«В чем моя ценность или чем я отличаюсь от других» занятия для детей и подростков, имеющих проблемы эмоционально-личностного характера с использованием элементов арт-терапии

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7, 8, 9, 10

Ключевые слова: Тренинговое занятие с подростками


Цель: формирование позитивного образа личности, своей уникальности, развитие навыков саморегуляции, обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения.

Время: 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А 4, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, пастель, клубки ниток разного цвета, рисунок солнца, карточки с изображением смайликов, схема «Мои роли и качества», красивый мешочек, музыкальный проигрыватель.

Занятие 1

1. Упражнение «Привет по секрету»

Цель: развитие коммуникативных навыков, толерантности, эмоциональной рефлексии.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку написать несколько записок с приветствием, сложить их и положить ее в волшебный мешочек. Затем каждый по очереди вынимает записку и читает приветствие, как будто это его собственное.

Инструкция: нас сегодня ждет необычное приветствие. Каждый возьмет несколько листков бумаги, напишет на них слова приветствия, свернет и положит в волшебный мешочек. Затем по очереди мы достанем по одному приветствию и зачитаем его от своего имени.

Анализ:

  • Легко ли было выполнять задание?
  • Какие чувства ты испытываешь?

2. Упражнение «Мое настроение похоже на…»

Цель: выражение своего эмоционального состояния, активизация готовности к работе.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку продолжить фразу «Мое настроение похоже на…» по теме фрукты.

Инструкция: чтобы узнать сегодняшнее настроение, давай выполним следующее задание.Продолжим фразу «Мое настроение похоже на…» и называем фрукт, который ассоциируется с сегодняшним настроением. Например «Мое настроение похоже на красное сочное яблоко».

3. Упражнение «Мой портрет»

Цель: формирование позитивного образа личности и ощущения своей уникальности.

Оборудование и материалы: лист бумаги формата А 4, цветные карандаши, пастель.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать свой автопортрет.

Инструкция: посмотри, перед тобой чистый лист бумаги. Возьми цветные карандаши и нарисуй свой автопортрет. Постарайся изобразить себя таким, каким ты себя видишь.

Анализ:

  • Тебе нравится твой портрет?
  • В чем ты видишь сходства?
  • Какими качествами обладает человек на портрете?
  • Тебе хочется что-то изменить?

Характеристика рисунка.

Если изображение мелкое и значительная часть листа (внутри рамки) остается пустой - можно говорить о заниженной самооценке. И наоборот, несоразмерно большой рисунок может свидетельствовать о завышенной самооценке.

Если маленькая фигурка изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то можно предположить, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний.

Расположение фигурки внизу листа, при пустой верхней части, позволяет высказать предположение о сочетании низкой самооценки с низким уровнем притязаний.

Предпочтение цветов.

Если используются преимущественно теплые тона, значит ребенок ощущает внутренний подъем, активность, настроен на действие и подвижные игры - т.е. ему нужно выплеснуть избыток энергии.

Если используются преимущественно холодные цвета, то в данный момент ребенок склонен к размышлению, созерцанию, его состояние достаточно стабильно, он уравновешен.

Если используются спектрально контрастные цвета, да еще в сочетании с резкими, угловатыми линиями, то это говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации.

Если цвета светлые, насыщенные, а линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремится к целостности и гармонии.

При ответах на вопросы отметьте для себя степень близости и выделенные ребенком личностные качества человека, на которого он хотел бы быть похожим.

Отказ ребенка от выполнения задания может быть результатом низкой самооценки. Тревожное ожидание оценки своей работы ведет к повышенному нервно-психическому напряжению. В таком случае взрослому необходимо подчеркнуть, что он не намерен оценивать качество рисунка, сравнивать его с другими работами. Если ребенок категорически откажется рисовать автопортрет, предложите ему заменить рисунок фотографией и выберите другой метод обследования.

В случае незавершения рисунка, можно предположить, что намечающийся результат, по мнению ребенка, не соответствует ожиданиям взрослого, и ребенок стремится избежать неудачи, что также обнаруживает низкую самооценку. В этом случае приободрите, похвалите ребенка.

4. Упражнение «Я – это я»

Цель: формирование нового «образа Я», повышение самооценки.

Оборудование и материалы: бланк с незаконченными предложениями, ручка.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает подростку письменно закончить предложения.

Инструкция: посмотри, перед тобой список незаконченных предложений, закончи каждое предложение.

