Урок математики. Тема урока: "Деление на 4". 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: математика, УМК «Перспектива», Деление на 4


Цель: сформировать представления учащихся о делении чисел на 4.

Задачи:

Образовательная:

  • совершенствовать у учащихся умение решать примеры на табличное деление в пределах 20;
  • учить учащихся делению чисел на 4;
  • совершенствовать предметные умения решать задачи.

Развивающая:

  • способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и уважительное отношение к изучаемому предмету.

Универсальные Учебные Действия:

Познавательные:

  • определять компоненты и результат действия умножения;
  • определять взаимосвязь между действием деления и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновывать своё суждение;
  • применять приобретённые умения при решении арифметического выражения и задач на деление.

Регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные:

  1. формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  2. формулировать высказывания, используя математические термины.

Личностные:

  1. знать таблицу умножения чисел от 2 до 10 в пределах 20;
  2. вычислять арифметическое выражение, используя действие умножения и деления;
  3. комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления;
  4. решать задачи, применяя рациональный способ вычисления.
  5. проявлять интерес к содержанию урока.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебная презентация.

Ход урока

Этап урока

Вре
мя

Содержание урока. Деятельность учителя

Мотивация учебной деятельности

1 мин

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть на уроке. Меня зовут Наталья Александровна.

Как люди могут приветствовать друг друга, не разговаривая?

Поприветствуем друг друга.

Поприветствуем гостей.

Улыбнитесь, подарите свои улыбки мне и друг другу! А теперь настроимся на работу - откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: я хочу много знать!

Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится. А помогут нам в этом числа.

Откройте тетради и запишите число.

Устный счёт

3 мин

Сегодня мы не просто с вами будем работать, а отправимся в путешествие.

Какой праздник уже заглядывает в нам в окна?

Без чего не бывает Нового года? (без ёлки, Деда Мороза, Снегурочки).

Мы отправимся в зимний лес к Деду Морозу и Снегурочке за ёлкой.

(слайд, зимний лес)

А там нас ждут испытания. Справимся?

Хочу напомнить вам, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не распугать зверей и птиц. Дед Мороз передал мне вот этот колокольчик. Если вы его услышите, значит надо установить тишину.

А вот и тропинка, ведущая в лес, и первое наше испытание.

А называется оно «Гонка за лидером»

Работать будем по рядам.

На доске вы видите 3 тропинки.

Одна тропинка для каждого ряда.

По одному с каждого ряда одновременно вы будете выбегать, записывать ответ (решаем одно РАВЕНСТВО) и возвращаемся на место. Если вы увидели ошибку своего товарища, смело исправляйте. Кто быстрее пройдёт по тропинке.
Всем все понятно?

На старт! Внимание! Марш!

(ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ)

Итак, давайте проверим.

Если ответ правильный – поднимите руки.

Если ответ неправильный – закройте глаза руками.

Молодцы!

Можно положить руку на голову, погладить себя и сказать: «Ах, какой я молодец!»

Минутка чистописания

1 мин

Холодно в лесу. Но нам холод не страшен.

Разогреем немного наши руки (руки растираем)
-Пока ваши руки разогреваются, посмотрите на доску и определите закономерность написания цифры 4.

4 44 444

Запись на доске

Самоопределение к деятельности

6 мин

Что вы знаете о числе четыре?

А таблицу умножения на 4 знаете?

Как называются компоненты при умножении?

Вывешиваю на доску названия компонентов при умножении.

1-й множитель

2-й множитель

Значение произведения

(слайд, зимний лес, появление Бабы Яги)

Посмотрите, ребята, кто это?

Любительница вредить, жительница леса, Баба Яга предлагает нам поиграть в игру «Мешалки».

Для этого мне нужно 5 человек.

Раздаю листы с записанными числами и знаками.

Вы должны внимательно меня послушать и найти каждый своё место.

3 х 4 = 12

Каким компонентом в этом РАВЕНСТВЕ является 3?

А 4?

А 12?

Какие еще РАВЕНСТВА можно составить с помощью этих чисел, используя знак деления?

Забираю лист со знаком «умножить», даю лист со знаком «разделить»

12: 3 = 4 12:4 = 3

Каким компонентом в этом РАВЕНСТВЕ является 12?

