Обучение учащихся навыкам рефлексии

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: рефлексия


Аннотация

В данной статье описаны шаги исследования в действии, результаты и выводы, полученные в рамках обучения на курсах уровневой программы повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан (2-й основной уровень). В начале исследования была поставлена гипотеза о том, что развитие рефлексивных навыков влияет на повышение качества знаний учащихся, а также их личную заинтересованность в предмете. В ходе работы учащиеся обучались грамотно рефлексировать проделанную работу, а полученные навыки применяли для качественного выполнения домашнего задания, что способствовало повышению уровня их мотивации. Результат исследования, представленный в виде динамики качества знаний, показывает необходимость дальнейшего изучения данного вопроса и применения данной методики обучения учителями в своей педагогической практике. При изучении опыта известных исследователей и подведении итогов своей работы, автор ссылается на слова Выготского, который отмечал, что сознательный рефлексивный контроль и намеренное овладение знаниями являются важнейшими факторами обучения в школе [1]. Поэтому, данное исследование является актуальным, а его применение может значительно изменить отношение учащихся к изучаемому предмету и обучению в школе в целом.

Введение

Во время обучения на курсах, я одновременно участвовала в работе творческой группы учителей, с исследовательским вопросом «Как сотрудничество учителей будет способствовать повышению мотивации к обучению?». Наша деятельность была направлена на класс, имеющий низкую мотивацию к обучению. По результатам первой четверти текущего учебного года данный класс имел самый низкий процент качества знаний, как в своей параллели, так и в целом по школе. В ходе личных наблюдений мне также удалось выявить ряд других проблем, таких как: низкое качество подготовки к урокам, неумение обдумывать, анализировать свою деятельность. Очевидно, что корнем проблем учащихся является то, что они не заинтересованы в изучении предмета, а также недостаток аналитических способностей в процессе обучения.

Таким образом, ответ на вопрос «Для чего необходимы изменения?»был найден. А для ответа на вопрос «Как достичь результатов?», мне понадобилось выполнение следующей работы:

1. Формулировкаисследовательского вопроса «Как рефлексивное мышление учащихся влияет на качество выполнения домашней работы?».

Формулировка вопроса помогла определить последующие аспекты изучения, шаги исследования и методы, использующиеся в работе.

2. Определение темы исследования.

Исследовательская тема была сформулирована, как: «Обучение учащихся навыкам рефлексии». То есть в основе всего исследования стоит процесс развития навыков рефлексивного мышления у учащихся.

3. Определение цели исследования.

Известно, что для успешного достижения цели, в первую очередь, необходимо иметь ее четкую формулировку, чтобы понимать к чему необходимо прийти в конечном результате. Поэтому перед собой я поставила следующую цель: «Проанализировать, как рефлексивное мышление учащихся влияет на качество выполнения домашней работы».

4. Внедрение существенных изменений в практику.

Стоит отметить, что для успешного проведения исследования и получения достоверных результатов было необходимо внести некоторые изменения в процесс обучения учащихся и выполнять данную работу последовательно и систематически.

Таким образом, в начале каждого урока проводилась рефлексия домашнего задания. Учитель также предоставлял обратную связь по домашней работе, и проводилась работа над ошибками. На каждом этапе внесенных изменений присутствовал сравнительный анализ предыдущей работы с последующей. Обратная связь играет роль в формировании доверительных отношений между учителем и учеником. Преподаватель учится слушать проблемы ученика, анализировать и оказывать помощь в решении его проблемы. То есть в ходе исследования учитель и ученик активно взаимодействовали друг с другом.
Считаю, что существенным образом исследовательский вопрос раскрылся благодаря идеям модуля «Обучение тому, как учиться» из содержания Программы второго уровня с применением эффективной постановки вопросов и качественной обратной связи.

Обзор литературы

В каждом исследовании важную роль играет использованная литература, благодаря которой можно изучить различные точки зрения на один и тот же вопрос, почерпнуть дополнительные идеи и лучше изучить вопрос.

1. Руководство для учителя, второй (основной) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г. Здесь собран огромный многолетний опыт известных зарубежных исследователей, на который можно полагаться в любом исследовании.

2. Гущина Е.С. и Захарова Ю.В. «Мотивация учения – основное условие успешного обучения», https://urok.1sept.ru/articles/569621/

В данном источнике рассматривается вопрос мотивации учащихся, как ключ к успешному обучению. Отсутствие активного интереса к предмету усложняет взаимоотношения между преподавателем и учеником, а также уменьшает удовольствие от процесса обучения. Данный ресурс помог лучше разобраться в том, как увеличить мотивацию учеников.