Закончи предложения:

Я думаю о себе, что______________________

Я хочу, чтобы у меня было________________

Я радуюсь, когда ________________________

Я злюсь, когда__________________________

Я умею ________________________________

Я пока еще не уме_______________________

Я верю, что____________________________

Я стремлюсь ___________________________

Анализ:

  • Возникли ли трудности?
  • Самое сложное предложение?
  • Самое простое предложение?
  • Какие выводы ты сделал из этого упражнения?

5. Упражнение «Я и мои роли»

Цель: формирование позитивного отношения к себе и окружающим.

Материалы и оборудование: схема для заполнения.

Техника проведения: ребенку предлагается заполнить схему «Мои роли и качества».

Инструкция: сейчас я предлагаю тебе заполнить следующую схему «Мои роли и качества». В центре буква «Я» символизирует тебя. Ты в повседневной жизни выполняешь много ролей, например: сын (дочь), друг, брат, ученик и т.д. Напиши свои роли. Затем возле каждой роли напиши качества, которые характерны для тебя.

Анализ:

  • Какие трудности возникли в ходе выполнения упражнения?
  • Что нового ты узнал о себе?
  • Какая роль тебе ближе всего?
  • Какую роль ты чаще всего выполняешь?

6. Упражнение на снятие напряжения

Дыхательные упражнения.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции.

Техника проведения: педагог-психолог совместно с ребенком выполняет дыхательные упражнения.

Инструкция: после напряженной работы я предлагаю расслабиться и снять напряжение. Для этого мы будем выполнять следующие дыхательные упражнения, которые ты сможешь применять в повседневной жизни.

1) Медленные вдох и выдох. 

Займи удобное положение. Сделай медленный вдох, считая при этом до 4, затем, задержи дыхание на 5-6 секунд и медленно выдохни. Повтори данное упражнение 5–6 раз.

2) «Семь свечей».

Прими удобную позу, закрой глаза, расслабься. Тебе спокойно, удобно и комфортно... Дыши глубоко и ровно... Представь себе, что на расстоянии метра стоят семь горящих свечей... Сделай медленный, максимально глубокий вдох. А теперь представь, что нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуй в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вновь сделай медленный глубокий вдох, а потом задуй следующую свечу. И так все семь...

3) «Абажур».

Сядь удобно, расслабься и закрой глаза. Представь, что у тебя внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, тебе тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит тебя, становится жарко и некомфортно.

Представь себе такую ситуацию. Но в твоих силах ее исправить.

Представь, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, тебе вновь становится тепло, уютно и комфортно...

4) «Тянемся к звёздам».

Встань прямо, ноги поставь на ширину плеч. Сделай глубокий вдох и подними руки вверх, потянись, будто хочешь достать с неба звезду. Задержись в этом положении. Затем выдохни и опусти руки, расслабь их и встряхни.

Анализ:

  • Как твое самочувствие?
  • Какое упражнение понравилось больше остальных?
  • Что не получилось? Почему?

7. Притча «Жимолость в царском саду»

Цель: развитие познавательных способностей, формирование нравственных качеств.

Вы можете быть только собой…
Невозможно стать кем-то другим.
Можно наслаждаться этим,
даря окружающим аромат цветения,
но можно и засохнуть,
порицая свою сущность.

Царь пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Сосна сказала, что она умирает, потому что не может давать виноград, подобно виноградной лозе. Лоза умирала, потому что она не могла цвести, словно роза. Лишь одна жимолость цвела как обычно.

Жимолость сказала царю: «Я приняла как само собой разумеющееся то, что, сажая меня, ты хотел, чтобы из семени выросла жимолость. Если бы ты хотел вырастить дуб, виноград или лозу - ты посадил бы их. Поэтому я решила, что раз я не могу быть ничем иным, а только жимолостью, то постараюсь быть ею как можно лучше».

Анализ:

  • В чем смысл этой притчи?
  • Чему она учит?
  • Какие выводы ты сделал для себя?

8. Обратная связь

Цель: осознание своих чувств и внутренних процессов, анализ и закрепление опыта, постановка целей на будущее.

- Чем мы сегодня занимались?

- Какие выводы ты сделал для себя?

- Какое у тебя настроение?

9. Упражнение «Узелок на память»

Цель: формирование позитивного отношения к окружающим.

Материалы и оборудование: клубки ниток.

Техника проведения: ребенок выбирает нить понравившегося цвета и говорит пожелание, завязывая ее на общую нить.

Инструкция: наше занятие подошло к концу. Посмотри, перед тобой клубки ниток разного цвета. Выбери понравившейся тебе клубок, отрежь от него нитку и привяжи ее на общую нить со словами пожеланий.

