План-конспект внеклассного воспитательного мероприятия по теме "Я современный российский кадет - наследник Великих Побед"

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Цифровой класс»

Класс: 6

Ключевые слова: кадетское училище, кадеты


Участники: кадеты 6 класса.

Форма проведения: историческая гостиная.

Цель:

  • Воспитание патриотизма и любви к Родине.
  • Приобщение кадет к традициям и истории Отечества.
  • Осмысление себя как гражданина общества.
  • Развитие у кадет чувства чести и достоинства, ответственности за свои поступки, стимулировать у кадет стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Задачи:

Образовательные:

  • изучение истории создания суворовских училищ, истории создания Краснодарского ПКУ, знакомство с учебным процессом в училище;
  • углублять знания по военной истории России, боевым и трудовым подвигам жителей страны на примерах малоизвестных фактов из истории войн;

Воспитывающая:

  • воспитывать уважение к Российской Армии; воспитывать стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, желанию следовать достойным образцам для подражания;
  • воспитывать умение хранить воинские традиции, связи поколений защитников Родины;
  • воспитывать готовность к выполнению воинского долга.

Развивающие:

  • развивать гражданские чувства и качества воспитанников, такие как уважение государства и государственной власти, чувство национального достоинства, чувство гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения, защищать права человека.

Использование современных образовательных технологий:

Информационно-коммуникационная технология с элементами здоровьесберегающей технологии, элементами технологии развития критического мышления и элементами технологии творческой мастерской.

Методическое оснащение: мультимедийная доска, компьютер, программное обеспечение MS PowerPoint, презентация, видеофильм.

Ход мероприятия

I. Вступление

(Слайд № 1)

Классный руководитель:

Вы юные кадеты, наследники героев,
И воинским традициям всем сердцем вы верны.
Чеканя шаг по площади, идете ровным строем,
И называют ласково вас: Родины сыны.

(Слайд № 2)

Сегодня кадеты - неотъемлемая часть жизни России, активные участники жизни, торжественных мероприятий, парадов и конкурсов.

И это неудивительно. Возрождение кадетского движения в России продиктовано временем. Ведь во все времена кадетские корпуса готовили настоящих граждан своей страны, воспитанных в духе благородства, воинской чести, доброго товарищества, крепкой дисциплины и беззаветной любви и преданности Родине.

Своё начало история создания кадетских корпусов в России ведёт со дня учреждения в Москве "Школы навигацких и математических наук", ставшей прообразом Морского кадетского корпуса. Указ о создании этой школы был подписан Петром I 14 января 1701 г. Менялись названия учебного заведения, а дата, когда отмечалось учреждение Морского кадетского корпуса, оставалась всё время неизменной. Она отмечалась воспитанниками Морского кадетского корпуса до тех пор, пока был жив, хоть один выпускник. В январе 2001 г. в Санкт-Петербурге было отмечено 300-летие со дня создания Морского корпуса. Центром торжеств стал Морской корпус Петра Великого.

Все сухопутные кадетские корпуса России своё начало ведут со дня открытия Анной Иоанновной "Корпуса кадетов Шляхетских (Дворянских) детей" 17 февраля 1732 г. Указ о создании корпуса был подписан 29 июля 1731г.

В кадетских корпусах Российской империи дата учреждения Первого кадетского корпуса не отмечалась. Во всех корпусах отмечался только день основания корпуса, Корпусной праздник. Но, если образно говорить, все императоры, начальники Управления военно-учебных заведений, директора и историки кадетских корпусов вели отсчёт истории кадетских корпусов с 17 февраля 1732 г.

Кадетские корпуса 18-го и 19-го столетий сыграли значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии. Они дали России десятки выдающихся исторических личностей, общественных деятелей, которые трудами своими прославили Отечество.

Задача воспитания подрастающего поколения в идеях непоколебимой преданности Отчизне оставалась актуальной и для суворовских и нахимовских училищ, созданных в 20-м веке. И для современных кадет девиз «Жизнь России – честь никому» не утратил своей значимости.

Русь моя – радость и боль поколений,
Сколько ты вынесла горя и бед!
Верю, прозреешь и встанешь с коленей!
Я – твой спаситель, твой – избавитель
Гордость и слава России – кадет!
Жизнь – Отечеству, честь – никому!
Благородство и доблесть порукой тому.
Мы несем сквозь века на знаменах побед
Гордое имя – российский кадет.
(Слайд № 3)

Классный руководитель:Семь лет назад, 1 сентября 2012 года, в стенах нашего училища раздался первый звонок, который возвестил о рождении в городе Краснодар учебного заведения нового типа.