3. Бизяева А.А. «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия», 2004 г.

Рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности. В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания, а главное самообучения. Именно поэтому важно развивать навык умения рефлексировать свои ошибки, и находить пути их решения.

4. Кашлев С.С. «Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов». - Мн.: Высшая школа, 2002.

Педагогический процесс охватывает различные технологии, которые могут быть использованы по отношению к учащимся. В данной книге широко рассматриваются различные способы обучения, что помогает шире взглянуть на педагогическую практику в целом.

5. Цатурян М.О. «Изучение рефлексивного компонента психологической компетентности педагогов // Психология и Психотехника».

Рефлексия охватывает как педагогический, так и психологический аспект. Рефлексия в мыслительной деятельности способствует установлению и регулированию адекватных требований к себе с учетом требований извне. Развитие личности имеет весомое значение в педагогике, а развитие процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому учащемуся, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как способ самоанализа, саморазмышления.

Методология

Методы, использовавшиеся мною в процессе исследования:

I. Рефлексия домашних работ

Итак, какие же виды рефлексии мною были использованы в процессе исследования?

1. Анкетирование

Анкетирование было проведено с целью изучения осведомленности учащихся о понятии «рефлексия», а также их личного мнения по поводу этой темы. Ведь важно понимать, как ученики относятся к методикам, с помощью которых учитель проводит процесс обучения.

Ученикам были заданы такие вопросы, как: «Знаете ли вы что такое рефлексия, и какие виды рефлексии существуют?», «Считаете ли вы, что рефлексия - это важная часть урока?» и другие. Было необходимо создать условия, в которых учащиеся могли не бояться высказать свое личное мнение, именно поэтому анкетирование было анонимным.

2. Лестница успеха

Данный вид рефлексии проводился с целью формирования адекватной самооценки у учащихся. Перед учащимися стояла задача самостоятельно оценить свое качество выполнения домашней работы, что являлось первым этапом в развитии способности самоанализа.

Для этой же цели использовалось самооценивание в тетради по типу светофора, где ученикам было необходимо оценить степень сложности домашнего задания (круг зеленого цвета, означает легкое задание, желтого – выполнимо, а красного – трудное).

3. Рефлексия в виде игры «Вопрос-ответ»

Данный вид рефлексии относится к диалоговому преподаванию. По мнению многих педагогов, диалог учителя и ученика стимулирует учащихся быть открытыми и не бояться задавать вопросы. Ведь любую проблему можно решить, если спросить и получить ответ. Помимо этого, ученики имели возможность сами отвечать на вопросы друг друга, что, способствует также развитию критического мышления.

4. Рефлексия до действия (о которой я узнала из книги А.А.Бизяевой «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия»).

Данный метод рефлексии отражает следующую идею: «Мы рефлексируем не столько для того, чтобы вернуться в прошлое или наблюдать процесс собственного мышления, сколько для того, чтобы осмотрительно действовать в будущем, что более всего отвечает практическим целям». Учащиеся заранее могли оценить уровень сложности, приблизительное время выполнения, виды заданий (на повторение или изучение нового материала) домашней работы. Таким образом, работа выполнялась осознанно, обдуманно, а значит с лучшими результатами.

II. Обратная связь

Главной функцией обратной связи является возможность воздействия на образовательный процесс с целью повышения его эффективности и комфортности.

С помощью информации, которую ученик получает от учителя, можно диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, что, несомненно, помогает развивать способности самоанализа.

В своем исследовании я использовала обратную связь, выполненную по методу «Сэндвича». Общение с учениками строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а в середину включать все рекомендации (которые действительно необходимы). 

А. Начать с хорошего;

В. Продолжить сложным и неприятным;

С. Закончить хорошим.

То есть начало разговора с учеником состояло в обращении внимания на его успехи, и то, что у него получается лучше всего. Я старалась отметить положительные моменты, чтобы ученик понимал, что он движется в верном направлении. Далее обратная связь продолжалась, слабыми сторонами ученика, над которыми необходимо поработать. И заканчивалась беседа снова победами ребенка, для того, чтобы конечное впечатление после обратной связи несло позитивный характер. Важно соблюдать баланс, и понимать, что для эффективной работы необходимо знать и понимать свои, как слабые, так и сильные стороны обучения.

III. Работа над ошибками

Использование данного метода заключалось в том, что учащиеся, получив результаты домашней работы, и ознакомившись с обратной связью от учителя, приступали к устранению своих ошибок. То есть обязательным условием перед выполнением новой домашней работы необходимо было исправить свои пробелы, таким образом быть готовым к эффективному ее написанию.

