Об итогах проведения научно-практической работы «А.К.Власов: жизнь достойная подражанию»

Разделы: Математика, Патриотическое воспитание, Руководство учебным проектом

Класс: 9

Ключевые слова: исследовательская деятельность


28 февраля в стенах Владимирского института развития образования имени Л.И.Новиковой прошла научно-практическая конференция школьников, посвященная Алексею Константиновичу Власову. Конференция была приурочена к знаковой дате - 150-летию со дня рождения выдающегося русского математика А.К.Власова.

Работа посвящена исследованию жизненного пути и профессиональной деятельности исследованию талантливейшего педагога профессора, математики в области геометрии; найден и обобщен материал о последователях А.К.Власова. Жизнь Алексея Константиновича – пример истинного патриотического служения Родине.

Алексей Константинович является учеником знаменитого геометра Василия Яковлевича Цингера, основателя научной школы московских учёных-геометров, лекции которого увлекали студентов изяществом изложения материала и глубиной научных идей.

А.К.Власов. Москва, 1895 г.
Фотография из статьи «Памяти профессора математики А.К.Власова»

В рамках исследования мы выдвинули следующую гипотезу: личность такого знаменитого учёного-геометра, как В.Я.Цингера, во многом определила жизненный путь Власова, в роли учёного-математика и преподавателя, носителя идей научной геометрической школы.

Исходя из этого, целью нашей работы является анализ жизненного пути Алексея Константиновича Власова с точки зрения его научной и педагогической деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

  • изучить ключевые моменты биографии А.К.Власова;
  • выстроить хронологию событий его профессиональной и научной деятельности;
  • составить лаконичное описание деятельности известных последователей А.К.Власова;
  • определить влияние командировки в немецкий университет на педагогическую деятельность математика.

Из проекта «Старожилы Царицыно. Частные истории» с участием внучатой племянницы Зинаиды Васильевной Власовой стали доступны частные сведения об Алексее Константиновиче, его научной деятельности и его фотографии из частного архива.

Была восстановлена хронология ключевых событий профессиональной и научной деятельности А.К.Власова.

Даты

События

1888 г.

Поступил в Московский университет.
Стал членом физико-математического кружка, созданном при Математическом обществе.
На втором курсе Университета представил конкурсное сочинение на соискание стипендии «Об особенностях в расположении Паскалевых линий для шести точек конического сечения» и получил эту стипендию.
Будучи на третьем курсе и слушая лекции В. Я. Цингера по высшей геометрии, он выбрал в качестве своей специальности проективную геометрию и работал в этой области до конца жизни.

1892 г.

Окончил Московский Университет с дипломом I степени.
Оставлен на кафедре чистой математики для приготовления к профессорскому званию по предложению научного руководителя В.Я. Цингера, магистра Московского Университета Б.К. Млодзеевского и ходатайству попечителя Московского учебного округа и с разрешения Министра народного просвещения («Разрешение №340 от 13 января 1893 г с содержанием 600 рублей из сумм Министерства народного просвещения» [РГИА]).

1895 г.

Принят в число приват-доцентов1 Императорского московского Университета.

1898 г.

Утвержден в чине коллежского секретаря2.

Ноябрь
1900 г.

Защитил магистерскую диссертацию на тему «Линейные системы конических сечений в их проективном и метрическом строении».
Утвержден на степени магистра чистой математики Советом Императорского Московского Университета.

1903-1904 г.

Командирован в Германию и совершил поездку в Геттингенский университет3, где изучал постановку преподавания.
Сделал несколько сообщений в Геттингенском математическом обществе4.

1906 г.

Вместе с ординарным профессором5 Московского университета Болеславом Корнелиевичем Млодзеевским организовал на Высших Женских Курсах5 первый в России «семинарий» по образцу Геттингенского университета. Эта форма обучения была вскоре опробована и в Московском университете.

1910 г.

Защитил докторскую диссертацию на тему «Полярные системы высших порядков в формах первой ступени».

1911-1917 г.

В связи со студенческими волнениями и отставкой протестующих против действий Л.А.Кассо6, ему пришлось вместе с рядом других профессоров и преподавателей покинуть университет.
Преподавал математику в Московском коммерческом институте в качестве ординарного профессора.

1914 г.

Опубликовал двухтомное учебное пособие для высших учебных заведений  «Курс высшей математики».

1915 г.

Утвержден в степени доктора чистой математики и, в соответствии с профессорским званием, представлен к повышению в чине на статского советника со старшинством [РГИА].

1917 г.

Вернулся в Московский университет после революции в качестве экстраординарного профессора7.

1920-1922 г.

Читал лекции в Высшей аэрофотограмметрической школе Красного Воздушного Флота8.

_______________________

1 В царской России «приват-доцент» – это преподавательская должность, введённая в Императорском Московском университете в 1843 году постановлением Министерства народного просвещения, которое разрешало допустить к чтению лекций, не входящих в штат университета преподавателей под именем доцентов (приват-доцентов) после представления ими диссертации. Закреплена в структуре университета Уставом 1863 года для расширения круга преподавателей, способных вести лекционные курсы наряду с профессорами и доцентами. [2].

2 Коллежский секретарь – гражданский чин X класса в Табели о рангах. Соответствовал чинам армейского и кавалерийского поручика, казачьего сотника и флотского мичмана. Петлицы или погоны чиновника имели три звёздочки диаметром 11,2 мм на одном просвете, там же крепилась эмблема (арматура) служебного ведомства. Данный чин просуществовал до 1917 г. [2].

3 Геттингенский университет имени Георга-Августа – один из традиционных образовательных центров Нижней Саксонии (Германия) [1].