Целью создания нашего учебного заведения является воспитание разносторонне развитых юношей, способных в дальнейшем составить интеллектуальную, патриотически настроенную элиту нашей страны.

Краснодарское ПКУ было создано по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева от 10 июля 2012 года № 1221-р и на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2012 года № 2109 «О федеральном государственном казённом общеобразовательном учреждении «Краснодарское президентское кадетское училище».

Я предлагаю вам сейчас посмотреть видеоролик, посвященный нашему училищу. (Слайд № 4 – ролик «КПКУ»)

II. Основной этап

Классный руководитель: Вы, современные кадеты, – наследники тех, кто прославил себя на льду Чудского озера, Куликовом поле, под Полтавой и Бородино, в знаменитом Брусиловском прорыве и победах Великой Отечественной войны.

Классный руководитель:

(Слайд № 5)

Чему кадетство может научить?
Отваге и любви к своей Отчизне,
Как на земле себе друзей найти
И как без страха шествовать по жизни…
Как людям сказку каждый день дарить,
Как стать добрей, сильнее и мудрее…
Чему кадетство может научить?
Всему, что в этом мире смысл имеет.

Классный руководитель:Выпускники кадетских, суворовских и нахимовских училищ во все времена хранили преданность Родине и отличались отвагой и самоотверженностью.

6 августа 2019 года исполнилось 104 года легендарному подвигу русских солдат, который произошел в 1915 году. Он навсегда вошел в историю, прославив мужество русского духа и его невероятную отвагу – этот подвиг называют «Атака мертвецов». (Слайд № 6)

Но прежде хочется сказать, что часто восхищаясь красивыми картинками западных фильмов, молодежь забывает, что у них есть своя собственная, отечественная история, причем великая и славная. Когда узнаешь детали Атаки Мертвецов, понимаешь, что 300 спартанцев (подвиг которых, несомненно, также велик) — это почти ничто в сравнении с подвигом солдат российской империи, о котором мы сейчас расскажем.

Это случилось в годы Первой мировой войны (1914-1918) при обороне крепости Осовец. Сама крепость была основана в 1795 г. силами Российской империи. Более 100 лет вокруг нее возводили различные фортификационные сооружения. К слову сказать, на сегодняшний день это место находится в Польше, в 50 километрах от города Белосток. Крепость Осовец имела чрезвычайно важное стратегическое значение для Российской империи. На север и юг от нее располагались непроходимые болота, поэтому для продвижения в этом направлении германские войска должны были любой ценой взять Осовец.

Первое боевое крещение произошло в сентябре 1914 г., когда части 8-й германской армии подступили к ней вплотную. Несмотря на колоссальный численный перевес немцев, русские отбили первую атаку.

Через несколько месяцев после первой неуспешной атаки, 3 февраля 1915 г. немцы предприняли следующую попытку захватить крепость. После шестидневных боев им удалось взять первый рубеж обороны.

Это позволило им стянуть тяжелую артиллерию и на полную мощь начать атаковать гарнизон. Среди орудий были мортиры «Шкода» калибром 305 мм, а также «Большие Берты» калибром 420 мм. (Слайд №7)

Сложно себе даже представить, но всего за одну неделю, крепость Осовец приняла более 250 тыс. вражеских снарядов. По словам выживших воинов, земля тряслась, как корабль в шторм, а клубы дыма и страшные языки пламени, окутывая фортификационные сооружения, беспощадно их уничтожали.

Зная о колоссальных разрушениях и потерях, командование Осовца отдало приказ защитникам продержаться всего 48 часов. Но храбрые солдаты, видимо, помнили, что русские не сдаются! Им удалось не просто продержаться требуемый срок, но и полностью оттеснить со своих позиций гораздо более сильного противника.

Через 5 месяцев, в июле 1915 г. состоялась третья попытка атаковать неприступную крепость Осовец. Именно она стала тем решающим моментом, который навсегда вошел в историю российской военной славы.

Убедившись, что Осовец, обороняемый отважными воинами, не взять при помощи грубой силы и артиллерийских орудий, немецкое командование приняло решение об использовании боевых отравляющих газов.

Под крепостью было развернуто 30 газобаллонных батарей, которые до этого тщательным образом маскировались. Газовая атака началась 6 августа 1915 г. в 4 часа утра. (Слайд № 8)

Благодаря попутному ветру, выпускаемый из баллонов хлор начал уничтожать все на своем пути. Территория поражения крепости Осовец была едва ли не роковой, так как ядовитая волна газа, шириной 8 км, а высотой до 15 м, проникла на глубину 20 км.

