Краткие методические рекомендации к занятиям по внеурочной деятельности "Литературная гостиная"

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: литературная гостиная


Соавтор:
Филиппенкова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов

Введение

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, креативных, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократичном обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие, креативные личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания такой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе, в переориентации образования на развитие творческих качеств личности, а, следовательно, идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Как показали многолетние наблюдения за процессом речевого развития младших школьников, у большинства детей не развита способность правильно воспринимать информацию, адекватно выражать словами эмоционально-чувственную отзывчивость, описывать художественный образ, используя в речи изобразительно-выразительные средства языка.

Проблема развития языкового творчества и речевой креативности детей является актуальной на протяжении многих лет ввиду того, что речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения ребёнка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения, является основой всякой умственной деятельности. Речь охватывает все учебные дисциплины образовательного процесса, без создания «продукта» речевой деятельности не мыслим ни один урок. Отсюда можно сделать вывод о том, что овладение умением создавать «продукт» речевой деятельности входит в группу важнейших образовательных задач.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников

1.1 Определение понятий «творческая деятельность», «творческие способности» младших школьников

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Творческие способности тесным образом связаны с понятием «творче­ство», «творческая деятельность».

Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Творчество – это исследование.

По мнению Л.С.Выготского, под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности*.

________________

* Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Это исполнительская деятельность. Она тесно связана с нашей памятью и её сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая – исполнительская – может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется.

И как ни покажется это на первый взгляд странным, более сложная, пока не каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества творческая деятельность привлекает к себе людей. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества**.

________________

** Никитин  Б.П. Ступеньки творчества. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

В основе творческой деятельности лежат творческие способности.

Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, в трудах таких ученых, как Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.

Под способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.
Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И., понятие «способность» рассматривается как «природная одаренность, талантливость. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким-нибудь свойством»***

________________

*** Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.-2000 г. - с.757.

В советской психологии, прежде всего трудами С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.

По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.д.
По широте различаются: общие и специальные способности.

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций у спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца, педагогический такт у учителя и т.п. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Один из видных специалистов в области психологии способностей Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Способности – прижизненное, а не врожденное образование.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков, с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности. Высокий уровень развития способностей называют талантом.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные».

Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Таким образом, способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма.

«К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, писателем  не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью»****.

Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности****.

________________

**** Никитин  Б. П. Ступеньки творчества. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

Например, на основе такого задатка, как быстрота точность, тонкость и ловкость движения, могут в зависимости от условия жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным пальцам скрипача.

На основе художественного типа могут сложится способности и актера, и писателя, и художника, и музыканта, на основе мыслительного типа - способности и математика, и лингвиста, и философа.

Способности разделяют на исполнительские и творческие. Своевременное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне.

Обучаясь, человек развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести навык до автоматизма и т.п. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону. Особые качества ума, такие как, наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностью развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо.

Может быть, все-таки правы те, кто говорит, что умным надо родиться? «Теперь известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: и цвет кожи и волос, и разрез глаз, и нос, и губы, и многое другое.

Но закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и считали, а кое-кто считает и сейчас: да, способности человека зависят от его задатков, т.е. генетически обусловлены. Но вот генетики Н.П.Дубинин и Ю.Г.Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением»*****.

________________

*****Никитин Б.П. Ступеньки творчества. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, поэтому такое определение творческой
деятельности, да еще для учащихся начальных классов, принято быть не может.

Учитель-новатор И.П.Волков пишет, что «творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки… творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца»******.

________________

****** paidagogos.com/?p=117

В процессе творческой деятельности развиваются, прежде всего, творческие способности школьника, которые включают в себя развитие наблюдательности, творческого мышления, творческого воображения.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с такими психическими процессами как память, внимание, восприятие, мышление, обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

________________

******* 2 Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987. – с.84.

Значит от уровня развития воображения, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.
Творческие способности следует развивать на различных занятиях: уроках труда, музыки, математики, физической культуры, изобразительной деятельности, природоведения. Но «родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка»********.

