Деепричастие. Морфологические признаки

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: деепричастие, морфологические признаки


Предмет: Русский язык

Класс: 6

Цели урока:

предметные

  • продолжить знакомство с понятием «Деепричастие»,
  • определить морфологические признаки деепричастия;

метапредметные

  • сформировать опыт творческой деятельности,
  • развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностные

  • воспитывать нравственные качества личности: уважение к мнению других, умение работать в группе, договариваться,
  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Форма: урок

Используемые педагогические технологии и приемы: ТРКМ (ПОПС), технология «схемные и знаковые модели» (кластер), ТРИЗ  («письмо с дырками», автобиография, паспорт), здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: учебник, проектор, экран, раздаточный материал – карточки с заданиями.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Углубляют сведения о деепричастии, его морфологических признаках.

Репродуктивный – повторяют сведения за другими учащимися
Конструктивный– определяют понятия, сравнивают деепричастия, находят сходства и отличия
Творческий – делают выводы из проделанной работы

Регулятивные

Планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления. Самостоятельно формулируют вопросы о неизвестном, целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Умение работать с таблицами, со схемами.

Репродуктивный – формулируют вопросы с помощью учителя, работают по предложенному учителем плану
Конструктивный– самостоятельно формулируют вопросы
Творческий– самостоятельно планируют собственную деятельность по поиску ответов на вопросы

Познавательные

Извлекают необходимую информацию из учебника. Структурируют информацию в виде схем. Осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение, систематизация.

Репродуктивный – чтение предложенной учителем информации из учебника
Конструктивный – отбирают нужную информацию
Творческий – структурируют информацию в виде рассказа по плану, делают выводы и обобщения

Коммуникативные

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Словесное творческое воображение. Умеют выступать перед классом и слушать выступающих.

Репродуктивный – слушают выступающих
Конструктивный – выступают и высказывают свою точку зрения
Творческий – задают вопросы, доказывают своё мнение

Личностные

Проявляют интерес к содержанию урока. Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; формируют общечеловеческие нравственные ценности (понятие о красоте природы).

Репродуктивный – воспринимают информацию на уроке
Конструктивный – составляют предложения самостоятельно
Творческий – составляют связный текст

1. Приветствие

У нас сегодня гости, можно на них посмотреть один раз, а потом мы не будем на них отвлекаться.

Презентация

Итак, я хотела бы начать наш урок с такого стихотворения: (слайд 1)

Краснея, смущаясь, смеясь, веселясь,
Глумясь и с мыслями борясь,
Волнуясь, двойки боясь, молча,
Ворча, под нос бурча,
Запинаясь, с глупостью расставаясь,
С весельем прощаясь,
Дневник пряча, молча, как кляча,
Журнал воруя, на жизнь сетуя -
Так ученик Вася отвечает у доски в 6 «?» классе.

Это нам не подходит? Точно? Мы не такие, правда? Я решила, что вы именно так и ответите, поэтому сочинила другое стихотворение:    (слайд 2)

В задание вникнув, смеясь, веселясь,
С смущеньем своим немного борясь,
Волнуясь, конечно, но «5» ожидая,
Внимательно слушая и наблюдая,
Дневник не пряча, веря в удачу –
Так ученик Вася отвечал бы в 6 «А» классе!

Чем же интересны эти стихотворения? (ответ учеников) Они состоят из деепричастий

Тема урока – деепричастие

Какую же цель вы можете поставить себе на урок? (ответы учеников)

А вот моя цель, чтобы вы, встречаясь с деепричастием, чувствовали себя именно так! Итак, приступаем к уроку.

Мы нас с вами был только один урок по деепричастию, поэтому сегодня мы поработаем над тем, чтобы узнавать деепричастия «в лицо», знать его признаки.

Игровой прием: летящий мячик (что такое деепричастие? На какие вопросы отвечает? При помощи какой морфемы образуются деепричастия? На какие части речи похоже деепричастие? Какие признаки глагола? А наречия?)

