воспитанников радостное ощущение их компетентности, способствуют формированию представлений о самих себе как о могущих и умеющих.

Отношение к себе. Стремление к самостоятельности сопровождается еще одним изменением  в психике воспитанника. Появляется короткое и значительное слово «я». Это значит, что воспитанник начал осознавать себя как человека, отдельного от всех остальных, в том числе и от взрослых. У него в сознании появилось то ядро, к которому он может относить различные характеристики – мальчик, со светлыми волосами и т.д.

Личность. Отношение к взрослому. Ведущим типом общения становиться ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает воспитанника как партнер по интересной совместной деятельности.

Личность. Отношение к сверстникам. Все больший интерес для воспитанника приобретает его сверстник. Из занимательного объекта он начинает превращаться в многообещающего партнера. Вместе с тем, именно в этом возрасте взаимоотношения воспитанников в детском саду подвергаются серьезным испытаниям. Между воспитанниками появляются трудности и конфликты. Одна из причин - возникшая к этому времени самостоятельная, целенаправленная деятельность. Социальный опыт воспитанника и их речевые возможности явно не достаточны для самостоятельного достижения разумных компромиссов.

Основная самостоятельная деятельность воспитанника - игра - носит преимущественно индивидуальный характер. Игровые компании, в которые объединяются, как правило, не более чем два ребенка, неустойчивы и быстро распадаются. Вместе с тем, воспитанник, скорее под влиянием оценок взрослого, неизбежных при групповом воспитании, впервые начинает сравнивать себя со сверстниками. И появляются индивидуальные симпатии.

«Любознательные Почемучки»: 4–5 лет

Ключ возраста. Четырехлетний воспитанник часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения.

Эмоции. Эмоциональные реакции становятся, более стабильными, уравновешенными. Если у воспитанника нет причин для переживаний, он жизнерадостен, пребывает в хорошем расположении духа. У воспитанника появляется новая способность: переживать вымышленным персонажам, например героям сказок. Данная способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Воспитанникам становиться доступна та или иная ситуация.

Восприятие. Процессы восприятия начинают отделяться от предметной деятельности. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Продолжает расти острота зрения, способность к цветоразличению, улучшается ориентация в пространстве.

Внимание остается еще в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путем словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции еще требует повторения, хотя уже в половине случаев оно может происходить по первому требованию.  Увеличивается и объем внимания, в среднем до двух объектов.

Память непроизвольна, но появляются элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно быстро распространяются и на процессы запоминания.

Речь. Продолжает увеличиваться словарь. Появляются существительные, обозначающие свойства предметов (скорость, твердость). В речи возрастает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества. Это создание новых слов по аналогии со знакомыми словами. А также намеренное искажение слов, в форме игры со сверстниками.

Мышление воспитанника становиться речевым. Он пробует строить рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Если у воспитанника мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую предметную деятельность, то теперь он протекает преимущественно в уме.

Совершенствует способность классифицировать. Сформирована операция сериями – построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру). Воспитанник активно осваивает операцию счета в пределах первого десятка. Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени.

Деятельность. Игра имеет ведущий вид деятельности. Сюжеты игр воспитанников отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов и поэтому постоянно меняются. Воспитанники обожают переодеваться и наряжаться. В своих ролевых играх воспитанники любят строить для себя дом. Воспитанники любят путешествия и приключения. Более сложное изменение в психологическом портрете воспитанника – это обогащение и дальнейшее развертывание уже реализованных целей. Построив гараж для машины, воспитанник решает построить дорогу, а потом еще и бензоколонку.

Сознание. Новообразования в развитии сознания воспитанников проявляются в том, что воспитанники в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Способность по словесному описанию представлять себе предметы, явления, события и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них играет решающую роль в развитии воспитанников.

Моральные представления. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам.

Речевое развитие. Значительно увеличивается значение речи как способа передачи воспитанникам взрослыми разнообразной информации. Рассказ становиться эффективным способом расширения кругозора воспитанников - наряду с практическим наблюдением и экспериментированием. Воспитанники с удовольствием слушают истории из жизни воспитателей или других людей. К 4 годам речь воспитанника уже в основном сформирована как средство общения и становиться средством выражения его мыслей и рассуждения.

Личность. Для становления личности очень важным является формирование в психике воспитанника созидательного отношения, выражающееся в стремлении создать что-то нужное, интересное и красивое.

Расширение объема знаний и кругозора воспитанника служит почвой для возникновения познавательного отношения к миру, потребности в знаниях. Важно уважительное отношение к его собственным умственным поискам и их результатам.

Отношение к взрослому. В этом возрасте взрослый нужен воспитаннику как источник новой информации. Формируется авторитет взрослого как возможного учителя. Новым в отношении воспитанника к окружающим должны стать интерес и уважение к взрослому, как к источнику новых знаний в его собственных интеллектуальных поисках.

