Механизм моделирования при работе с художественным текстом

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: художественный текст


В последнее время в стране произошло множество перемен в политике, в экономике, в искусстве, в образовании. Изменилось отношение к обучению и получению знаний. Если раньше книга и чтение находились на особом положении, то сейчас они уходят на второй план. Мириться с этим трудно, потому что в истории человечества чтение всегда играло важную роль: чтение - один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Актуальность обращения к чтению как к междисциплинарному предмету обусловлена введенными в педагогическую практику стандартами второго поколения. Речь идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного учебного предмета способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Как с помощью литературного текста помочь ученику не только разбудить чувства, но и расширить границы сознания, развить мышление, активизировать творческую деятельность, формировать читательскую компетенцию? На эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.

Цель своей деятельности я определила следующим образом: создать условия, необходимые для обучения стратегиям эффективного чтения.

Из поставленной цели вытекают задачи педагогической деятельности:

  1. Провести анализ актуальной литературы по поставленной проблеме.
  2. Отобрать и апробировать на практике формы и методы обучения чтению, которые позволяют эффективно осуществлять развитие читательских компетенций учащихся в процессе учебной деятельности.
  3. Разработать собственную систему учебных заданий, направленных на развитие читательской грамотности через моделирование.

Сначала я проанализировала литературу по интересующей теме. Моё внимание привлекли труды современных педагогов Т.Г.Галактионовой и Г.В.Королёвой.

Книга для учителя «Учим успешному чтению» под общей научной редакцией Т.Г.Галактионовой – д.п.н., профессор кафедры РГПУ им. Герцена - позволяет в формате читательского клуба «Хорошее время читать» комплексно реализовывать междисциплинарную учебную программу начальной школы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Новизна опыта заключается в совокупности как элементов известных методик, так и инновационных форм работы. Одним из инновационных методов, обеспечивающих качественный рост эффективности чтения, и будет являться метод обучения стратегиям чтения. В книге Галактионовой Т.Г. данная проблема представлена, как мне кажется, в более теоретизированном виде.

Книга же Г.В.Королёвой «Технология эффективного чтения» имеет явную практическую направленность: пошагово объясняются методы и приёмы эффективного чтения с применением дифференциального и интегрального алгоритмов в их неразрывном взаимодействии.

Метод эффективного чтения создан с использованием достижений исследователей, посвятивших свои труды проблемам повышения качества чтения (О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов, О.А.Андреев и др.).

Найти в тексте действительно нужное, ценное, отобрать необходимое – данную задачу решает дифференциальный алгоритм чтения. Он состоит из трех блоков.

  1. Опорные слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие.
  2. «Опорная сеть» состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов.
  3. Третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования — выявление «ядерного» значения содержания текста. Доминанта — главная смысловая часть текста. «Мешочек со смыслом» - это название хорошо тем, что, во-первых, отражает суть и результат процесса поиска доминанты, а во-вторых, подсказывает, что отыскать в тексте «смысл» - не такое простое дело. Зрительный образ смысловой доминанты – «мешочка со смыслом» - может быть и ещё более конкретным: доминанта (основная мысль, идея) – это золотая рыбка, пойманная опорной сетью. Перевод словесной информации в модель происходит у Г.В.Королевой через обращение к «закону ассоциаций».

Для того чтобы сохранить информацию, нам поможет интегральный алгоритм чтения. Он называется так, потому что его действие распространяется на весь текст в целом. Если дифференциальный алгоритм чтения создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации, то основное назначение интегрального алгоритма чтения – обработка значимой информации, ее сортировка и хранение.

Семь блоков интегрального алгоритма чтения:

1. Наименование

2. Автор

3. Герои

4. События

5. Новизна

6. Непонятное (слова и понятия)

7. Идея

(По примерно такой схеме построен «Дневник юного читателя» О.В.Узоровой-Нефедовой, которым пользуюсь на уроках внеклассного чтения).

Для составления полной универсальной схемы по алгоритму чтения учащиеся должны свободно владеть следующими понятиями:

• опорное слово;
• «опорная сеть»
• «портретные слова» (слова, использованные при описании внешнего облика героя);
• оценочные слова;
• слова эмоционального состояния героя («слова настроения и самочувствия»);
• «метафорные слова» (слова в переносном значении, придающие повествованию яркость и образность, т.е. метафора в самом широком смысле);
• сравнение (прямое — при помощи слов «как», «словно» и косвенное, скрытое);
• «мешочек со смыслом» (смысловая доминанта текста, идея).

Для создания зрительного образа алгоритма можно использовать, например, звезду, у которой столько лучей, сколько героев в тексте. Позже, когда все действия по алгоритму для одного героя будут отработаны и закреплены, учитель может дать задание проделать подобную работу со всеми героями текста.

Попробовав элементы «Технологии эффективного чтения» на практике, я пришла к определенной методике работы, и мне бы хотелось кратко представить результаты своего опыта.

