Конспект занятия по развитию связной речи с использованием элементов методики В.К.Воробьевой с подгруппой учеников 4-го класса обучающихся по программе для детей с легкой умственной отсталостью. Тема: «Пересказ по плану текста «Солнышко на столе»

Разделы: Логопедия

Класс: 4

Ключевые слова: развитие связной речи , методика В.К.Воробьевой , легкая умственная отсталость , пересказ


Цель: Обучение детей связности, полноте, непрерывности пересказа, с опорой на картинно-графическую схему.

Задачи образовательные:

  • Формировать навык осознанного чтения.
  • Формировать навык составления плана к тексту.
  • Закреплять представления о словах обозначающих предмет и действие предмета.

Задачи коррекционные:

  • Активизировать и обогатить словарь, через пересказ текста по плану, подбор обобщающих слов, работу по лексическим темам «Профессии» и «Инструменты»
  • Развивать ориентировку в пространстве, через упражнение «найди картинку»

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к мебели.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование: фотографии: маляр, плотник, столяр (3 комплекта) и подписи к ним, карточки с текстом (3 шт.),  карточки со словами (Ваня - мальчик, он, ребенок, его, ему; столяр - мастер; солнце – солнышко), карточки с заданием для физминутки, картинки инструментов (молоток, рубанок, топор, клещи, иголка, булавка, наперсток, шпатель, кисть).

Этапы занятия

Действия учителя-логопеда

Действия учащихся

БУД

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.
- Поздоровайтесь с нашими гостями.
- Сядет тот, кто назовет слово близкое по значению следующим словам:

- Здороваются

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (К)

  работать
старательный
наблюдательный
Вот и вы сегодня постарайтесь на занятии быть внимательными и прилежными. Давайте работать.
- трудиться
- прилежный (аккуратный, исполнительный);
- внимательный
 
II. Сообщение темы занятия (словарная работа)

 

- Ребята я задавала вам к уроку научиться быстро говорить скороговорку. Проговорите, мне ее по очереди.

- Проговаривают по очереди скороговорку:

Он не плотник, не маляр,
Мебель делает столяр.
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.

Вступать в контакт и работать в коллективе (К)

- О какой профессии данная скороговорка?

- Чем занимается столяр?

- Названия каких профессий есть еще в данной скороговорке.

- Ребята вы знаете чем занимается маляр?

- Эта скороговорка о профессии столяра.

- Это рабочий, который делает мебель, окна, двери.
- В скороговорке есть названия профессий маляр и плотник.

- Маляр - это рабочий который красит стены, дома.

 

- Чем занимается плотник?

Обратите внимания профессии столяра и плотника связаны с обработкой дерева. Плотник может построить дом, а столяр – всё то, что находится внутри.

- Делает срубы, стены, потолки деревянные.  

Задание «Соотнеси картинки с названиями профессий»

Давайте проверим как вы ребята поняли, что это за профессии.
- Я вам сейчас раздам фотографии и подписи к ним. Найдите подписи к фотографиям. (попутно уточняется на фотографиях значение слова сруб)
Я не случайно, задавала вам именной эту скороговорку. Сегодня мы с вами будем работать с текстом, который связан с одной из этих профессий. А с какой именно вы узнаете прочитав текст.

Дети соотносят фотографии с подписями. Объясняют свой выбор.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту (К)

III. Знакомство с рассказом

Логопед раздает детям карточки с текстом. Предлагает его прочитать.

Дети читают текст.
Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и вырезал на столе солнышко. Когда мама вернулась, то она сразу заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в мастерскую. В мастерской Ваня с интересом наблюдал за работой столяра. Столяр вырезал и прикрепил новую столешницу. Ваня пообещал, что больше никогда не будет портить мебель. (Приложение 4)

Читать (П)

- Какая профессия упоминается в тексте? - Профессия столяра.  
IV. Построение картинно-графического плана к рассказу

 

Давайте сделаем план к рассказу с помощью картинок.
Логопед выкладывает на стол картинки для составления плана. Дети по очереди читают текст по предложению и вывешивают нужные картинки на доску.
Логопед предлагает детям с опорой на план вспомнить какие слова обозначающие предмет есть в тексте?
Составляют план. (Приложение 2) Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями (П)
Ребята посмотрите на стрелочки, какие слова мы ими обозначаем? - Ваня, мама, столяр, стол, солнышко, краски, нож.  

Посмотрите на план и попробуйте вспомнить слова обозначающие действие предмета из текста (в случае затруднений детям разрешается просмотреть текст и назвать слова с опорой на текст, а затем с опорой только на план).

- Слова обозначающие действие предмета.

Взял, вырезал, достал, раскрасил, вернулась, заметила, поругала, объяснила, отвезли, наблюдал, вырезал, прикрепил, пообещал, портить.