Занятие 2

Цель: формирование представлений о себе, своей индивидуальности, повышение самооценки, дать возможность посмотреть на себя по-другому, развитие коммуникативных навыков, обучение приемам расслабления и снятия напряжения.

Время: 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А 4, А 3, пастель, ручка, простой карандаш, клей, ножницы, клубки ниток, гимнастический коврик, рисунок солнца, карточки с изображением смайликов, муляж сотового телефона, музыкальный центр.

1. Упражнение «Мобильное приветствие»

Цель: создание доброжелательной атмосферы, настрой на работу.

Материалы: муляж сотового телефона, ручки.

Техника проведения: педагог-психолог и ребенок пишут приветствие SMS и обмениваются ими.

Инструкция: сегодня у нас необычное приветствие, хотя тебе оно хорошо известно. Как ты приветствуешь друзей в социальных сетях? SMSкой. Посмотри, у меня есть необычный сотовый телефон. Давай напишем, друг другу SMS приветствие и добавим смайлик. Затем обменяемся приветствиями.

Анализ:

  • Понравилось ли тебе упражнение?
  • Какое у тебя настроение?

2. Упражнение «Цвет моего настроения»

Цель: выражение своего эмоционального состояния, активизация готовности к работе.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку взять лист бумаги, и выбирать карандаш, который подходит под его настроение и закрасить полностью чистый лист.

Инструкция: подумай каким цветом у тебя сегодня настроение? Возьми лист бумаги и карандаш, который соответствует твоему настроению и закрась весь лист этим цветом.

3. Упражнение «Что в имени тебе моем?»

Цель: формирование представлений о себе, своей индивидуальности, повышение самооценки.

Оборудование и материалы: лист бумаги формата А 4, ручка.

Техника проведения: педагог-психолог зачитывает ребенку стихотворение «Имена» С.Я.Маршака. После обсуждения стихотворения педагог-психолог предлагает ребенку записать имя в столбик, каждая буква с новой строки, и напротив каждой буквы написать личностные качества, которые начинаются на ту или иную букву.

Инструкция: сегодня мы будем работать с твоим именем, но для начала послушай стихотворение.

Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.

В этой жизни, а может быть, в той
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.

И осыплется с веток листва,
Не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь - не просто слова,
А почти воплощенная память.

Имена, имена, имена –
В этой жизни звучат не случайно.
Как загадочна наша страна,
Так и имя - загадка и тайна.
(С.Я.Маршак)

Как ты понимаешь это стихотворение? Что хотел показать автор?

Имя - это первое, что нас отличает от других и делает нас неповторимыми и индивидуальными. Каждый чувствует свое имя по-разному в соответствии с теми качествами, которые у него есть. Изначальный смысл имени - отображение личности человека, попытка одним точным словом обозначить образ человека.

Перед тобой чистый лист бумаги. Напиши свое имя в столбик (каждая буква с новой строки) и напротив каждой буквы напиши качество, которым ты обладаешь на эту букву. Давай посмотрим, что у тебя получилось.

Анализ:

  • Нравится ли тебе твое имя?
  • Какие трудности возникли?
  • Какие чувства ты испытываешь?
  • Для чего ты выполнял это упражнение?

4. Упражнение «Рисунок имени»

Цель: развитие навыков отслеживания своих эмоций, саморефлексии, повышение самооценки, формирование уверенности в себе, предоставление возможности для самопрезентации.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А 3, пастель, музыкальное сопровождение.

Техника проведения: ребенку предлагается нарисовать свое имя, украшая его различными рисунками, вензелями, граффити.

Инструкция: сейчас я предлагаю тебе нарисовать свое имя. Для этого возьми лист бумаги формата А 3 и пастель. Определись, какое имя ты хотел бы нарисовать, например Саша, Сашок, Александр, Шура, Санек и т.д. Затем начни рисовать, тщательно прорисовывая каждую букву. Для этого каждую букву спрашивай: «Буква А ты какая? Какие свои качества ты хотел бы отобразить в этой букве. Какую смысловую нагрузку она несет?». И так с каждой буквой своего имени. Все буквы будут разные и будут отображать различные стороны твоей личности. Ты можешь использовать различные вензеля и граффити - это твое творчество, твое самовыражение.

Если ребенку не хватает одного листа, то можно приклеить дополнительный лист и по необходимости их добавлять.

Как говорил Дейл Карнеги «Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи».

В завершении рисунка педагог-психолог берет рисунок за верхние края и показывает его ребенку.

Анализ:

  • Тебе нравится рисунок твоего имени?
  • Возникли ли трудности? Почему?
  • Ты что-то хочешь изменить?
  • Что ты здесь видишь?
  • Расскажи немного о каждой букве, что она представляет, какие твои личностные стороны она отображает?
  • Какие чувства ты испытываешь?
  • Что тебе хочется сделать? (сделай это).