Одним из наиболее перспективных способов реализации поставленной цели является моделирование, поскольку мышление младшего школьника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование – метод познания интересующих нас объектов через модели.

Модель – это результат знаково-символической деятельности, дающий возможность представить словесное произведение искусства в других формах, открывающая новое знание о нем.

Проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-дидактических исследованиях в последние 20-30 лет В.А.Ступаковым, А.И.Айдеровой, В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным, М.И.Фридманом и др.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером).

Моделирование на уроках увлекало меня давно. Использование моделей не является только прерогативой точных наук, но все-таки уроки литературного чтения требуют своеобразного подхода, поскольку на них главная цель – воспитание словом. В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого произведения. Метод наглядного моделирования на уроках литературного чтения применяется как один из способов работы с текстом. Моделирование в литературном чтении – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов, моделей обложек книг.

Вместе с тем ряд учёных выступают против использования моделей на уроках чтения и литературы, ссылаясь на то, что моделирование может уничтожить эмоции. Считаю обоснованным применение метода моделирования на уроках обобщения и систематизации знаний, анализа персонажей, на уроках по сравнительному анализу героев, произведений.

Я определила механизм моделирования при работе с прозаическим художественным текстом следующим образом.

1 этап. Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Выделяем главных и второстепенных героев и вписываем в цветовой круг знак или символ. Каждому герою соответствует определенный цвет.

2 этап.

1 вариант работы. Определяем характеристику и качества героев, фиксируем их письменно рядом с кружочком. Выделяем главное качество.

2 вариант работы. Дети учатся давать характеристику героя, используя кластер, останавливаемся на следующих моментах: место действия, жилище, возраст, внешний вид героя, род деятельности, язык и т.д. Проведя анализ персонажа с помощью кластера, рядом с кружочком резюмируем опорные слова (письменно в прямоугольник). Приводим доказательства (цитируем текст).

Предварительная работа ведется в группе, разновидностью групповой формы является кооперировано-групповая работа – это такая форма организации труда, при которой разные группы учеников выполняют отдельные части общего задания, каждой группе соответствует определенный герой и определенный цвет. При анализе персонажа ребята работают маркерами своего цвета, выделяют в тексте основные моменты характеристики героя.

3 этап. С помощью стрелок устанавливаем причинно-следственные связи в отношениях, действиях, поступках всех героев. Приводим цитаты, их выписываем на доску или вывешиваем заранее напечатанные слова («опорная сеть», по Г.В. Казаковой).
Каждая группа анализирует взаимоотношения двух героев, затем соединяем все в одну общую мозаику. Ребята работают цветными или простыми карандашами, подчеркивают в тексте главные моменты.

4 этап. Определяем, какое качество героя повлияло на совершение того или иного действия. Качество выделяем знаком, подчеркиваем.

5 этап. Оцениваем события, героев с точки зрения моральных и этических норм. (Очень помогает при оценивании прием критического мышления «Прием шести шляп»)

6 этап. Делаем вывод. Заполняем письменно или устно «Мешочек со смыслом».

7 этап. Опираясь на модель, пересказываем текст устно, составляем рассказ о героях и их взаимоотношениях.

Введение наглядного моделирования в процесс ознакомления детей с содержанием художественного произведения может привести к более глубокому пониманию его основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий. С другой стороны, использование наглядных моделей – это путь развития умственных способностей ребенка, в процессе которого внешние модели и действия с ними переходят во внутренний план и становятся модельными (обобщенными) представлениями, ориентирующими ребенка в связях и отношениях действительности, что и способствует формированию читательской компетенции.

Впереди у меня 1-й класс. Хотелось бы попробовать свои силы и силы своего нового коллектива по той же проблеме немного в другом направлении, а именно, хочется принять участие во всероссийском проекте «Читающая мама – читающая страна». Как отмечает И.И.Тихомирова, главный разработчик программы «Читающая мама», особенность кризиса детского чтения XXI века в России – слабая читательская среда, ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых. Поэтому данный проект призван объединить российские традиции привлечения к чтению. Необходимо отметить, что еще сто лет назад идею обучающей практики материнского чтения реализовал известный педагог и главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (1840–1902). Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании.

Цели проекта:

  • Обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери.
  • Популяризовать лучший педагогический опыт воспитания детей в семье средствами книги и чтения.

Список литературы

  1. Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание, 1984, №11
  2. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению: пособие для учителя / Т.Г.Галактионова, Е.М.Красновская, Я.Г.Назаровская, С.А.Ширяева - М.: Просвещение, 2013, стр.10, 21 (Работаем по новым стандартам).
  3. Королёва Г.В. Технология эффективного чтения\. – Ростов н\Д: Феникс, 2009. – 307 с.: ил.
  4. Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове): методическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И.И.Тихомирова. – Москва : РШБА, 2015. – 344 с. – (Прил. к журн. "Школьная библиотека". Серия "В помощь педагогу-библиотекарю").
  5. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание №6, 1984.