________________

******** Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

К.Д.Ушинский писал: "Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за пределами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, … вся история духовной жизни народа. …Язык есть самая живая, cамая обильная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое.*********"

________________

********* Леонтьева Г.Н. Развитие творческих способностей и положительной мотивации к учению у учеников начальных классов через литературное образование. [Электронный ресурс]. UPL: www.uroki.net/docnach/docnach55.htm

Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями. Через язык он приобщается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературе других народов.

1.2. Условия развития творческих способностей

Одним из важнейших факторов творческого развития школьников является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. «Творческая натура ребёнка всегда найдёт выход для самовыражения. Учителю остаётся лишь предугадать и обеспечить те педагогические условия, в которых наиболее полно реализуется творческий дар ученика»**********.

________________

********** Хуторской А.В. Развитие одарённых школьников. – М.: Владос, 2000. – с.6.

На ос­нове анализа работ Б.Н.Никитина  можно  выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. «Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходят пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно»***********. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений учитель - ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

________________

*********** Никитин Б.П. Ступеньки творчества. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.

Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что «способности будутразвиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше»********** (например: выполнение разноуровневых упражнений).

Третье  условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу!

Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ученика к творчеству проявлять сочувствие  к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей школьников – это шестое условие развития творческих способностей.

1. 3. Инновационные методы и приемы развития речевого творчества младших школьников

Педагогу не достаточно знать набор современных образовательных технологий, а необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект. Наиболее продуктивным являются технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них: формирование и развитие речевых навыков, необходимых для свободного использования языка в устной и письменной речи; желание развития творческого мышления; потребность в развитии письменной и устной речи; увеличение объёма информации; снижение познавательной деятельности учащихся; низкая мотивация учебной деятельности.

Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. Педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности процесса развития речевого творчества посредством широкого внедрения в учебный процесс методов и приемов технологии развития критического мышления, приемов ТРИЗ, способствующих созданию ситуации успеха каждого учащегося, где ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, то есть активно мыслить.

Приведем пример наиболее эффективных методов, направленных на формирование речевого творчества у младших школьников, которые активно применяются в программе по внеурочной деятельности «Литературная гостиная».

Метод проблемной ситуации:

Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм-сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему» ставит перед человеком «среда», стало исходным пунктом редуцированного развития всей проблематики творчества. Познание по существу выступает в приспособительной функции. Присущая методу проблемной ситуации тема долженствования, с одной стороны, искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.

Например:

- Как козлятам спастись от волка?

- Помочь Колобку обхитрить лесных жителей?

Метод ассоциативной теории креативности

Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях:

  • через интуитивную прозорливость;
  • нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями);
  • опосредование одних идей другими;

Мартиндел (1989, 1999) утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации, опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно установить ассоциации между ранее не связными идеями.

- Придумать фантастический рассказ оваленке и пуговице.

- Как победить  Злодея с помощью лебединого пёрышка?

Метод мозгового штурма

Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.

Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач.

Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную.

- Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза. Сам не ест и мышам не даёт. Как мышам достать сыр?

- Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок…

 - Люди придумали таблетки от сна и …

Метод синектики (Аналогии)

Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектикаоснована на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.

Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым.

В основании такой работы лежат 4 типа операций:

1 тип – Эмпатия. В основе лежит отождествление самого изобретателя с элементом проблемной ситуации, то есть умение «войти в шкуру другого». При этом надо сопереживать уподоблённому объекту.

- Перепутали и поставили вазу с цветами в холодильник. Что при этом чувствуют цветы?

2 тип - Прямая аналогия. Поиск сходных процессов в других областях знаний. Решать проблему:  

-У фиалки сломался стебелёк. Как можно помочь цветку?

3 тип - Символическая аналогия. Использование метафор, символов, поэтических образов. (Описать с помощью поэтических образов объект.) Например: описание внешности человека. «…её глаза были цвета мокрой смородины»

Автодорога –1) перевозчик груза, 2) объединитель государств

4 тип - Фантастическая  аналогия. Представление объекта, либо процесса посредством игнорирования фундаментальных законов природы (как в сказке)  Если цветок долго не поливать….

Корни цветка в определённое время сами дотягиваются до водопроводного крана и  поглощают влагу

Обучение аналогии должно происходить по этапам:

1) Рассказ взрослого о том, что почувствовал и что представил.

2) Рассказ взрослого дополняется ответами детей.

