Формирование УУД во внеурочной деятельности через метод проектов в МБОУ «СОШ № 90»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: внеурочная деятельность, универсальные учебные действия, метод проектов


Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные;
  2. регулятивные,
  3. познавательные;
    коммуникативные действия.

Цели универсальных учебных действий:

  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать любовь и уважение к окружающим;
  • сблизить и сплотить детский коллектив;
  • развивать адекватную самооценку у школьников;
  • научить анализу собственных действий и поступков;
  • научить планированию действий;
  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать творческие способности;
  • привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий

  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика (полевая, социальная)

Я хотела бы рассказать о связи урочной и внеурочной деятельности при использовании проектной деятельности.

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.

Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. На мой взгляд, проектная деятельность становится столь востребованной в современной школе также благодаря универсальности этой технологии.

Несколько слов из опыта работы над проектной деятельностью Учащиеся нашей начальной школы в прошлом году приняли активное участие в проектной деятельности. Когда дети защищали свои исследовательские проекты, было очень интересно и волнительно. Сначала они защищали свои проекты в классах, а потом соревновались между классами. Тема проектных работ выбиралась учащимися самостоятельно и свободно. Все работы обязательно просматривались, делались необходимые выводы, намечались пути решения и исправления недостатков. Учащиеся демонстрировали свои работы перед друзьями в классе, а также перед другими классами.

 Но в обязательном порядке каждый ученик поощрялся за работу. Это было  награждение почётными грамотами, дипломами. Не все ребята не заняли призовые места, но самое главное - приобрели опыт выступления перед аудиторией. Смогли сопоставить свою работу с работами других ребят.  Увидели некоторые недочёты в своей работе. Такое участие позволило ребятам сделать соответствующие выводы, появилось стремление продолжить работу над проектом.

Список литературы

1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобр.организ. / Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебренников. - М. : Просвещение, 2013. - 175с. - (Работаем по новым стандартам).

2. Гостев, А.Г.  Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография / А.Г.Гостев, Е. В. Киприянова. - Екатеринбург, 2008. - 290с. - Библиогр. С.246-250.

3.Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников / Л.В. Байбородова, Харисова,И.Г.; Чернявская, А.П.// Завуч. - 2014.-№2. - С.94-117.
4.Глухарева, О.Г.  Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№1. - С.17-24.

5.Воровщиков, С.Г.  Конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России "Думай глобально-действуй локально" / С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова// Эксперимент и инновации в школе. - 2014.-№1. - С.9-23.