Обучение фонетическому навыку в условиях использования интернет-ресурсов

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Цифровой класс»

Ключевые слова: английский язык, ФГОС, фонетические упражнения


В связи с требованиями ФГОС, а также с учетом особенностей обучения фонетическому навыку в наши дни в обучении целесообразно использовать интернет-ресурсы для систематической отработки звуков. Так, данные особенности будут продемонстрированы на примере звуков [θ] и [ð] с точки зрения дифференцированного подхода. Важно понимать, что обучение данным звукам будет проходить изолированно только на этапе введения правила. На этапе тренировки будут частично присутствовать и другие звуки. На этапе применения данные звуки будут употребляться в потоке речи, в связи с чем будет отрабатываться не только слухо-произносительный, но и ритмико-интонационный навык.

Занятие 1

Цель: введение и первичное закрепление звуков [θ] и [ð]

ТСО: компьютер, электронная доска, видеозапись, аудиозапись, доступ к сети Интернет.

Ход занятия

Dear students! Today we will deal with two English sounds [θ] and [ð]. You know that we don’t have such sounds in the Russian language, that’s why we should pay attention to the articulation of these sounds.

Have a look at the board. I’ve got a video where the native speaker explains how to pronounce these two sounds.

(Преподаватель показывает фрагмент видеоролика с сайта YouTube под названием "TH" Pronunciation English Meeting ESL Lesson, который находится по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=66&v=Ag4qoNzEH4w

В данном видео носитель языка по имени Дэйв Сконда вводит звуки [θ] и [ð] и предлагает их первичное закрепление. Для начала необходимо показать фрагмент ролика и остановиться на минуте 1.01. В данном фрагменте носитель языка дает звуковое представление звуков, их графическое изображение и объясняет способ их артикулирования, при этом используя только два термина voiced и voiceless, что показывает использование именно дифференцированного подхода: отсутствие излишней терминологии и мгновенная практическая тренировка звуков.)

Let’s repeat after them. First, let’s do it in chorus. Now let's do it one by one.

(Студенты повторяют сначала вместе, потом по одному.)

Now, tell me how you articulate these sounds.

(Студенты на английском языке, вслед за объяснением автора видео и опираясь на свои ощущения от артикулирования данных звуков, дают описание способа артикуляции.)

Good. The video lasts 10 minutes, I will give you a link and you will be able to practice the sounds at home.

(Не целесообразно смотреть видео на занятии целиком, так как делать паузы и повторять за носителем языка каждое слово в группе неудобно. В условиях самостоятельной отработки данных звуков посмотреть и подробно разобрать видео будет гораздо эффективнее. По этой причине преподаватель может дать ссылку на видео своим студентам для отработки данных звуков дома.)

Now, have a look at the list of words which you have on the board.

(Преподаватель выводит на доску приготовленные заранее слова, которые необходимо повторить за аудиозаписью. Аудиозапись заготовлена преподавателем заранее. Также каждому студенту необходимо предоставить раздаточный материал со словами с доски, так как далее они будут работать с ними индивидуально. Звуковые эквиваленты слов взяты с сайта The Free Dictionary, где слова начитаны носителями языка со стандартным произношением.)

[θ]

thick, thank, thought
something, nothing, healthy
math, mouth, both

[ð]

these, then, the
brother, either, other
smooth, breathe, clothe

Listen to the words and pronounce them after the speaker.

(Так происходит тренировка звуков в начале, середине и конце слова. Студенты по ходу упражнения повторяют хором, после чего происходит индивидуальное повторение каждым студентов в своем темпе. Так происходит первичная отработка звуков [θ] и [ð] в разных позициях.)

Now, let’s listen how these sounds can be pronounced in the phrases. Have a look at the board where you can see the words that we’ve just pronounced. But now we will use them in phrases.