3) Сами дети рассказывают, что представили и чувствовали, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект.

4) Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого рассказывает о том, что представил или почувствовал.

Метод Каталога.

Был разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям.

Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название.

Предлагаемые вопросы:

- Жил-был кто?

- Где он жил?

- Как он выглядел?

- Чем занимался?

- Кто ему помогал?

и т.д.

В дальнейшем, задаются блоки вопросов по схеме:

 Положительный герой

  • какой был?
  • где жил?
  • какие добрые дела творил?

Отрицательный  герой

  • какой был?
  • где жил?
  • какие злые дела вершил?

Друзья положительного и отрицательного героев:

  • Кто это?
  • Кто помогал в делах?

Взаимодействие добрых и злых сил:

  • где и как это происходило?
  • как наказано было зло?

Собственное сочинение историй должно проходить достаточно в быстром темпе и эмоционально со стороны ведущего (педагог выражает то удивление, то ужас и т.д.) По отношению к сочинённому рассказу.

Метод контрольных вопросов

Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на  которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме.

Дырявый шерстяной носок

- Как по-новому можно применить объект?

- Как упростить и модернизировать его?

- Что можно увеличить (уменьшить)?

- Как преобразовать, перевернуть?

- Попасть в стимулирующую обстановку (лес, музей, магазин, сказка…)

Использование на занятиях следующих приемов технологии критического мышления позволяет оказать результативное воздействие на развитие речевой деятельности учащихся.

Приём  “Фантастическая добавка”

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме занятия. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Приём “Необъявленная тема”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Приём  “Цепочка признаков“

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует:

  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.

1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Приём “Да-нет”.

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.

Формируетследующие универсальные учебные действия:

  •  умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  •  умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  •  умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Приём  “Я беру тебя с собой»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Приём  “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример: Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Загадки» можно предложить учащимся высказать, как они думают что такое загадки, привести примеры.

Стратегия “Вопросительные слова”.

Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример:Почему совершаются преступления в сфере деятельности, связанной с информацией?

Сколько закон, обеспечивают безопасность информации в России?

Сколько категорий информационных преступлений существует? и т.д.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример:

По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Приём  Пинг-понг «Имя – Значение»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений.

Формирует умения:

  • для заданного конкретного объекта выделять имена признаков;
  • определять значения признаков объекта по заданному имени признака.

Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением

Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Игра может использоваться в любом учебном предмете. Особенно – для объектов, которые требуется описывать по определенному плану (части речи, природные зоны, живые организмы и т.д.).

Приём «Связи»

Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии).

Формирует:

  • умение находить связи между объектами в системе;
  • умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
  • умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

Пример:

У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.

Д: Вулкан – тетрадь.

У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.

Д: Слово «вулкан» написали в тетради.

У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.

Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...

У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?

Приём “Обратный мозговой штурм”

Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.

Пример:

Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества.

Приём “Морфологический ящик”

Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах.

Пример:

  • русский язык – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
  • математика – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
  • окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
  • литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

Приём  “Создай паспорт”

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Пример:

Может быть использован для создания характеристик:

  • на литературном чтении – героев литературных произведений;
  • на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
  • на математике – геометрических фигур, математических величин;
  • на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..

Приём  “Вопрос к тексту”

Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

  • умение содержательно формулировать вопросы;
  • умение оценивать границы своих знаний.

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

Совет

Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…

Приём  "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

Пример:

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Приём “Хокку”

ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.

Пример:

Опавший пион –
По-своему прекрасен
С одним лепестком.

Приём  "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример: Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Приём  «Мысли во времени»

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель называет ключевое слово.как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

Приём "Синквейн"

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Во время обучения школьников происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.

При использовании данных методов, приемов и техник  у обучающихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, обучающиеся приобретают все мыслительные навыки и способности творческого мышления в сфере речевой деятельности. Открытия, сделанные на занятиях в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей.

Чтобы у ребенка зародились творческий дух, желание раскрыть себя, не боясь собственных ошибок, непонимания окружающих предлагаем несколько советов учителю.

