Использовании современных образовательных технологий в учебном процессе

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: образовательные технологии


Введение

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Я избираю следующее: педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагогов (В.М.Монахов).

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • проектные методы обучения;
  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, дидактических, интерактивные кроссворды, тестирование с оцениванием и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • технологию проблемного обучения и др.

Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.

Цель использования образовательных технологий: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Задачи:

  • формировать у школьников умения решать проблемы, принимать ответственные решения в ситуации выбора;
  • вовлечь детей в проектную деятельность и научить представлять продукты проектов;
  • внедрять образовательные технологии, направленные на развитие познавательной и творческой деятельности школьников.

Высказывание академика А.П.Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» - это и есть актуальность использования данных технологий. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши дети смогут достойно представлять достижения российского образования.

Основная часть

В Концепции модернизации образования «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные образовательные технологии позволяют педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Цель моей педагогической деятельности в школе – оптимизация педагогического процесса школьника через использование современных образовательных технологий. Для решения данной цели поставлены следующие задачи:

  • поиск оптимальных методов педагогического воздействия на развитие компетенций школьников;
  • адаптация методов с целью формирования навыков обучения;
  • использование педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий;
  • повышение мотивации школьников к обучению и получению новых знаний;
  • использование современных средств информации в образовательном процессе.

Я эффективно использую в образовательной деятельности, следующие современные образовательные технологии:

  • «Проектная деятельность»,
  • «Игровая технология»,
  • «Технология проблемного обучения».

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым. Метод проектов в образовании является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить следующие качества:

  • формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, поиск необходимой информации);
  • развитие личностных качеств (умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями неопределенности, умение субъективно преобразовывать наличную ситуацию).

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения математики, русского языка, литературного чтения и других. Следствием этого является повышение интереса к изучаемому предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, а значит, способствует возрастанию компетенции учащихся, развитию их личности, высокой мотивации к процессу обучения. Данную технологию целесообразно использовать при изучении тем «Экология», «Происхождение жизни на Земле», «Человечество», на уроках окружающего мира, кубановедения. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен.

Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России», работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика.

Например, работу в первом классе мы начали с творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства (осеннее дерево, домашние животные). Ребята знакомились с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно мы переходили к более сложным индивидуальным проектам. В конце первой четверти сделали коллективный творческий проект с элементами индивидуальной работы - это создание книжки «Загадки». Ребята самостоятельно придумывали загадки о предметах, которые нас окружают, продумывали иллюстрации к своим загадкам и всё это оформляли на альбомных листах. В ходе работы над этим проектом ребята обучались под руководством учителя планировать, презентовать, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В начальных классах, на мой взгляд, очень важно применение игровых технологий, потому что именно она является инструментом, который обеспечивает:

  • успешность адаптации ребенка в новой среде;
  • развитие у школьника собственной деятельности и поведения в данной ситуации;
  • укрепление и сохранение нравственного, психического и физического здоровья.

Игра - это метод обучения и воспитания, передача накопленного опыта, начиная уже с первых шагов. В своей работе игровую технологию использую в следующих случаях:

  • в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • как технология внеклассной работы.

При разработке нестандартных уроков (уроки-состязания, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-путешествия и т.д.) задание предлагаю так, чтобы дети
воспринимали его как задание, но при выполнении все-таки играли. В игру урок превращает занимательность, эмоциональность, непринужденность. Каждый раз, отправляясь в путешествие, дети радуются, как впервые. На таких уроках воспитываются нравственные качества, активизируется внимание детей, прививается интерес к предмету, обогащается словарный запас, развивается творческая фантазия. Играя, ученики закрепляют, совершенствуют, доводят до автоматизма знания по предмету. При подборе различных по содержанию, сложности, форме игровых упражнений, учитываю индивидуальные особенности учащихся.

Применение игровой технологии на уроках позволяет вовлечь в работу всех детей. В игре ученики становятся открытыми и доверчивыми, раскрывают свои способности. Дети учатся сотрудничать, высказывать, отстаивать свое мнение, анализировать свою деятельность и одноклассников. Во время игры формируются речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

Например, при изучении темы «Лес» во 2 классе на уроке окружающего мира вниманию детей была представлена иллюстрация «засохшего леса», которую дети, исполняя роль «художников», должны были оживить. Отвечая на вопрос: «Чего не хватает лесу?», учащиеся восстанавливали целостность картины, добавляя элементы, присущие настоящему лесу (трава, кусты, ягоды, насекомые, птицы...) Методом наблюдения дети установили причинно-следственные связи и ответили на вопрос: «Почему лес не жил?»

Разыгрывание сюжета + познавательная трудность.

Каждый школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает коллективную и индивидуальную активность поисковой деятельности.

Экологическая игра «Найди ошибку» (работает одна группа)

Мы живем в огромной стране – России. Прекрасна ее природа, богаты недра. Среди необъятных просторов есть уголок, в котором вы родились и
живете. Это ваш родной край, это ваша родина. Познавайте ее, любите, берегите! Природа нашего края тоже нуждается в защите. Существует «Красная книга
Красноярской области». Вот только небольшой перечень растений и животных, занесенных в эту книгу (показ презентации «Они нуждаются в охране!»)

В современном языке бытует выражение: «Если ты болен – обратись к врачу». А вот доктор Г.Н.Ужегов сказал иначе «Если ты болен – обратись к Природе», поскольку человек и природа едины. Мы постараемся выяснить, верно, ли его утверждение?

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей).

Технология проблемного обучения – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний. Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность детей, активизируется их мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я создаю свою или заимствую созданную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания подбираю разной степени сложности. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление, разобраться и устранить их.

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.

Например, на уроке русского языка в 1 классе по теме «Алфавит» (этап усвоения новых знаний) ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова предложила задание:

Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.

В результате выполнения задания у учеников получилось два разных ответа.

Проверка приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

Заключение

Использование педагогических технологий позволяет наполнить учебный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание учителя.

Результаты собственного педагогического опыта позволяют сделать вывод о том, что работать по-старому неинтересно, неэффективно. Созданные мною электронные приложения к урокам математики («Учись, считай, доказывай»), технологии («Умные руки»), к урокам обучения грамоте (букварный период), русского языка, к внеклассной работе в начальной школе, помогают в работе, вызывают живой интерес у детей.

 Хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед профильной школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности и создания максимально благоприятных условий для самоопределения учащихся начальной школы в отношении их будущей профессиональной деятельности. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе.

Можно ли обойтись прежними, проверенными временем методами и технологиями? Ответ очевиден: нет, потому что новая ситуация требует новых подходов. Оценивая качество образования, можно руководствоваться разными критериями, но ясно, что нужно учитывать не только внутренние школьные результаты, но и внешние, показанные учениками в условиях независимой экспертизы.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Применение данных технологий позволило повысить интерес к учению и активизировать участие детей в различных конкурсах.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Работая учителем начальных классов, пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в учении.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому ученики стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других. У них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, воля, характер, доброта.

Используемая литература

1. Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. М.-Тула: Будрус, 2012.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2010.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 2011.

4. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. - М.: Пед. общество России, 2011.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2014.

6. Павлова М.Б., Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова «Метод проектов в технологическом образовании школьников» - М.: Вентана - Граф, 2012.