Методическая разработка урока по географии "Движение земной коры. Вулканизм"

Разделы: География

Класс: 5

Ключевые слова: география, литосфера, гейзеры


Образовательная область, учебный предмет

География

Класс

5

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК  под ред. Алексеева А.И., Николиной В.В., Липкиной Е.К.

Тема учебного занятия

Литосфера. Движение земной коры. Вулканизм.

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Движения земной коры. Вулканизм

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема «Литосфера» рассчитана на 10 часов. «Движения земной коры. Вулканизм» - урок № 4 темы «Литосфера».

Учебная задача

Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию, способствующую развитию познавательной активности; формированию умения работать с различными источниками географической информации (карты, ЭОР, видеоролики, энциклопедии).

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель / Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся:
- определять понятия « вулкан», «гейзер», выделяя их существенные признаки;
- извлекать информацию с физической карты мира о местоположении основных районов вулканов и гейзеров на Земле;
- выявлять закономерности расположения вулканов и гейзеров на земной поверхности.

Обучающиеся получат возможность научиться:
- научиться приводить примеры использования практических знаний в жизни, правильного безопасного поведения при извержениях вулканов.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями:
- анализировать разные источники информации – физическую и интерактивную карты мира, карты учебника, интернет-ресурсы, видеоролики для получения необходимой информации;
- представлять в различных формах (кластер, синквейн) географическую информацию.

Обучающиеся получат возможность развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности на основе анализа различных источников географической информации; творческой деятельности на основе составления синквейна.
- самостоятельно организовывать свою деятельность (определять её цели и задачи, оценивать достигнутые результаты).
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- создавать письменные и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют представление о правилах безопасного поведения во время извержения вулканов.

Обучающиеся получат возможность:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья.

Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт…….;
Имеют опыт работы с текстом и иллюстрациями параграфа; работы с «Физической картой полушарий»
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

Имеют представление о вулканах

- могут определять…….; Могут определять размещение вулканов в разных регионах земного шара по карте «Физическая карта полушарий»
- могут сравнивать, доказывать, аргу-
ментировать, сопоставлять;
Могут объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;
Могут работать с физической картой полушарий и анализировать различные иллюстрации, схемы
Могут делать выводы об изменении природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил
- могут планировать, проектировать, моделировать; Могут планировать последовательность и способ действий при анализе иллюстративно-картографического материала

- могут контролировать, оценивать и

Могут оценивать свои действия и действия одноклассников, делать вывод

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Кластер «Вулкан»
Таблица «Виды вулканов»
Схемы «Вулканы по форме»,
«Влияние вулканов»
Оформленная контурная карта

Кластер «Вулкан»
Синквейн «Вулкан»

Инструкция «Правила поведения людей во время извержения вулкана» или сравнительная таблица «Разрушительная и созидательная сила вулкана»

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Напомнить правила определения географической широты и долготы, нахождения объектов на карте.

Напомни правила составления кластера и синквейна, таблиц и схем, контурной карты (обозначение объектов)

Раскрытие правил поведения, норм и ценностей взаимоотношения человека с природой для сохранения своего здоровья и жизни

Учебно-информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно- информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

ЭОРы

 

1. Учебник. География. 5-6 класс. / А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина - М.: «Просвещение» 2015.
2. География. 5-6 класс. Мой тренажер./ В.В.Николина – М.: «Просвещение», 2015.

Земля. Полная энциклопедия / Е.Г.Ананьева, С.С. Мирнова; ил.
Н.Красновой, И.Парамыгина, О.Левченко. — М.: Эксмо, 2007. — 256 с : ил.

Видеоролик «Извержение вулкана на Камчатке» https://www.youtube.com/watch?v=Acy0EvgH41o
Географическая энциклопедия http://gufo.me/geogenc_a

«Вулканы. Землетрясения. Горячие источники. Гейзеры» http://fcior.edu.ru/card/22468/vulkany-zemletryaseniya-goryachie-istochniki-i-geyzery.html

 

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, видеоролики

Физкультминутка на 20 минуте урока

Стой на месте раз, два, три
Ты на запад посмотри,
На восток ты посмотри,
А теперь взгляни на север,
Не забудь ты и про юг.
А затем зажмурь-ка глазки,
Медленно их открывай,
Часто-часто поморгай.
Над горою дым витает -
Это грозное явленье
То вулкана изверженье

Технологическая карта урока