Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: внеурочная деятельность, творческие способности


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на каждой ступени ее развития. Каждое изменение в жизни, которое происходит за какой-то небольшой отрезок времени, постоянно требуют от человека таких качеств, которые позволяют творчески и эффективно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в таких постоянных изменениях, чтобы нормально на них реагировать, человек должен собрать в кулак весь свой творческий потенциал. Таким образом, возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и потребностью общества в креативной системе развития личности. Известно, что творческий человек способен очень эффективно решать жизненные задачи, планировать свои будущие цели, обеспечивая огромную свободу выбора, своих поступков, своих действий для себя, и других. Это дает возможность эффективно строить свою работу в условиях развивающегося общества. Поэтому, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции. А фундамент такой деятельности личности закладывается в детстве человека. Отсюда следуют высокие требования, предъявляемые к школьным этапам развития личности каждого ребенка, что требует развития учебного и воспитательного процесса в школе с учетом развития закономерностей всей системы когнитивных процессов, включая психологические.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из главных задач – формирование личности, способной преодолевать все трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою работу творчески. В целостном педагогическом процессе формирования творческих способностей – это важные условие полного развития личности.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса, развития информационных технологий становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека необычных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты решений и адаптированной к новым условиям, большой творческий подход к решению больших и не очень больших проблем. Если учесть факт, что доля умственного труда во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой главной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из первейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – это результат творческой деятельности людей. И то, как продвинется человеческое общество в будущем, будет определяться большим творческим потенциалом нашего растущего поколения.

Процессы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности будут эффективны при создании следующих психолого-педагогических условий:

  • при создании системы структурного взаимодействия «педагог-ребёнок-семья»;
  • активном включении личности ребёнка младшего школьного возраста в деятельность (общения, познания правовых занятий).

Если занятия будут построены по принципу усложняющихся творческих заданий двух типов: заданий, направленных на познание объекта; заданий на преобразование объекта.

Практическая значимость исследования для осуществления данной работы был разработан и апробирован комплекс знаний, а также внедрен в практику работы МОУ Раменской СОШ №9 комплекс мероприятий. Направленных на развитие творческих способностей и мышления у детей младшего школьного возраста. Материалы данной работы могут быть использованы психологами и педагогами начальной школы, решающих, в качестве приоритетной, задачу развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Инновационные результаты. В ходе проведенного эксперимента был осуществлен комплексный психолого-педагогический подход к развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и сформулировать соответствующие рекомендации.

Процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности, при создании психолого- педагогических условий, при активном включении личности ребёнка в деятельность, при построении занятий по принципу усложняющихся заданий значительно и эффективно возрастает, если с детьми младшего школьного возраста вести целенаправленные занятия по развитию творческих способностей.

Таким образом, была разработана педагогическая технология, представленная как совокупность взаимосвязанных методик, подходов, направленных на новое, нетипичное решение конкретной практической задачи. Целью технологии явилось исследование и развитие творческих способностей у младших школьников. Процедурная сторона педагогической технологии выражена в структурированных занятиях с детьми, в рекомендациях педагогам и родителям, что дает возможность воспроизведения и трансляции приемов, методов и получения запланированных и устойчивых позитивных результатов.

Большое значение для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности имеют всевозможные кружки: художественные, литературные, технические. Но работа в этих кружках должна быть так организованна, чтобы дети видели результаты своего труда. Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и педагогом.

В связи с этим можно сделать некоторые выводы. Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
  • реализация творческих заданий как важнейший компонент внеурочной деятельности школьника;
  • объединение общим тематическим и проблемным корнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
  • стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

С целью изучения и развития творческих способностей детей можно рекомендовать использовать набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога и родителей большой специальной подготовки. Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь – это увлечь ребят процессом творческой игры. Чем больше ребёнок будет участвовать в различных видах деятельности, тем успешнее он будет.

Для успешного развития творческих способностей детей являются: систематическая работа с использованием новых методик обучения, общения и взаимодействия с самим ребенком; создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, большой возможности для самовыражения; помощи и сотрудничество педагогов, родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка; творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

Развитии творческих способностей детей младшего школьного это задача, не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную креативно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.