(На доске открыт сайт Forvo, на котором в режиме онлайн преподаватель будет вводить слова из предыдущего упражнения. К каждому слову на данном сайте предлагается набор фраз, которые можно прослушать и повторить неоднократное количество раз. На занятии преподаватель разберет с группой по одному слову на каждый звук и каждую позицию. Для самостоятельно работы преподаватель даст студентам ссылку на данный сайт для отработки всех слов в контексте.)

Пример: The word “thick”. Have a look at the phrases where you can use this word. Let’s repeat after the speaker. Together, please. Now, one by one. Next phrase. Together. One by one.

(Так происходит тренировка данных звуков во фразах. Слова встречаются как в начале, в середине, так и в конце фраз. Фразы отрабатываются хором и индивидуально.)

На занятии 1 происходит только два этапа работы над звуками [θ] и [ð], так как для применения данных звукам студентам необходимо повторить этап правила и самостоятельно осуществить этап тренировки в домашних условиях, используя Интернет-ресурсы, предложенные преподавателем.

Занятие 2

Цель: вторичное закрепление и применение на практике с помощью условно-речевых и речевых упражнений звуков [θ] и [ð].

ТСО: компьютер, электронная доска, видеозапись, аудиозапись, доступ к сети Интернет.

Ход занятия

Let’s check how you worked at home.

Answer the questions:

  1. How do you pronounce the sound [θ]?
  2. What possible mistakes in the articulation can you identify?
  3. Give examples of the words with the sound [θ].
  4. How do you pronounce the sound [ð]?
  5. What possible mistakes in the articulation can you identify?
  6. Give examples of the words with the sound [ð].

(Данное упражнение осуществляет проверку домашнего задания, является языковым, основывается на традиционном методе обучения фонетическому навыку, не предполагает использование интернет-ресурсов, так как служит для развития аналитического мышления студентов как будущих профессионалов, выпускников языкового факультета.)

Good. Now I will give you the handouts where you can see different words. Try to make up sentences using these words. Work in pairs. Pronounce the sentences to each other. Try to act out a short dialogue using these phrases.

Cards for students:

Pair 1:

I

think

you

look

great

Thank

you

 

 

 

Pair 2

Are

you

thirsty

 

I

don’t

think

so

Pair 3

Do

you

have

any

brothers

 

I

have

neither

brothers

nor

sisters

Pair 4

I

don’t

like

Math

That’s

a

pity

 

Pair 5

I

always

eat

healthy

food

 

Then

it’s

nothing

to

worry

about

(Данное упражнение направлено на отработку звуков в потоке речи. Оно носит условно-речевой характер, так как данные фразы будет необходимо применить в ситуации коммуникативного акта.)

Well done! Now let's have a look at the board. You will see and hear how native speakers use these sounds in their dialogues. While listening try to write out words with sounds [θ] and [ð].

(Преподаватель включает видеозапись с сайта Real English, которая находится по ссылке https://www.real-english.com/reo/12/unit12.htm, где носители языка обсуждают погоду. В данном видео часто используется вопрос “What’s the weather like?”, который интересен на данном занятии, так как в нем есть звук [ð].)
Now, let’s check your guesses and read the words.

(Студенты читают слова, которые они выписали, повторяя артикуляцию необходимых звуков.)

Good. Now let’s listen once again and then you will discuss the weather that we have today.

(Студенты слушают носителей языка еще раз, а затем разыгрывают собственные диалоги и обсуждают реальные погоды условия. Данная преподавателем установка способствует реализации коммуникативного навыка в условиях речевого упражнения.)

Well done! Thank you for the lesson!

Таким образом, данные фрагменты занятий демонстрируют использование Интернет-ресурсов при обучении фонетике в рамках дифференцированного подхода, с учетом отобранного содержания, а также с учетом главной цели иноязычного образования, а именно развития коммуникативного компонента обучения.

Ссылки

  1. https://www.youtube.com/watch?time_continue=66&v=Ag4qoNzEH4w
  2. https://www.thefreedictionary.com
  3. https://ru.forvo.com/languages/en/
  4. https://www.real-english.com