IV. Сравнительный анализ

На начальном этапе исследования мною была определена фокус-группа учеников: А, В и С. Собирались первоначальные данные, как по ним, так и по классу в целом, которые в последующем сравнивались с данными после внесения изменений в практику. При выборе учащихся я руководствовалась их качеством знаний, а также способностями к математике. Все трое имели способности, но при этом обладали разным уровнем знаний. Так скажем, ученик А: по результатам четвертей имел высокое качество, умел рефлексировать, но не всегда ответственно подходил к выполнению домашней работы, иногда ее не выполнял. Ученик В: старательный, усердный, но при этом имел ниже качество знаний чем он того заслуживал. Ученик С – не имел мотивации к учебе, желания учиться, но, тем не менее, обладал математическим мышление и в прошлом учился на «4».

Так как исследование было направлено на выполнение домашней работы учащихся, то на первом уроке за основу я взяла следующие данные:

Ученик

1

2

3

4 (В)

5 (С)

6

7

8

9(А)

% качества выполнения работы

100

45

73

39

0

39

98

100

61

Из таблицы видно, что ученик А выполнил работу на 61 %, ученик В – на 39 % и ученик С – на 0 %. Далее в начале каждого урока учащимся демонстрировалась подобная таблица и анализировались результаты. Кроме таблиц для сравнительного анализа использовались также диаграммы, лист достижений учащихся, электронный журнал.

Диаграмма результатов анкетирования

Лист достижений учащихся (зеленый цвет – хорошо усвоил тему, желтый – есть трудности, красный – не освоил тему).

Рабочий журнал по результатам выполнения домашних работ

Сравнительный анализ в ходе исследования помогал систематизировать работу в целом, показывал динамику, способствовал при необходимости внесению изменений в практику, способствовал улучшению результатов.

Результаты

Основными положительными результатами исследования являются: повышение качества выполнения домашних работ; развитие умений анализировать свою деятельность; осознание учащимися того, что рефлексия — это важная часть урока, и она способствует повышению качества знаний. Данная гипотеза также подтвердилось при подведении итогов за 3 четверть в разрезе школы. По сравнению с предыдущими четвертями процент качества данного класса поднялся с 33,3 % до 61,1%. А это является главным результатом, как моего исследования, так и нашей творческой группы. Учителя, работающие в этом классе, отметили положительные изменения: возросла ответственность к учебе, на уроках улучшилась дисциплина. Хотелось бы отметить, что умение рефлексировать у учащихся проявляется на любых этапах урока и помогает им контролировать свою учебную деятельность, а, следовательно, получать хорошие результаты в учебе и дальше.

Обмен опытом

После проведенного исследования у меня была возможность поделиться результатами работы и выводами с учителями, как своего методического объединения, так и других МО. Наше обсуждение способствовало тому, что многие педагоги оценили важную роль применения рефлексии в процессе уроков, увидели значимость заинтересованности и личной мотивации в изучении предмета. Было высказано много мнений и предложений для будущего развития данной темы. Мне кажется, такая интеграция и взаимодействие учителей положительно скажется на учебном процесс, ведь педагогу важно постоянно применять различные методики и технологии преподавания для личностного и профессионального роста. Почерпнуть новые знания и опыт можно, в первую очередь, у своих коллег.

Заключение

В ходе исследования возникали трудности, которые оказали в дальнейшем изменения в моей практике. На сегодняшний момент, задавая домашнюю работу, мною учитываются индивидуальные особенности учащихся, используется стратегия права выбора, дифференциация. При проверке работ, а зачастую это происходит в начале урока по готовому образцу, используются самооценивание или взаимооценивание, как инструменты быстрого получения результата. Учитывая положительные результаты, стараюсь рефлексию проводить на протяжении всего урока, используя различные ее виды.

Думаю, что именно рефлексия и в будущем будет способствовать получению положительных результатов. Так как еще «Флавелл и другие (1995) считали, что в случае перенесения процесса обучения на осознанный уровень, мы сможем помочь детям лучше понимать собственный мыслительный процесс и помочь им контролировать или овладевать организацией собственного обучения.

Список литературы

  1. Руководство для учителя, второй (основной) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г., стр.207
  2. А.А.Бизяева «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия», 2004 г., стр.102
  3. Руководство для учителя, второй (основной) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г., стр.207
  4. Гущина Е.С. и Захарова Ю.В. «Мотивация учения – основное условие успешного обучения», https://urok.1sept.ru/articles/569621/
  5. С.С.Кашлев «Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов». - Мн.: Высшая школа, 2002
  6. Цатурян М.О. «Изучение рефлексивного компонента психологической компетентности педагогов // Психология и Психотехника».