Методическое и дидактическое обеспечение преподавания физической культуры в начальной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 6

Ключевые слова: физическая культура, спорт


В настоящее время всё чаще поднимаются проблемы здоровья и здорового образа жизни, особенно среди подрастающего поколения. Формирование гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство, является главной целью обучения школьной физической культуры.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой функцией укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Главной формой физического воспитания школьников является урок. Интересный по содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом, урок оставляет глубокий след в сознании детей, оказывает большое влияние на их развитие.

Проектирование уроков в младших классах должно основываться на принципе занимательности, который даёт ребятам много нового, интересного, создает деловое отношение к предмету. В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных нормативами, в формировании определённых умений и навыков. Воспитательные задачи урока базируются на развитии у школьников внимания, дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей. Ещё одна важная воспитательная задача – прививать учащимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Решению оздоровительных задач способствуют правильное проведение урока и выполнение санитарно-гигиенических норм. Уже с I класса детей необходимо знакомить с требованиями к поведению и внешнему виду на уроках физкультуры и стремиться последовательно превращать их в навыки и привычки. Этим обеспечивается воспитание школьников в духе сознательной дисциплины, организованности, подтянутости. Очень полезно постепенно вводить в уроки элементарные сведения об организме человека, о его развитии в процессе занятий физической культурой. По мере накопления таких сведений можно вводить задание на самостоятельный подбор упражнения для укрепления той или иной группы мышц.

Уроки физкультуры в начальных классах отличаются большим разнообразием упражнений и игр. Но элементы нового вносятся в учебное занятие только после основательного закрепления изученного. В дальнейшем следует сочетать упражнения и игры с ритмическими хоровыми действиями, пением. Введение ритмики, пения и музыки развивает у детей способность понимать красоту согласованных, дружных действий, воспитывает музыкальный слух.

Одним из важнейших критериев успешности спортивного направления является материальная обеспеченность и техническая оснащённость учебного процесса. Для достижения спортивных результатов сооружено футбольное поле, хоккейный корт, а также баскетбольная и волейбольная площадки, полоса препятствий, гимнастический городок, беговая дорожка, тренажеры.

Применение нестандартного инвентаря и оборудования позволяет эффективнее использовать соревновательный метод физического воспитания, найти пути решения проблемы развивающего обучения на уроках и внеклассных занятиях, использовать вариативный способ поточного дублирования и организации деятельности школьников при групповом выполнении общеразвивающих упражнений.
Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в школе создается актив физической культуры. Руководство активом возлагается на учителя физической культуры. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

Основными формами внеклассной работы по физической культуре и спорту являются занятия в секциях и объединениях, в спортивных соревнованиях, участие в прогулках, туристских походах, посещение бассейна «Бриз», а также праздники физической культуры и спорта.

Спортивные мероприятия в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, мы включаем парад участников и театрализованное открытие, элементы массовой поддержки болельщиков, соревнования, игры, аттракционы, «кричалки», используем мультимедийное оборудование. Во время церемонии награждения вручаются призы и грамоты победителям.

В течение учебного года учащиеся являются участниками и болельщиками интересных соревнований и конкурсов: русская лапта, мини-футбол, пионербол, кросс, спортивно-развлекательные игры «Зов Джунглей», «Турнир рыцарей». Спортсмены школы занимают призовые места на районных соревнованиях.

Наблюдается положительное воздействие физкультуры на здоровье подрастающего поколения. Высокая и специально организованная активность, т.е. занятия физическими упражнениями, оказывает, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и некоторых психических процессов, а в конечном итоге - на успеваемость школьников.

В школе проведено анкетирование по выбору учащимися спортивных объединений. Отмечаю, что большее количество детей посещают такие секции, как: плавание, самбо, футбол и волейбол. По результатам проведения анкетирования следует, что из 68 обучающихся в начальной школе – 64 учащимся нравятся уроки физкультуры. Делаем вывод о том, что основные спортивные навыки, умения и знания обучающиеся получают именно на учебных занятиях. Качественные теоретические знания учащиеся подтверждают на конкурсах и олимпиадах разных уровней.

Для определения индивидуального стиля здорового образа жизни нами было проведено анкетирование «Будем здоровы». 38 учеников 3-4-х классов достигли высокого уровня физического развития.

Спортивные достижения учащихся подтверждаются не только на уроках физической культуры, но и на районных и областных соревнованиях. Таким образом, оптимальное создание организационных и методических условий в образовательном учреждении формирует устойчивый интерес и положительную мотивацию обучающихся к учебному предмету «Физическая культура».

Литература:

  1. Мир детства: Младший школьник. /Под ред. А.Г.Хрипковой. – М.:Педагогика,1981.
  2. Барчуков И.С., Нестеров А.А.Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М.: Академия, 2009.
  3. Энциклопедия для детей «Всё обо всём». Москва, 1994.
  4. Малашенко М.П. Урок «Таинственный остров».3 класс. Научно-методический журнал «Физическая культура». Пилотный выпуск, 2011.
  5. Мезина С., Лучшие из лучших // Настроение № 91, 15 ноября 2011г.
  6. Мезина С., Благодарность из Москвы // Настроение № 89, 9 ноября 2011г.
  7. Мезина С., Наши спортивные успехи // Настроение №95, 29 ноября 2011г.
  8. Деенкова Е., Рокировка, гамбит – привычное дело // Настроение №88, 4 ноября 2011г.
  9. Мезина С., Увельская команда спортсменов опередила столицу // Настроение №84, 21 октября 2011г.