  • Старайтесь чаще отказываться от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые.
  • Выслушивайте каждого желающего.
  • Не навязывайте своего мнения.
  • Не давайте отрицательных оценок, говорите: - Интересно! Необычно! Любопытно! Замечательно!
  • Поощряйте возражения детей  педагогу и одноклассникам, но учите возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая своё суждение.
  • Если выделяется лидер и подавляет остальных, старайтесь давать  ему индивидуальные задания, чтобы была возможность раскрыться остальным ученикам.

Таким образом, учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал творчества не остался не востребованным.

Великий педагог Л.Толстой говорил, что «творчество не является уделом избранных». Оно является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития.

Продолжение статьи

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1987. – 208с.
  2. Биричевская Т.Б. Развитие литературного творчества младших школьников // Начальная школа. – №2. – 2001. – С. 86-89.
  3. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: Росмэн, 2003. – 121с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
  5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
  6. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки // Начальная школа. – №4. – 2003. – С. 33.
  7. Ефимова О.С. Минутки поэзии и творчества // Начальная школа. – №8. – 2002. – С.54-55.
  8. Загашев И. О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  9. Казначеева О.С. Как я учу детей рифмовать слова // Начальная школа. – №5. – 1998. –  С. 40-43.
  10. Калюкина А.Г. Об опыте детского творчества // Начальная школа. – №12. – 2000. – С. 44-46.
  11. Кубасова О.В. О новом учебнике по литературному чтению «Любимые страницы» для 1 класса четырехлетней начальной школы/О.В.Кубасова//Начальная школа. – №8. – 2000. – С.42-45.
  12. Кубасова О.В. Любимые страницы: Методические рекомендации по литературному чтению в начальной школе: 2 класс/ О.В.Кубасова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.-208с.
  13. Кубасова О.В. Любимые страницы: Методические рекомендации по литературному чтению в начальной школе: 3 класс/ О.В.Кубасова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.-208с.
  14. Кубасова,О.В. Любимые страницы: Методические рекомендации по литературному чтению в начальной школе: 4 класс/ О.В.Кубасова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.-208с.
  15. Кузнецова С.В. «Уроки речевого творчества».  [Электронный ресурс].-UPL:http://www.proshkolu.ru/user/sveta121172/file/1228256/ (дата обращения 02.03.2017).
  16. Курбатова Л. Развитие творческого воображения // Обруч, 2000, №6
  17. Леонтьева Г. Н. Развитие творческих способностей и положительной мотивации к учению у учеников начальных классов через литературное образование. [Электронный ресурс].- UPL: www.uroki.net/docnach/docnach55.htm (дата обращения 02.03.2017).
  18. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М.: Просвещение, 1989. – С. 4-9.
  19. Львова М.Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках // Начальная школа. – №4. – 1998. – С. 19-25.
  20. Любимые страницы: Учебник для 1 класса по литературному чтению/О. В. Кубасова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.-112с.
  21. Любимые страницы: Учебник для 2 класса по литературному чтению. В двух частях/О.В.Кубасова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.-238с.
  22. Любимые страницы: Учебник для 3 класса по литературному чтению. В четырех частях/О.В.Кубасова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.-425с.
  23. Любимые страницы: Учебник для 4 класса по литературному чтению. В трех частях/О.В.Кубасова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002.-656с.
  24. Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение,1987. – с.101.
  25. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Просвещение, 2002. – 120с.
  26. Никитин Б.П. Ступеньки творчества. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2006 г. - с.791.
  28. Полякова С.А. Творчество -  это исследование // Учитель. – №2. – 2002. – С. 32-34.
  29. Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников // Начальная школа. – №11-12. – 1992. – С. 25-29.
  30. Розенберг Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. – №2. – 1995. – С. 25-28.
  31. Рябова Н.И. Все радости жизни начинаются с творчества // Начальная школа плюс – минус. – №1. – 2001. – С.50-57.
  32. Селиверстова Е.А. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей  учащихся // Начальная школа. – №1. – 2002. – С. 54-56.
  33. Сухомлинский  В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1973. – 381с.
  34. Теплов Б. М. Способности и одаренность. – М.: Просвещение, 1987. – С.281-286.
  35. Хуторской А. В. Развитие одарённых школьников. – М.: Владос, 2000. – С.6.
  36. Энциклопедия для детей «Аванта +», Русская литература, т. 9, ч. 1. М.: Аванта +, 2001. – С.85-95.