Определенные знания у вас есть. Сможете ли вы их собрать воедино? Какой же самый главный документ у каждого человека? Паспорт. У вас его пока нет, вам еще не исполнилось 14 лет, а вот деепричастие появилось в 17 веке. Давайте поможем ему с паспортом.

Игровой прием: паспорт

Заполнение «паспорта», озвучивание.

  1. Имя ______________________________________________________
  2. Родители __________________________________________________
  3. Образование _______________________________________________
  4. Отвечает на вопросы ________________________________________
  5. Признаки глагола ___________________________________________
  6. Признаки наречия ___________________________________________
  7. Синтаксическая роль  ________________________________________
  8. Особые приметы____________________________________________

Молодцы! Давайте обратимся к нашему стихотворению:

- Выпишите, пожалуйста, деепричастия несовершенного вида (кто-то у доски). Как можем доказать, что это деепричастия несовершенного вида? (вопрос Что делая?) при помощи каких суффиксов?

- Деепричастия совершенного вида (вопрос Что сделав?)

- Невозвратные, возвратные….

- Переходные/непереходные….. (есть риск, что не вспомнят) Слайд 3

С этим заданием вы справились. А скажите мне, пожалуйста, сколько глаголов в данном предложении? И именно он выражает основное действие. А вот все остальные дополнительные, добавочные действия выражены через деепричастие.

Запишем в тетрадях: СНЕГ ПАДАЕТ И ЗАМЕТАЕТ ВСЕ ВОКРУГ.

Найдите грамматическую основу. Однородные глаголы выражают равнозначные действия. Но если мы решим, что какое-то из этих действий будет не основным? Итак, если главное для нас, что СНЕГ ПАДАЕТ, то что тогда второстепенно? СНЕГ ПАДАЕТ, ЗАМЕТАЯ ВСЕ ВОКРУГ. (ставим вопросы, определяем синт.роль)

ПАДАЯ, СНЕГ ЗАМЕТАЕТ ВСЕ ВОКРУГ.

ВЫВОД: деепричастие выражает добавочное действие, вопрос к деепричастию ставится от глагола, в предложении с деепричастием обязательно должен быть  глагол-сказуемое, к которому и будет относиться деепричастие. Чем выражено? Обстоятельство.

Физкультминутка (здоровьесберегающие технологии)

Практические задания: упр. 505 (предложение №3, записать, выделить грамматическую основу, определить деепричастие, доказать, что это именно деепричастие)

На закрепление – работа со слайдами. Слайд 4, 5, 6

Проблемная ситуация: обобщить все изученное о деепричастии.

Приемы: «письмо с дырками», кластер, ПОПС, автобиография.

Я, _______________________, родилось в _________ веке.

Мои родители ____________________________________

Как найти деепричастие (деепричастныи оборот)

1. Образовано от глагола.

2. Имеет суффиксы -а, -я, -в, -ши, -вши.

3. Обозначает добавочное действие.

4. Относится к глаголу-сказуемому.

5. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и вопросы обстоятельств.

Деепричастие – это особая …………. форма глагола, которая обозначает ……….действие при основном действии, выраженном …………, и отвечает на вопросы: ……….., ……………, …………… .

Деепричастие имеет следующие ………… признаки : вид (совершенный и …….), переходность - ………... , ………….. (суффиксы –сь, -ся).
К ……………… признакам относятся ……….. (поэтому деепричастие не имеет окончания) и его синтаксическая роль (в предложении является обстоятельством).

Деепричастия образуются от глаголов с помощью ………….: -а, -я, -в, -……, - учи, - ючи.

Стратегия ПОПС:

П – позиция (я считаю, что…..)

О – объяснение (потому что…)

П – пример  (в качестве доказательства приведу пример…)

С – следствие (могу сделать вывод…)

Выход из проблемной ситуации: обобщение изученного, обращаясь к учебнику, учителю, помощникам. Защита работ.

Я вас благодарю на работе на уроке. Давайте подведем итоги: +, -, ?, ! (прием «лови мяч»)

А еще я бы хотела добавить, что деепричастия действительно украшают нашу речь, делают ее более выразительной. И начали мы наш урок со стихотворения, стихотворением и закончим.

Технологическая карта урока