Конспект занятия по ознакомлению с живописью. Рассматривание картины В.Васнецова "Аленушка"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: живопись, портрет, В.М.Васнецов


Задачи:

Образовательные:

  • Дать детям знания о жанре портрета, его признаки и особенности изображения. учить выделять средства выразительности.
  • Формировать представление о портрете не только как о внешнем виде человека, но и о его душевном состоянии, настроении.

Развивающие:

  • Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетические чувства посредством рассматривания репродукций.

Материал: репродукция картины «Аленушка».

Воспитатель. – Дети, сегодня мы с вами познакомимся с известным художником и одной из его картин.

- Дети, а кого называют художником? /это люди которые создают красивые вещи, картины, рисунки в книгах, лепят фигуры животных, людей, расписывают красками посуду и т.д./

- Правильно. Сегодня я вам расскажу о русском художнике Викторе Михайловиче Васнецове /показать портрет художника/и его замечательной картине «Аленушка».

Виктор Михайлович Васнецов принадлежит к числу тех художников, чьи произведения с раннего возраста входят в нашу жизнь и вводят нас в мир своей поэзией образов. И как бы не изменились со временем наши вкусы и суждения об искусстве, картины этого художника остаются нам дороги и близки. Он первый среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Васнецовым написано очень много произведений, которые находятся в Государственной Третьяковской Галерее «Три богатыря», «Иван царевич на сером волке».

Одной из лучших картин на сказочный сюжет является картина «Аленушка» /показать включить в грамзаписи «Романс» муз.Свиридова/.

Виктор Васнецов назвал «Аленушку своей любимой картиной.

Дети рассматривают картину.

Написана она на сюжет русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И хотя в этой сказке нет описания тоскующей девочки у пруда-омута, у Васнецова это есть. Когда смотришь на картину внимательно, то обязательно захочется рассказать о ней.

Смотрите и слушайте.

- Одинокая девочка, босоногая, в оборванном сарафанчике сидит на холодном камне у летнего пруда и выплакивает свое сиротское горе. Она очень печальная, грустная, зашла в лесную чащу, чтобы никто не увидел и не услышал ее горьких слез.

- Да и как же ей не печалиться?  Нет у нее ни отца, ни матери, а теперь нет и братца.

- Дети, посмотрите, как художник изобразил природу, она словно вторит грустным причитаниям Аленушки.

- Посмотрите, как будто грустят и печалятся склонившиеся над ее головой ветви тоненьких осинок, поникли листья камыша, падают осенние листья, притихли птицы. Сама природа сочувствует ее горю и грустит вместе с ней.

- Дети, художник смог так понятно и выразительно написать картину потому, что он представил себя на месте Аленушки, представил все ее переживания, страдания. Он использовал средства изображения, которые делают образ выразительным /девочку и природу/ одним из таких средств является цвет. И вы, наверное, догадались и поняли, какие цвета взял художник. Те, которые создают грустное настроение и выражают печаль. Кроме цвета художник использовал композицию: расположил героя так, чтобы привлечь внимание к содержанию /выражение глаз, поза, движение/

- Дети, смотрю я на Аленушку, и мне так грустно, печально и так хочется помочь ей, успокоить.

- Дети, вам понятна картина?

- Кто хочет рассказать о картине?

Вопросы в помощь рассказывающим детям:

  • Как изобразил художник Аленушку?
  • Какое настроение передал Васнецов в картине?
  • Какие средства выразительности использовал художник?
  • Какое настроение возникает у вас, глядя на картину?

Молодцы, ребята, хорошо рассказали об Аленушке. Вы знаете, многие поэты писали стихи, которые созвучны настроению этой картины, например,

С.Есенин

Зашумели над закатом тростники
Плачет девушка-царевна у реки

А.Вельтмаш

Что отуманилась, зоренька ясная?
Что ты задумалась девушка красная?
Очи блеснули слезой.

Б.Филин

Ой, кручинится, ой печалится,
О судьбе своей красна-девица,
В заводь тихую слезы катятся,
Гладь озерная плавно стелется.

С.Стромилов:

А к этим стихам написана даже музыка, послушайте, как можно спеть. /звучит песня/

То не ветер ветку клонит
Не дубравушка шумит
То ль мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.