ОПК. Тема "Храм. Кафедральный собор города Скопина". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: краеведение, виртуальная экскурсия, Кафедральный собор, г. Скопин, храм


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (717 кБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве, о храме, об устройстве храма, формирование уважительного отношения к христианским реалиям, знакомство с храмами родного края.

Задачи урока:

  • Повторить полученные ранее знания об устройстве православного храма, особенностях службы, правилах поведения.
  • Познакомиться с историей Сретенского кафедрального собора города Скопина.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: учебники, индивидуальные карточки, мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся

1. - На прошлом занятии мы с вами говорили об устройстве храма. Давайте вспомним, из каких же частей он состоит?

- Ответы учащихся, в помощь - Презентация 1, слайд 2-3.

- Какие правила поведения вы запомнили?

- Ответы учащихся, в помощь - Презентация 1, слайд 4-6

2. Заполнение индивидуальных карточек, обсуждение ответов (Приложение – «Карточка к уроку. Храм»)

III. Изучение нового материала

Мы с вами уже знаем, что такое кафедральный собор – это главный храм города. С таким храмом я и хочу вас сегодня познакомить… Презентация 2, слайд 1-2.

Я думаю, многие его видели, кто-то его посещал. Я впервые увидела это здание, когда была совсем маленькой девочкой. Тогда это было наполовину разрушенное здание из красного кирпича, в которое совсем недавно вдохнули жизнь – снова начали проводить Богослужения….
Но обо всем по порядку…

 «Первоначальное построение этого храма относится к началу XVIII века. Он был деревянным. В 1778 году деревянная церковь была перенесена в с. Кремнево, а на ее месте было начато построение каменного храма. В 1790 году была освещена в честь Сретения Господня, а постройка колокольни была окончена в 1799 году. К ХХ веку церковь имела три престола во имя Сретения Господня, святителя Николая Чудотворца и святых апостолов Петра и Павла…»

Презентация 2, слайд 3 – На этой старой фотографии еще можно увидеть изображения апостолов Петра и Павла и Святителя Николая, которые, к сожалению, не сохранились. Сейчас на их месте современные росписи.

Так сложилось, что на Руси у церквей и монастырей было «две жизни». Одна проходила в служении Богу, а вторая…Чем только не служили храмы в годы советской власти! (если, конечно, не были разрушены).

Не избежали подобной участи и скопинские церкви: из тринадцати, находившихся в городе, чудом уцелели к началу 90-х четыре – одна действующая кладбищенская Никольская и три полуразрушенных.

Церковь Сретения Господня была разрушена в предвоенные годы. Презентация 2, слайд 4-5. Затем здание долгое время служило складом базы горторга. Постепенно здание храма приходило в упадок, превращалось в груду развалин. Прекрасное архитектурное сооружение конца XVIII века зияло пустотами окон о дверей. Внутри совсем не было полов, на сводах росли кустарники, кровля была полностью разрушена, алтарная часть поломана…

IV. Физминутка для глаз

Но, наконец, времена упорного богоборчества проходят, и церкви возвращаются к своему изначальному предназначению.

Вопрос о восстановлении Сретенской церкви решался с 1988 года. Но только в конце 1992 здание собора было возвращено Русской Православной Церкви. Начались восстановительные работы. На начальном этапе было организованно несколько субботников по очистке здания от грязи и мусора, на которых верующие охотно приходили и работали, не покладая рук… Практически все городские промышленные предприятия оказали финансовую помощь. Впереди были огромные восстановительные работы. Презентация 2, слайд 6-10

7 сентября 1997 года состоялось освящение храма. С этого дня двери церкви открылись для прихожан! Восстановительные работы продолжаются по сей день. Презентация 2, слайд 11-17

V. Виртуальная экскурсия

А сейчас давайте «зайдем» в храм…

Презентация 2, слайд 18-35; звучит песня: Жанна Бичевская «Спешите в храмы Божии»

VI. Беседа после виртуальной экскурсии

- Какие церковные предметы вы узнали?

- Какие части храма были показаны?

- Какие иконы вы увидели? Каким святым?

- Что больше всего понравилось? Запомнилось?

VII . Подведение итогов урока

- Сегодня на уроке мы познакомились с вами с главным храмом нашего города – Сретенским кафедральным собором. Узнали, сколько бед пришлось ему пережить и сколько всего вытерпеть. Но, с Божьей помощью, храм выстоял и теперь возвышается над городом, блистая в лучах солнца!

«…Как дым костра в безветрии, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту.
Он рвется ввысь, торжественно и строго,
Певучей силой камень окрылен,—
Для Бога он иль не для Бога строен,
Но Человеком был воздвигнут он.
И нет в нем лицемерного смиренья, —
Безвестный зодчий был правдив и смел:
Он стал творцом — и окрылил каменья.
И гордость в них свою запечатлел…»
Вадим Сергеевич Шефнер

VIII . Домашнее задание

- Рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- Спросить у взрослых о других храмах нашего города

Карточка к уроку. Храм.

Установите соответствие между понятием и его определением:

Кадило

А) панихидный столик, с изображением распятия, где зажигают свечи, чтобы помолиться об умерших

Канун

Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли

Иконостас

В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения

Алтарь

Г) двери, через которые во время богослужения выносят Евангелие – благую весть о Господе Иисусе Христе

Царские врата

Д) стена из икон, за которой расположен Алтарь

Задание на выбор одного правильного ответа:

1. Храм символизирует

А) голубя
Б) корабль
В) меч

2. Найди неверный ответ:

А) Колокольный звон сопровождает молитву в храме
Б) Колокольный звон предупреждает о приближении врага
В) Колокольный звон звучит только во время церковных праздников
Г) Колокольный звон заставляет человека задуматься о своей духовной жизни

Соотнесите понятия и их значения. Соедините стрелками слова из первого столбика со словами из второго.

Алтарь
Кафедральный собор
Канон
Часовня
Благовест
Блаженный

Свод правил в храмостроительстве
Храмовая постройка без алтаря
Колокольный звон о начале службы в храме
Святой-безумец, обладающий даром прорицания
Главная часть храма
Главный храм города