Домашнее чтение на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко «Английский язык». 2-й класс)

Разделы: Иностранные языки

Класс: 2

Ключевые слова: английский язык, начальная школа


Чтение является одним из источников получения языковой и социокультурной информации. Чтение художественной литературы на иностранном языке способствует развитию речевых умений и аналитического мышления учащихся, знакомит их с культурой страны изучаемого языка. Н.А.Константинова отмечает, что «читающий соприкасается с современным живым языком, обогащает свой лексический запас, совершенствует навыки устной речи» [3, c. 225]. По характеру понимания домашнее чтение относится к разряду синтетического чтения, так как основной акцент в данном случае ставится на извлечении читающим информации из текста; по способу чтения – это чтение про себя. По месту и времени чтения – это внеаудиторное чтение [3]. По каким бы критериям методисты не выделяли домашнее чтение, в общем виде оно представляет собой обязательное для всех учащихся чтение, которое дополняет основной курс учебника.

Л.Г.Чернина также рассматривает домашнее чтение как один из способов активизации лексики. Ею было экспериментально установлено, что формирование продуктивных лексических навыков посредством «целенаправленной практики учащихся в рецептивных видах работы, основанных на домашнем чтении» обеспечивает:

  • большую правильность употребления лексических единиц;
  • большую прочность сохранения их в памяти;
  • меньшую затрату времени на усвоение одной единицы [33, c.18].

Е.В.Юносова считает, что чтение иностранной литературы на иностранном языке позволяет увеличить активный и пассивный словарные запасы, приобрести общекультурные знания, улучшить грамматические навыки, навыки монологического и диалогического высказываний, умений аудирования [5].

Книги для чтения (Reader) к учебному комплекту «Английский язык. 2 класс» (Верещагина И.Н., Бондаренко К.А.) предоставляют возможность учащимся развивать умения чтения на английском языке. Все тексты, предлагаемые авторами, адаптированы под соответствующий уровень владения языком (принцип доступности и посильности). Яркие красочные иллюстрации помогают в правильном понимании содержания произведения. Наличие упражнений (вопросов и заданий) в дополнение к основному тексту произведения помогают учителю в подготовке интересного урока, насыщенного разнообразными формами работы – индивидуальной, групповой, фронтальной и др.

Каждая глава отвечает требованиям в работе с текстами для чтения (задания для предтекстового, текстового и послетекстового этапов); учитель, опираясь на имеющиеся ресурсы, может дополнить и разнообразить комплекс упражнений и заданий. В начале каждой главы имеется список новых лексических единиц, что упрощает учащимся работу с выписыванием новых слов в индивидуальный словарь.

Книга для чтения для второго класса содержит десять текстов, а словарь, находящийся в конце этой книги помогает учащимся в освоении и закреплении новой лексики, а также обращении к нему в случае, если учащийся затрудняется в переводе того или иного слова.

На примере пятой главы «Bugs Bunny at the Easter Party» (Parts I, II) предлагается комплекс упражнений, которые могут быть использованы при изучении данного текста:

I этап – Предтекстовый (Pre-reading)

  1. Do you like holidays? What holidays do you know?
  2. Try and read the characters’ names:

Bugs Bunny [bʌgz bʌni]
Elmer Pig [‘elmə pig]
Petunia Pig [pə’tjunjə pig]

II этап – Текстовый (While-reading)

Do you want to know more about English holidays? Then read the text and say what you’ve learned.

1. Comprehension questions:

  1. Does Bugs Bunny want to play Easter Rabbit?
  2. When does Bugs Bunny go for s walk?
  3. Where does Bugs Bunny run when he sees a man?
  4. Why does Bugs breathe hard?
  5. How many people go after him?
  6. What does the man give him as a present?
  7. Are Bunny’s friends happy?
  8. Is Bugs Bunny a lovely guest at Easter Parties now?

2. Is it so? Read the sentences which are true to the story:

  1. Everybody is busy. Everybody doesn’t want to work.
  2. Bugs wants to go to a big Easter party. Bugs pooh-poohs this idea.
  3. Bugs has nice friends. Bugs doesn’t like friends.
  4. On Saturday afternoon Bugs goes swimming. On Saturday afternoon Bugs goes for a walk.
  5. Petunia and Elmer are happy to see Bugs. Bugs doesn’t go to his friend’s house.

 3. Put the events in the correct chronological order.

  1. Elmer and Petunia Pig ask Bunny to give the baskets of eggs to the children.
  2. The man and the woman ask Bunny to be the guest of honour.
  3. Everyone wants to go to Easter party but Bugs pooh-poohs this idea.
  4. The woman and the man go after Bunny.
  5. Now every year Bugs is a lovely guest at Easter parties.
  6. The woman draws Bunny and the man gives him a big purple satin ribbon.

4. We have two teams. Each team has to make up incorrect sentences connected with the plot of the chapter. But the task is to correct the sentences.

Vocabulary exercises:

1. Match the two parts to make up word combinations:

Easter

afternoon

basket

home

Saturday

eyes

behind

party

breathe

prize

guest

eyes

satin

hard

believe

honour

carry

ribbon

first

him

2. Look at the pictures. I’ll give you some words and each team will try to make up a sentence with the words about the pictures.

(a basket, a ribbon, a house, a man, a picture, a playground, children)

3. Say who the words in bold refer to:

1) Bugs Bunny 2) Petunia (Elmer) 3) the man.

1. He doesn’t want to go shopping.
2. She stops to draw a picture.
3. She asks to give the baskets of eggs to the children.
4. He says that it is time for Easter party.
5. She is happy to see Bugs Bunny.
6. He breathes hard and doesn’t know what to do.
7. He puts a big purple satin ribbon around the guest’s neck.

4. Let’s describe the pictures.

III этап – Послетекстовый (Post-reading)

  1. Make up a mini-dialogue: Bugs Bunny and Elmer Pig; The woman and Bugs Bunny, Bugs Bunny and the man.
  2. Topics for discussion: Why doesn’t he want to help Petunia and Elmer Pig? Can you prove that Bunny is glad to be the guest of honour? Would like to be the guest of honour? Why?
  3. Rendering of the chapter.

Таким образом, уроки домашнего чтения являются неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку и должны обязательно присутствовать на всех ступенях обучения, чтобы расширять лексический запас и лингвострановедческую компетенцию учащихся. Такие уроки обладают культурной и познавательной ценностью: учащиеся не только соприкасаются с современным живым языком, но у них возникает также возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям.

Список литературы

  1. Английский язык. Книга для чтения. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ, яз. / авт.-сост. И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко. — 15-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 47 с.
  2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д.Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 192 с.
  3. Константинова, Н.А. Домашнее чтение как одна из форм самостоятельной работы студентов при изучении немецкого языка / Н.А.Константинова // Вестник КемГУ. – 2013. - № 2 (54) Т. 2. С. 224 - 227.
  4. Селиванова, Н.А. Домашнее чтение – важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе / Н.А.Селиванова // Иностранные языки в школе. - 2004. - №4. С.21.
  5. Юносова, Е.В. Домашнее чтение на уроках английского языка / Е.В.Юносова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663876/