Отношение к сверстникам. Сверстник становиться интересен как партнер по играм. Воспитанник страдает, если никто с ним не хочет играть. Формирование социального статуса каждого воспитанника во многом определяется тем, какие оценки дают ему воспитатели. Необходимо подчеркивать что-то хорошее в каждом ребенке. Воспитанники играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья.

«Уже большие»: 5–6 лет

Ключ возраста. В развитии воспитанника происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становиться не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным поведением.

Эмоции. Воспитанник способен контролировать свое поведение, регулировать проявление своих чувств. В частности. Теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других. Теперь воспитанник обливается слезами в первую очередь не над вымыслом, а в связи с размышлениями о том нравиться ли он девочке или мальчику, с которой хочет дружить, любит ли его на самом деле мама или отец, добр ли в действительности воспитатель и т.д. У воспитанников появляются устойчивые чувства и отношения. Осваивая новые, требующие произвольного контроля поведения, воспитанники учатся владеть своими эмоциями.

Восприятие. Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве и др. продолжают развиваться и совершенствоваться. Восприятие приобретает черты произвольности. Раньше оно было включено в предметно-практическую деятельность воспитанников. Теперь он способен воспринимать предметы независимо от того, действует он с ними практически или нет.

Внимание. В пять лет продолжается рост устойчивого внимания. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам к деятельности ребенка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте воспитанники начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, гуси-лебеди).

Память. Развивается произвольное запоминание (способность запомнить и воспроизвести слова или картинки по просьбе взрослого), хотя оно остается главным образом механическим. Преобладающим видом памяти является образная. Воспитанник может запомнить 7–8 предметов (из 10–15),  изображенных на предъявляемых ему картинках.

Речь становится связной, внутренне согласованной и монологической. Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место в ней занимают человеческие отношения. Этим определяется направление дальнейшего усложнения и обогащения лексического и грамматического строя речи.

Мышление. К 5 годам у воспитанников появляется способность удерживать в сознании уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. Воспитанники могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи. На основе яркого зрительного представления воспитанник может решать в уме достаточно сложные геометрические задачи. Воспитанник пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить себя в младшем возрасте.

Деятельность. Возможности произвольного контроля поведения открывают путь для формирования культуры поведения в общественных местах, за столом, в гостях и т.п., освоения правил речевой вежливости, правил приличия. В работе с воспитанниками именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на воспроизведение образца и работу по словесной инструкции. В играх воспитанников можно видеть полноценный развернутый сюжет. У воспитанников появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения, а также таких психических процессов, как память, внимание, восприятие и др.

Сознание. В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые воспитанник уже успешно использует в практике, но пока не рефлексивно. Происходит активное осмысление жизненных ценностей. Оно происходит параллельно с дифференциацией образа Я самого воспитанника и построением образа будущего. Старший дошкольный возраст имеет решающее значение для морального развития воспитанника. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения.

Личность. Отношение к себе. Пятилетний возраст - возраст идентификации воспитанника себя с взрослыми того же пола. Акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на людей. В ходе наблюдений, за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть фильмы для взрослых, воспитанники активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни.

Отношение к взрослому. До сих пор взрослый был безоговорочным, непререкаемым авторитетом. В пять лет появляется критичность в оценке взрослого, у некоторых детей проявляется уже и независимость собственных суждений от оценок авторитета.

Отношение к сверстникам. На шестом году жизни воспитанника, разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа его взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем. Развитие произвольности, и личностное развитие,  позволяет самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру.

«Мечтатели, помощники, будущие ученики»: 6–8 лет

Ключ возраста. Происходит осмысление жизненных ценностей. Данный возраст – период социализации воспитанника . В период 6–8 лет у воспитанника произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения. В школе обучающийся  прилагает все усилия для достижения целей, поставленных учителем. Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том, что не все учебное содержание, будет интересно для всех воспитанников.

Эмоции. Совершенствуется способность контролировать проявления эмоциональных реакций. Развивается система устойчивых чувств: любовь, дружба.

Восприятие. Совершенствуется произвольность восприятия. Оно становится самостоятельным процессом. Воспитанник может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приёмы.

Память и внимание. Формируется произвольность памяти и внимания, которое становится одной из важных составляющих готовности к школе. Произвольность этих процессов выражается в том, что воспитанник может запоминать то содержание,  которое ему в данный момент не интересно и не нужно, и быть внимательным. Воспитанник ставит перед собой целью и вниманием.

Речь. Воспитанник практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарем, грамматическим строем. Воспитанник практически овладевает всеми сторонами родного языка: звуковым составом, словарем, грамматическим строем. Развитие голосового аппарата дает ему возможность правильно произносить все звуки родного языка. Овладение воспитанником разнообразными навыками связной речи позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность делиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, а также получать интересующую его информацию.