Все живое было поражено на пути разрушительных химикатов. Листья на деревьях пожелтели, трава почернела и припала к земле. По словам очевидцев, в кромешной тишине стоял ужасающий запах смерти.

Учитывая тот факт, что воины гарнизона не имели никаких средств защиты от подобного рода газового воздействия, они понесли тяжелейшие потери.

226-й Землянский полк, который отвечал за оборону в главном направлении врага, был почти полностью выбит из строя. 9-я, 10-я и 11-я роты пострадали настолько сильно, что не в состоянии были сражаться. В остальных ротах дееспособными были буквально единицы.

Артиллеристы также понесли столь тяжелый урон, что совсем не могли вести огонь. В целом, полностью вышли из строя более 1600 человек, и абсолютно весь гарнизон, в той или иной мере, пострадал от отравляющего газа.

После этих действий, германская сторона пустила в ход артиллерию, в том числе и с химическими зарядами, и дала команду пехоте наступать на парализованного противника.

Двигаясь стройными рядами, более 7000 немцев начали штурм. С легкостью захватив первые две линии обороны, которые полностью обезлюдели, они уверенно продвигались дальше. Когда они приблизились к Рудскому мосту, появилась реальная опасность его захвата, что фактически означало бы непременное падение Осовца.

В этот решающий момент комендант крепости генерал-лейтенант Николай Бржозовский (выпускник Полоцкого кадетского корпуса) (Слайд № 9) дал приказ контратаковать врага в штыки «всем, чем можно».

Этот отчаянный шаг был приведен в исполнение 21-летним командиром 13-й роты Землянского полка подпоручиком Владимиром Котлинским (Слайд № 10), родом из Пскова. О нем сослуживцы говорили:

«Этот человек, кажется, совершенно не знал, что такое чувство страха или даже чувство самосохранения. Уже в прошлой работе полка он много принес пользы, командуя одной из рот».

Возглавив остатки собственной роты, он повел за собой выживших бойцов 8-й, 12-й и 14-й роты.

Это было страшное зрелище. Обмотанные грязными тряпками, с жуткими ожогами на лицах, харкая кровью и издавая нечеловеческие хрипы, русские солдаты двигались в сторону противника.

Немцы, будучи уверенные в однозначной победе и не ожидая встретить на своем пути уничтоженного ядовитыми парами противника, увидев настоящую Атаку Мертвецов, пришли в настоящий ужас и сверхъестественный страх.

Они сначала начали отступать, не веря своим глазам, а потом и вовсе случилось невиданное. Несколько десятков русских обратили в бегство 7-тысячную германскую пехоту. Много немцев погибло на проволочных сетях перед второй линией окопов от огня крепостной артиллерии, так как в панике они давили и топтали друг друга.

В этой атаке был смертельно ранен и погиб подпоручик Котлинский, который в 1916 г. был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4 степени.

В 8 часов утра немецкий прорыв был ликвидирован, а уже в 11 стало ясно: штурм отбит полностью.

Этот неслыханный подвиг получил в истории название «Атака мертвецов».

Предлагаю посмотреть видеоролик. (Слайд № 11 - «Атака мертвецов»)

Классный руководитель:Сейчас мы сделаем с вами короткий музыкальный перерыв и посмотрим музыкальный клип, посвященный «Атаке мертвецов».

(Слайд № 12 - музыкальный клип «Варя Стрижак. Атака Мертвецов, Или Русские Не Сдаются!»)

Классный руководитель:(Слайды № 13–18)В ряду замечательных личностей, окончивших суворовские и нахимовские училища, находится немало людей, которые добились самых почетных в армии должностей - командующих войсками округов и групп войск. А сколько бывших суворовцев среди членов Военных Советов округов, начальников штабов и заместителей командующих! Назвать всех, кто командовал армиями, дивизиями, полками просто не представляется возможным. Гордостью всех воспитанников суворовских училищ являются летчики-космонавты СССР Владимир Джанибеков (Ташкентское СВУ КГБ) и Юрий Глазков (Ставропольское СВУ).

Особым уважением среди выпускников пользуются те, кто по приказу Родины выполнял долг в горячих точках, проявив мужество и отвагу в Венгрии и Эфиопии, в Афганистане и на Кубе, в Анголе и Египте, на Чернобыльской АЭС по ликвидации последствий аварии. Среди них тысячи награжденных орденами и медалями, Герои Советского Союза и России. Одним из первых Героев Советского Союза среди суворовцев стал выпускник Кавказского СВУ генерал-майор В.В. Колесник. Широко известно стране имя Героя Советского Союза Николая Кузнецова, воспитанника Ленинградского СВУ, который, прикрывая отход своего взвода и будучи окруженным душманами, подорвал себя и врагов противотанковой гранатой. Среди Героев Советского Союза воспитанник Свердловского СВУ Валерий Востротин, Московского СВУ - Сергей Козлов, Киевского СВУ - Игорь Плосконос и многие другие. 