А 4?

А3?

Вывешиваю на доску названия компонентов при делении.

Запишите в тетради РАВЕНСТВО 12: 4 = 3

Кто догадался, над какой темой мы будем сегодня работать? Какие задачи перед собой поставим?

Задачи

  • закрепить умение решать примеры на табличное деление в пределах 20;
  • учиться делить числа на 4;
  • закрепить умения решать задачи.

Работа над новой темой

5 мин

Баба Яга пока пускать нас дальше в лес не хочет.

Как-то надо ее задобрить.

Перед нами 4 метлы. Их нужно раздать четырём сёстрам Бабы Яги поровну.

Презентация с анимацией.

4: 4 = 1

По сколько новых метелок окажется у каждой Яги?

Как это записать выражением?

Назовите, как называются компоненты при делении?

4 – это…. делимое

4 – это…. делитель

1 – это…значение частного

Запишите это выражение в тетрадь.

Подобрела Баба Яга и решила угостить зайцев мороженым. Она точно знает, что для каждого зайца у нее запасено 4 порции мороженого. Скольких же зайцев сможет угостить Баба Яга, если у неё 16 порций мороженого?

Как это записать выражением? 16:4=4

Но какой же Новый год без ёлки и подарков?

Но мы ёлку рубить не будем. Почему?

Под новогодней ёлкой стояли подарки. 4 подарка справа и 4 подарка слева. Сколько всего подарков? Как узнать?

4х2=8

Как называются компоненты при умножении?

Вы, наверно, знаете, что новогодние подарки принято дарить.
Подарим 8 подарков четырём лисичкам. По сколько же подарков достанется каждой?

А как записать это выражением? 8:4=2

Запишите в тетрадь это выражение.

Физминутка

1 мин

Устала Баба Яга делить подарки. Отдохнуть хочет. И нам отдохнуть надо, чтобы плодотворно продолжить работать и быть внимательными, мы должны отдохнуть.

4:2 - Сколько раз ногами топнем?

9:3 - Сколько раз руками хлопнем?

2х2 -Мы присядем сколько раз?

4:4 -Мы наклонимся сейчас.

3х1 - Мы подпрыгнем ровно столько.

Ай да счёт, игра и только!

Закрепление

10 мин

Не хочет пускать нас Баба Яга к Деду Морозу и Снегурочке. Снова хочет вас испытать, хочет понять, справитесь ли вы, всё ли вам понятно.

Работа у доски

Для работы мне необходимо 4 человека.

Попробуйте выполнить такое задание.

Разделите поровну 20 подарков между четырьмя зайцами.

Сколько подарков получит каждый зайчик?

По одному подарку берём для своего зайца.

Как это записать равенством?

20: 4 = 5

Запишите в тетрадь это РАВЕНСТВО.

Что же у нас получилось?

А записали мы с вами таблицу деления на 4 (в пределах 20).
Её нужно знать.

А сейчас попробуйте поработать в парах.

Вам необходимо прочитать задачу, дополнить рисунок и записать решение задачи.

1)16 морковок Баба Яга связала в пучки, по 4 морковки в каждом. Сколько пучков получилось?

2) Для украшения Баба Яга разложила 12 вишенок поровну на 4 новогодних торта. Сколько вишенок на каждом торте?

Проверка (опора презентацию)

Со всеми заданиями справились. Молодцы!

Рефлексия

Итог урока

1 мин

Ребята, давайте вернёмся к задачам, поставленным на уроке.

1-я задача: закрепить умение решать примеры на табличное деление в пределах 20;

2-я: учиться делить числа на 4;

3-я: закрепить умения решать задачи.

Со всеми задачами мы справились?

Можно себя похвалить?

«Ах, какой я молодец!»

Посмотрите на слайд.

Прочитайте начало фразы и закончите её.

Посмотрите, кто встречает нас.

Путешествие наше заканчивается.

Подарки сегодня получили и зайцы, и лисички, и даже сёстры Бабы Яги.

И вы, ребята, без подарков не останетесь.

Достаю красивую подарочную коробку в закладки с таблицей умножения.

Спасибо за работу на уроке! Мне приятно было с вами работать!