5. Упражнение на снятие напряжения

Цель:  снятие напряжения, расслабление мышц с помощью дыхания, способствовать развитию навыков усвоения новой информации.

Техника проведения: педагог-психолог совместно с ребенком выполняет предложенные упражнения.

Инструкция: после напряженной работы я предлагаю расслабиться и снять напряжение. Для этого мы будем выполнять следующие упражнения, которые ты сможешь применять в повседневной жизни.

1. «Перекрестные шаги».

Цель: развитие координации и ориентации в пространстве, развитие навыков усвоения новой информации.

Упражнения можно выполнять сидя или стоя.

- Локтем левой руки тянись к колену правой ноги. Легко касаясь, соедини локоть и колено. Повтори правой рукой и левой ногой.

-  Соедини левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повтори 4–8 раз.

Упражнение желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы.

2. «Рокер».

Цель: снимает напряжение, способствует творческому мышлению, развитию навыков эмоционального общения.

Упражнение выполняется на гимнастический коврик.

1. Сядь на коврик, и согни колени. Обхвати колени руками, откинься назад и, округлив спину, покачайся назад и вперед, с боку на бок. Вернитесь в исходное положение. Откинься назад, опираясь на локти и кисти. Приподними ноги, согнутые в коленях, плавно начинай описывать коленями «восьмерки». Если возникли трудности, то сначала можно делать круговые вращения ногами.

2. Сидя в кресле, опираясь на подлокотники, подними ноги, согнутые в коленях и делай ими круговые движения. 

3. Упражнение «Помпа».

Цель: улучшение социального поведения, увеличение концентрации внимания, развитие учебных навыков.

Встань, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопрись на стул или стену руками. Начни приседать, при этом правая нога опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге. Поменяй положение ног и повтори упражнение.

4. «Восьмерка» на удачу.

Цель: развитие внимания , памяти, формированию навыков самоконтроля. 

Прими удобную позу. Нарисуй перед собой в воздухе или на бумаге горизонтальную восьмерку. Через ее центр проведи сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности. Справа или слева от вертикального сечения впиши в окружности восьмерки актуальные фразы, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью фразы. Ты сам решаешь, в каком месте восьмерки написать фразу.

Анализ:

  • Как твое самочувствие?
  • Какое упражнение понравилось больше остальных?
  • Что не получилось? Почему?

6. Притча «Притча об имени»

Цель:  развитие когнитивных способностей, формирование нравственных качеств.

В древние времена жил был царь. И звали царя – Менуа.

Царь Менуа называл все своими именами.

У него в царстве были Дворец Менуа, Трон Менуа, Скипетр Менуа, Мантия Менуа. Но этого было недостаточно, и вскоре появились Тележки Менуа, Грабли Менуа, Плуг Менуа и многое другое. Наступило время когда все предметы в королевстве были названы, но Менуа не унывал.

Остались ведь природные явления, такие как Вихрь Менуа, Дождь Менуа….. Работы было много. 

Количество Имен Менуа и Предметов Менуа в царстве постоянно росло, при этом само имя Царя Менуа стало худеть. Буквы в его собственном имени становились тоньше, меньше, прозрачнее. Позже буквы стали исчезать из имени Царя Енуа.

Царь Нуа сначала этого не замечал, и когда заметил было уже поздно. Он постепенно становился прозрачным и его переставали замечать. Вскоре Царь А и вовсе где-то затерялся.

Наверное, растворился в огромном количестве своих имен.

И действительно, нужен ли царь, если вокруг так много его имен.

Анализ:

  • В чем смысл этой притчи?
  • Чему она учит?
  • Какие выводы ты сделал для себя?

7. Обратная связь

Цель: осознание своих чувств и внутренних процессов, анализ и закрепление опыта, постановка целей на будущее.

- Чем мы сегодня занимались?

- Какое упражнение понравилось больше всего?

- Какие выводы ты сделал для себя?

- Какие чувства ты испытываешь?

8. Упражнение «Узелок на память»

Цель: формирование позитивного отношения к окружающим.

Материалы и оборудование: клубки ниток.

Техника проведения: ребенок выбирает нить понравившегося цвета и говорит пожелание, завязывая ее на общую нить.

Инструкция: наше занятие подошло к концу. Посмотри, перед тобой клубки ниток разного цвета. Выбери понравившейся тебе клубок, отрежь от него нитку и привяжи ее на общую нить со словами пожеланий.