 

V. Правила лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

Логопед обращает внимание детей, что одно предложение цепляется за другое, все предложения взаимосвязаны друг с другом, но  текст звучит не очень красиво так как из предложения в предложение повторяются одни и те же слова, предлагает детям заменить эти слова подходящими по смыслу. Слова, которые нельзя повторять маркируются фишкой запрета (Приложение 3).

Подбирают слова:
Ваня- мальчик, он, ребенок, его, ему
Столяр-мастер
Солнце, солнышко

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале (П)

Физминутка

После того, как дети составили план логопед предлагает немного отдохнуть.
- Ребята, мы много уже с вами сделали, перед тем как пересказать текст, давайте отдохнем. Вы по очереди возьмете карточки с заданиями, прочитаете их вслух и выполните.

Ученики читают следующие задания и выполняют их.
- Выполнить приседания три раза.
- Выполнить наклоны вправо и влево по 2 раза.
- Сесть на стул. Повернуть голову направо-налево. Потянуться. Положить руки перед собой.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту (К)

VI. Пересказ текста

- Вы немного передохнули, теперь давайте перескажем текст используя составленный нами план.
После пересказа текста детьми логопед вместе с детьми делает вывод, что хотя они и использовали различные слова при пересказе текста, от этого смысл текста не поменялся, т.е. об одном и том же событии можно сообщить различными способами.

Дети по очереди пересказывают текст. Заменяя слова обозначенные фишками запрета.

Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями (П)
Вступать в контакт и работать в коллективе (К)

VII. Беседа по тексту - Как бы вы озаглавили данный рассказ?
- Как вы думаете, почему мальчик испортил столешницу?
- Правильно ли он поступил?
- Как нужно обращаться с мебелью?
- Дети предлагают свои варианты (Мальчик Ваня, Испорченный стол, Солнышко на столе, Столяр…)
- Мальчику было скучно.
- Нет, не правильно?
- С мебелью нужно обращаться бережно и аккуратно. Нельзя портить мебель.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе (Л)

 

Какая мебель есть у нас в школе?

За какими партами приятно сидеть: за новыми или старыми исписанными, исцарапанными?
- Как  нужно обращаться с мебелью, чтобы она оставалась новой?
- Кто починил стол мальчику в рассказе?
- Какая польза от этой профессии?
- Как вы думаете, мужская это профессия или женская?
У нас в школе тоже есть рабочие, которые собирают для вас парты и стулья, и чинят их. Это их работа. Поэтому когда школьники портят мебель, они не только делают плохо своим однокласникам и младшим школьникам, которые будут заниматься в этом кабинете после них, но и не уважают чужой труд.

У нас в школе есть парты, стулья, шкафы.

Конечно, приятно сидеть за новыми партами.

Мебель нельзя царапать и рисовать на ней, ломать.

- Стол починил столяр.

- Столяр делает и чинит мебель.

- Это профессия мужская.

 

Физминутка
«Найди картинку»

 

Давайте немного отдохнем. Логопед предлагает ученикам встать каждому ребенку к кругу(обозначающему начало пути). Далее дети должны правильно выполнить инструкцию логопеда для того что бы найти картинку. Инструкция:  сделайте два шага вперед, один шаг налево, пройдите по кочкам, сделайте два шага вперед, один вправо. Загляните под кружки и найдите свои картинки.
Дети находят картинки инструментов (молоток, рубанок, топор, клещи, иголка, булавка, наперсток, шпатель, щетка).
Выполняют инструкцию логопеда, ищут картинки. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту (К)

Далее логопед предлагает детям принести свои картинки на «полянку» показать всем свои картинки.
- Ребята какие картинки вы нашли?

- Как можно назвать их одним словом?
- Расскажите рабочие каких профессий могут использовать эти инструменты.

После обсуждения картинок, логопед предлагает детям вернутся на свои места.

- молоток, рубанок, топор, клещи, иголка, булавка, наперсток, шпатель, кисть.
- инструменты.
- молоток, рубанок, клещи топор – могут использовать столяр и плотник.
- наперсток и иголку швея.
- шпатель и кисть - маляр.

Вступать в контакт и работать в коллективе (К)
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале (П)

VIII. Подведение итогов занятия

Какие задания вы выполняли сегодня на занятии?
- Чему вы сегодня учились на занятии?
- Какие задания вам показались трудными?
- Какие задания понравилось выполнять?

- О каких профессиях мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Какие профессии вы еще знаете?
- Какие профессии вам нравятся?
Оценивание работы детей педагогом на занятии.

 

- Мы учились составлять план к тексту и пересказывать текст по плану.

 

 

- О профессии столяра, плотника, маляра.

- Называют профессии

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в ней, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (Л)
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия (Р)