4 Феликс Христиан Клейн – немецкий математик, основатель Геттенгенского математического общества. Первым строго доказал непротиворечивость геометрии Лобачевского. И в книгах, и на лекциях Клейн неустанно подчеркивал важную для него мысль: математика должна заниматься не только задачами, но распространяться на все области знания, принося туда идеи порядка и оформляя закономерности реальной жизни на своем универсальном языке [1].

5 Ординарный профессор – преподавательская должность, введённая в Императорском Московском университете Проектом об основании Московского университета (1755 г.) для обозначения профессора, занимающего кафедру [2].

6 Московские высшие женские курсы – высшее учебное заведение для женщин в России, после 1918 г. было переименовано во 2-й МГУ.

7 Лев Аристидович Кассо (1865 – 1914) – министр народного просвещения Российской империи.

8 Экстраординарный профессор – должность в системе высшего образования ряда других европейских стран, чья образовательная система была устроена по германскому образцу (в том числе и дореволюционной России).

9 Высшая аэрофотограмметрическая школа Красного Воздушного Флота – учебное заведение по подготовке старшего командного состава вспомогательных служб ВВС. Сейчас именуется как Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники. [3].

За короткими строками этой таблицы кроется характеристика незаурядной личности Алексея Константиновича.

Еще в годы отрочества его способности в обучении служили предвестником успеха в научном поприще.

Цингер выделял его среди остальных студентов и ходатайствовал о том, чтобы талантливый Алексей стал преподавателем университета. Приват-доцентура служила своего рода проверкой преподавательских способностей кандидатов в профессора. Всего три года работы в статусе приват-доцента потребовалось А.К Власову, чтобы доказать свое неоспоримое право преподавать и заниматься наукой в стенах Императорского Московского университета.

Позже, заняв должность коллежского секретаря и вместе с ней 10-й ранг, согласно Табелю о рангах, А.К.Власов получил возможность пройти своего рода стажировку в Гёттингенском университете, в центре университетского образования, где студенты принимали непосредственное участие в научных исследованиях. В Геттингеме семинары и участие студентов в научно-исследовательских лабораториях послужили одной из прогрессивных форм организации взаимодействия преподавателей и студентов.

Под влиянием Гёттингенского университета Алексей Константинович Власов вместе с профессором Болеславом Млодзиевским организовал «семинарий» на Высших женских курсах, так прогрессивные методы обучения распространялись им и в России, при чем, в самом известном и популярном на тот момент высшем учебном заведении для женщин, которое переживало период расцвета [4].

А.К. Власов вёл преподавательскую деятельность в Московском коммерческом университете (сейчас это Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова) и в Училище Живописи, ваяния и зодчества, где знания в области геометрии были необходимы студентам, т.к. в ней (в геометрии) присутствует два неразрывно связанных элемента: наглядная картина и точная формулировка, строгий логических вывод.

Наглядность и воображения – принадлежит больше искусству, а строгая логика – привилегия науки, но все эти компоненты объединила геометрия.
Кроме преподавательской деятельности А.К. Власов выступал на съездах преподавателей математики с докладами, публиковал статьи о вопросах математики в журнале «Математическое образование». Идеи, высказанные им, могут быть полезны и для современников.

А.К.Власов – исследователь, автор многих научных работ и учебных пособий по математике, большинство из которых касалось вопросов геометрии.
Из архивных материалов Математического института имени В.А.Стеклова, Российская Академия Наук удалось найти доклады, которые не вошли в распространённые списки публикаций А.К.Власова: «О чисто-геометрических методах» и «Новое доказательство теоремы Польке».

Большего внимания заслуживает двухтомный «Курс высшей математики», который содержит много дополнительного материала, задач, вопросов для самостоятельной работы студентов, на что серьёзно обращал своё внимание Власов. При всех его достоинствах и внушительности излагаемого, данный учебник имеет небольшой объём и в доступной форме изложенный материал.

Среди последователей Алексея Константиновича есть видные научные деятели: Андрей Николаевич Колмогоров, Лазарь Аронович Люстерник, Нил Александрович Глаголев. Все они – авторы многих учебных пособий, научных статей, открывшие миру новые грани математики и других смежных наук.
Не каждый преподаватель того времени в том числе и Московского университета имел статус почетного гражданина и мог бы продемонстрировать такие высокие награды как Алексей Константинович.

Медали и ордена А.К.Власова

Для полноты исследования были произведены запросы в те учебные учреждения, в которых преподавал Алексей Константинович. Нам было сказано, что документов не осталось из-за переездов, или они подверглись уничтожению с приходом советской власти. Те малые сведения, которые о нем есть, находятся на сайтах учебных учреждений.

В продолжение темы патриотического воспитания школьников мы организовали поиск и посещение могилы Алексея Константиновича на Донском кладбище в Москве. Теперь мы знаем, где он похоронен, на могиле оставили букет цветов.

Москва, Донское кладбище, январь 2018 г. Памятник на могиле профессора А.К.Власова.

Мы считаем, что наше поколение должно знать и помнить о таких замечательных людях, которые приносят благо своей стране, и уважительно относиться к их памяти.

  1. Сайт Гёттингенского университета www.uni-goettingen.de, раздел «История университета» http://www.uni-goettingen.de/de/universitätsgeschichte+im+Überblick/90607.html
  2. Сухарев А.Я., Крутских В.Е., Сухарева А.Я. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. 2003
  3. Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники (военный институт) http://www.sovinformburo.com/organization/detail/?item_id=1434
  4. Кокорева Е.Д. Памяти профессора математики А.К.Власова // История и педагогика естествознания. 2014. №3. http://cyberleninka.ru/article/n/pamyati-professora-matematiki-a-k-vlasova