Конечно же, главным в суворовских и нахимовских училищах является учеба, учеба настойчивая под постоянным контролем педагогов и офицеров-воспитателей. Базовая подготовка воспитанников была очень высокой, и благодаря этому многие из них, по разным причинам не связавшие свою судьбу с армией, стали впоследствии кандидатами и докторами наук, видными учеными. Это и действительные члены Российской Академии наук Анатолий Георгиевич Витушкин (Тульское СВУ) - доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, лауреат Государственной премии, и Владимир Георгиевич Кадышевский (Екатеринбургское СВУ) - доктор физико-математических наук, профессор, член Президиума РАН, директор Объединенного института ядерных исследований. Тульский суворовец Анатолий Витушкин в юности в результате трагического случая потерял зрение, но в этой ситуации проявился его настоящий мужской характер. Командование училища помогло ему освоить слепой метод чтения и он сумел окончить училище с "золотой" медалью. А затем поступил в МГУ, и окончил его с красным дипломом. Широко известны ученые, выпускники суворовских училищ, Вячеслав Халилов, Вячеслав Волк, Владимир Ксенофонтов, Геннадий Демин, Руслан Дроздов, Андрей Яковлев, Олег Балуев и многие другие.

Продолжительное пребывание в воинском коллективе прививает суворовцам навыки и умения общения с людьми, учит объективной самооценке, азам организаторской работы. Как никто другой командир должен уметь сплачивать коллектив, направлять его усилия на успешное решение стоящих перед подразделением или частью задач. Эти же качества пригодились суворовцам и в гражданской жизни. Не случайно многие из них стали видными руководителями производства, общественными и политическими деятелями. Выпускник Саратовского СВУ Юрий Мелентьев в течении 13 лет был министром культуры, выпускник Московского СВУ - Игорь Иванов - министр иностранных дел РФ. Широко известны писатели-суворовцы Юрий Власов, и Олег Михайлов, Игорь Лощилов и другие.

Эстетическое воспитание суворовцев поставлено так, что многие из тех, кто пришел в искусство, стали знаменитыми артистами, музыкантами, художниками. Среди них композитор Юрий Бирюков (Кавказское СВУ), ведущий телепрограммы «Песня далекая и близкая», Стас Намин (Московское СВУ). Известные режиссеры и сценаристы Борис Дуров и Геннадий Шпаликов («Я шагаю по Москве», «Мне 20 лет»). Любителям театра хорошо известно имя народного артиста России, солиста Московского театра оперетты Герарда Васильева.

Как известно офицерами не рождаются, - ими становятся. Для этого необходимо пройти много степеней совершенствования военной выучки. И самой первой такой ступенькой в становлении будущего офицера в Министерстве обороны Российской Федерации являются суворовские военные, нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса - продолжатели и преемники славных традиций российских кадетских корпусов, занявшие достойное место в 300-летней истории всего военного образования России. Они являются носителями и продолжателями славных традиций армии и флота. Среди суворовцев и нахимовцев 12 Героев Советского Союза, 2 Героя Социалистического Труда, 37 Героев России. Это поколение, пришедшее на смену участникам Великой Отечественной войны, достойно несет славу своих отцов.

Классный руководитель:

(Слайд № 19)

Ведь так непросто нам порой,
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал.
Каким же в этой жизни быть,
Чтоб пред соблазнами любыми устоять,
И званье КАДЕТА заслужить?

III. Заключение

Классный руководитель: Один из великих российских кадет адмирал Фёдор Ушаков говорил: «Всё воспитание юноши должно клониться к тому, чтоб сделать его не только годным, но и отличным слугою своим согражданам, добрым сыном, добрым отцом. Без любезных государство обойтись может, а без сынов Отечества – никогда!». (Слайд № 20).

Надеюсь, что вы здесь станете настоящими сынами Отечества и может быть когда-нибудь мы увидим вас на Параде на Красной площади, услышим ваши имена как видных военных начальников, политиков, дипломатов и просто выпускников КПКУ, которые гордо несут звание «кадета».

И в завершение нашего мероприятия предлагаю посмотреть видеоролик «Мы будем служить России». (Слайд № 21)

IV. Рефлексия

- Что нового вы узнали?

- Понравился ли вам классный час?

- Какие выводы сделали?