Открытый урок по теме "Земельный закон братьев Гракхов"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: изучения нового материала.

Формируемые УУД

Личностные

Уважение к истории, культурным историческим памятникам. Потребность в самореализации. Устойчивый познавательный интерес.

Коммуникативные

Владение устной и письменной речью; Умение задавать вопросы. Осуществление взаимоконтроля; Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

Регулятивные

Целеполагание, постановка целей, постановка практических и познавательных задач, планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своего времени и управлять им.

Познавательные

Устанавливать причинно-следственные связи, проводить поиск информации в историческом источнике, анализировать исторический источник

Оборудование: медиапроектор,компьютер,доска, учебник, раздаточный материал (на каждого ученика, на пару).

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Определять место исторических событий во времени.
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.
Описывать условия существования людей в древности.
Раскрывать характерные, существенные черты.
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

Высказывать суждения о значении и месте исторического наследия древних обществ в мировой истории.

Ход урока

Этап

Время

Постановка цели  урока

1 минута

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Формулировка темы урока и задач урока

3  минуты

Фронтальный опрос

3 минуты

Физкультминутка

1 минута

Работа в парах

12 минут

Выступления групп

8 минут

Решение хронологической задачи,записи в рабочих листах

4 минуты

Применяем полученные знания, делаем вывод

5 минут

Рефлексия (синквейн)

5 минут

Информация о домашнем задании

2 минуты

Выставление отметок

1 минута

Технологическая карта урока

1. Постановка цели урока

Учитель:

Salve dilecti filii!
Salve collegis!
Nomen meum est Александр Васильевич!
Vulputate sit scriptor cooperantur!
Gloria historia!

Здравствуйте дорогие ребята. Здравствуйте уважаемые коллеги. Ребята, меня зовут Александр Васильевич, я учитель истории и сегодняшний урок мы проведем вместе с вами. Я надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное полезным для вас. Мы сегодня с вами попробуем быть историками-исследователями. Скажите, с чем работают историки-исследователи?

Учащиеся: «С историческими источниками».

Учитель: Давайте вспомним виды исторических источников. (Читаем со слайда)

Мы сегодня будем работать с сочинениями древнегреческого историка Плутарха и древнеримского историка Аппиана. К какому виду источников они относятся? Так как мы будем работать как историки исследователи с письменными историческими источниками, какую цель мы поставим себе на уроке?

Учащиеся: «Научиться работать с историческими источниками».

2. Актуализация знаний

Вводное слово учителя: во II веке до н.э., после победы над Карфагеном римляне установили свою власть в Средиземноморье. В это же время в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами его населения. Вражда привела к вооруженным столкновениям, наступило время гражданских войн. Т.е. войн между гражданами одного государства.

Не последнюю роль в этом сыграли следующие исторические факты:

Определение проблемы:

Проблема: «Как остановить разорение мелких землевладельцев, которое ослабляло армию древнего Рима?»

У вас в раздаточном материале есть  «Послание из древности». Ученики зачитывают его вслух.

Текст послания:

Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость? Богачи? Что они знают о бедняках? Заходила ли Госпожа справедливость к бедняку? Скажу Вам однозначное нет! Я видел в Риме тех людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Где справедливость? Даже дикие звери имеют логова и норы, а у тех, кто дарит себя Риму ничего! Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что этот земельный закон может изменить ситуацию.

Тиберий Гракх

Учитель: «Что мы с вами узнали из этого документа?»

Учащиеся: «Автор документа – Тиберий Гракх. Он защищал интересы бедняков. Он считал, что государство относилось к беднякам не справедливо».

Учитель: «Давайте сформулируем тему нашего урока.

Учащиеся: «Земельный закон братьев Гракхов».

Записывают тему урока

Учитель: «Что остается «за кадром» данного документа? Какие вопросы у вас вызывает данный документ?»

Учащиеся: «Кто такой Тиберий Гракх? Как именно он боролся за справедливость, за улучшение положения бедняков? Кто помогал Тиберию? Дала ли реформа Тиберия результат?»

Учитель: Эти вопросы и будут задачами нашего урока.

А чтобы их успешно решить давайте повторим пройденный материал, который поможет нам успешно решить задачи урока.

- Какие реформы связанные с переделом земли мы уже изучали в курсе Истории Древнего мира?

- Что представляли собой реформы Солона (594 г.до н.э)

- Кто такие патриции? Плебеи?

- Какое управление было в древнем Риме?

- Как получили право участвовать в управлении государством плебеи?

- Каких должностных лиц они выбирали?

- Какие были права у народных трибунов?

- Кому принадлежала высшая власть в древнем Риме.

Учитель: Теперь мы готовы приступить к исследованию исторических источников.

Работать будем в парах, по вариантам. У вас, на каждой парте, раздаточный материал, в котором определенный исторический источник и вопросы на которые вы должны дать ответ исследовав данный источник.

Для исследования источника даю вам 10 минут. Ответы пишем в листе

3. Работа в парах

4. Физкультминутка

Выступления 1 группы

Каждая группа выступает по плану.

Выступление 2 группы

Во время  выступления 2 группы, когда называют дату принятия закона

Решение 1 хронологической задачи

Земельная реформа Тиберия Гракха

620 год Римской Эры
?
Год в нашей системе летоисчисления

Запись в рабочих листах:

133 г до н.э. – принятие земельного закона

Повышенный уровень 2 группы.

  • Как вы думаете, почему у знати не забирали всю общественную землю?

Выступление 3 группы

Во время выступления 3 группы 2 хронологическая задача.

Время продолжения реформ Гаем Гракхом (записываем)

124 г до н.э. – Гай Гракх стал Народным Трибуном, продолжил дело брата.

Повышенный уровень 3 группы.

  • Предположите, могла ли реформа закончиться иначе?

5. Итоги

  • уровень жизни бедняков вырос на время существования реформы.
  • разорение землевладельцев было временно остановлено.
  • после смерти братьев законы были отменены.

Приложение. Исторические источники и задания

6. Применяем новые знания