Методика использования подвижных игр на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 3, 4, 5, 6, 7

Ключевые слова: физическая культура, подвижные игры


Введение

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитым, закаленным, готовым к работе и обороне нашей Родины. Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые оказывают содействие решению оздоровительных задач, и являются подводящими в обучении спортивным играм.

Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод занимает ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и доступны для всех категорий граждан. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме всего, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на человека, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Подвижные игры воспитывают не только физические, но и очень важные психологические, личностные качества (например, чувство коллективизма, активность, инициативу, смелость, дисциплинированность и настойчивость в достижении поставленной цели).

Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков в системе всеобщего среднего образования и внешкольного воспитания, а также являются обязательным компонентом практически каждого урока. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

В соответствии с учебными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на занятиях в сочетании с разделами дисциплины (лёгкой атлетикой, спортивными играми, лыжами и т. д.). Подвижные игры на занятиях физической культурой используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта. В подвижных играх очень важно воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его трудно будет исправить. В них почти все физические качества (быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость) развиваются в комплексе; игры развивают у людей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, человек должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться выручить друзей, «попавших в плен».

Методические рекомендации проведения подвижных игр на занятиях физической культурой

Одно из важнейших условий успешного проведения подвижных игр – умелое их проведение. Учитель должен обладать большим педагогическим тактом и умением, хорошо знать материал по методике проведения игр. Подбор игр зависит в основном от тех задач, которые стоят в учебном плане.

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе, в спортивном зале, на катке, в бассейне и т.д. Продолжительность игр, эстафет должна быть в прямой зависимости от физической подготовленности учащихся. Чем ниже их физическая подготовленность, тем короче каждая игра. И в среднем может составлять 10–20 минут. Содержание игр часто бывает связано с использованием разнообразного инвентаря, что побуждает их к определенным действиям: прыжкам, метанию в цель, подбрасыванию или прокатыванию.

На свежем воздухе можно проводить игры любой подвижности с бегом в разных направлениях, метанием мяча на дальность и в цель, с прыжками. В осенне-зимний период наиболее доступны игры, во время которых ребята бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи. Летом – игры, в которых есть бег, прыжки, лазания. Чтобы лучше освоить игру рекомендуется наиболее сложные моменты объяснять показом некоторых движений.

Учитывая то, что зимой движения ограничены, нагрузку уменьшают перерывами между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха. Игра – исключительно ценный способ вовлечения человека в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у учеников постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется как в учебных, так и во внеклассных занятиях.

Большое значение для успешного проведения игры имеют правила ,которые может предложить учитель ,а так же правило могут придумать сами ребята. Чтобы чётко соблюдать правило участники игры должны их запомнить, быть внимательными, учитывать различные ситуации возникающие в игре. В связи с этим особое внимание надо уделять судейству.

Если вся основная часть физкультурного занятия посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на учебных занятиях физкультурой специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность.

Подвижная игра является эффективным средством воспитания, но только при условии, что она соответствующим образом подобрана, правильно проводится и используется. Готовясь к проведению необходимо учитывать поставленные задачи, гендерные особенности, физическую подготовленность, количество учеников, подвижных игр в рамках занятий по физической культуре. В подвижных играх может участвовать от 3-х до 50 человек. При проведении игр, необходимо подбирать такие, в которых могут принимать участие юноши и девушки разного уровня физической подготовленности.