Мышление. Воспитанники 6–8 лет могут оперировать количествами, увеличивать и уменьшать их, правильно описывать эти ситуации на языке математики как действия сложения и вычитания. Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения и оперирования в уме описанными в условии задачи группами. При этом, если речь идет о пирожках, они ответят на вопрос с чем эти пирожки, большие или маленькие, какой формы (хотя в условии это не говорилось). К концу дошкольного детства у  воспитанников формируется первичный целостный образ мира, в котором они живут, отражающий основные его закономерности.

Деятельность. Совершенствуются навыки произвольного контроля на всех этапах осуществления деятельности. Формируется произвольность внимания и памяти. Воспитанник учится принимать задачи, поставленные перед ним взрослым, что постепенно подготавливает его к позиции ученика. Ориентация не только на внутренние побуждения, но и на внешние требования – важный этап становления деятельности и общей социализации. Продолжает развиваться индивидуальная сюжетная и режиссерская игра, что способствует психическому развитию воспитанника, развивая его познавательную сферу и наглядно-образное мышление. Расширение знаний о человеческих действиях и взаимоотношениях, приводит к увеличению в игре числа ролей, необходимых, с точки зрения воспитанников, для полноценной игры. Самостоятельно, без участия взрослых, воспитанники могут обговорить замысел игры, распределить роли и разыграть их.

Сознание. Изменения характеризуются развитием внутреннего плана действий – способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различными представлениями. Дальнейшее развитие и усложнение этих образований создает к 6 годам благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, способах и достижениях, полученных результатах, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития. Первая особенность морального сознания воспитанников, седьмого года жизни - это расхождение между знанием норм и личным отношением к их нарушению и соблюдению. Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у воспитанника личного отрицательного отношения и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм.

Личность. Развитие личности характеризуется формированием дифференцированного отношения к сверстникам и ко многим взрослым, к одним из которых он безразличен, других он любит, к третьим испытывает неприязнь. У воспитанника формируется отношение к литературным героям, к природным явлениям и предметам техники, к поступкам других людей, к себе самому и ко многому другому.

Отношение к себе. У воспитанника продолжается формироваться его образ Я. Воспитанник стремиться к тому, чтобы этот образ стал позитивным. Каждый воспитанник нуждается поддержки взрослыми убеждения в том, что в нем много хорошего, а также в том, чтобы взрослые сообщали  о его достоинствах другим воспитанникам, родителям. Важной педагогической задачей становится воспитание у каждого воспитанника чувства уверенности в том, что взрослые (родители, педагоги) его уважают.

Побуждением к учению, овладению новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

Отношение к сверстникам. Благодаря педагогическим усилиям создаются условия для воспитания доброжелательного отношения к другим воспитанникам, уважения прав сверстников, формируется установка на сотрудничество. Воспитанники овладевают навыками совместной деятельности, понимают её преимущества.

Отношение к взрослым. Меняется отношение к взрослому как безусловному авторитету. Взрослый принимается воспитанниками в качестве советчика, равноправного партнера и цениться детьми за умение решать организационные вопросы, придумывать интересные сюжеты для игр, организовывать интересное дело. Уважение к авторитету взрослого поддерживается именно такими его способностями.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС дошкольное образование к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий воспитанников.

Планируемые результаты освоения Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры представляют собой возрастные характеристики возможных достижений воспитанника раннего возраста (от 2 года до 3 лет) и дошкольного возраста (от 3 до 8 лет).

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

- воспитанник интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- воспитанник использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- воспитанник владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает, знает названия окружающих предметов и игрушек;

- воспитанник стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляются игры, в которых воспитанник воспроизводит действия взрослого;

- воспитанник проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- воспитанник интересуется стихами, песнями и сказками, рассматривает картинки, стремиться двигаться под музыку, проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

- у воспитанника развита крупная моторика, он стремиться осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования:

- воспитанник овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- воспитанник обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- воспитанник обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; воспитанник владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- воспитанник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у воспитанника развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- воспитанник способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- воспитанник проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Воспитанник способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

На этапе завершения дошкольного образования по итогам освоения Программы воспитанник:

- имеет физическое развитие соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);

- владеет основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно и осознанно реализует их в своей жизнедеятельности;

- понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей;

- познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках - книгах, фильмах, умеет задавать взрослым вопросы;

- самостоятелен и одновременно умеет обращаться к взрослым за помощью;

- заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и образцу, выполнять инструкции взрослого;

- эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;

- общителен, умеет использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог, выражать мысли с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать свою совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества;

- способен управлять своим поведением и планировать действия;

- соблюдает общепринятые нормы и правила поведения – в том числе на улице (дорожные правила), правила поведения в общественных местах (театр, магазин, в общественных местах);

- интеллектуально развит, в соответствии с возрастными возможностями;

- инициативен в деятельности, способен воплотить свой замысел в рисунке, рассказе и др.;

- имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, принадлежности других людей к определенному полу; культурных ценностях;

- обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;

- доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам;

- осознает себя гражданином России;

- психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие трудности;

- хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую, желаемую и привлекательную ступень собственной взрослости;

- имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других;

- обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.

Продолжение Программы