Программа курса "Школа начинающего педагога"

Разделы: Администрирование школы, Дополнительное образование, Профессия — педагог

Ключевые слова: программа, начинающему педагогу


Представляем вашему вниманию программу курса «Школа начинающего педагога». Настоящая программа была разработана в организации дополнительного образования и может служить основой для разработки подобной программы для учителей и педагогов в организациях общего образования. Программа представляет собой комплекс занятий и методических мероприятий, предназначенных для педагогов дополнительного образования, работающих в образовательной организации первые два года – выпускников организаций профессионального образования или специалистов, пришедших в дополнительное образование из других сфер профессиональной деятельности.

Структура программы

1. Пояснительная записка.
2. План работы по программе.
3. Примерное содержание программы.
4. Планируемые результаты освоения программы.
5. Диагностика и контроль результатов освоения программы.

1. Пояснительная записка

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития, требует мобилизации всех личностных ресурсов. От того как пройдет этот период зависит состоится ли начинающий педагог как профессионал, останется ли он в вашей образовательной организации, в образовании или найдет себя в другой сфере деятельности.

Организация методического сопровождения начинающих педагогов в процессе их профессионального становления, способствующая профессиональной адаптации работников в образовательной среде организации, развитию их профессиональных компетенций, выявлению профессионального потенциала начинающих специалистов, является одной из стратегических задач администрации образовательной организации.

Программа курса «Школа начинающего педагога» представляет собой комплекс занятий и методических мероприятий, предназначенных для педагогов дополнительного образования, работающих в образовательной организации первые два года – выпускников организаций профессионального образования, или специалистов, пришедших в дополнительное образование из других сфер профессиональной деятельности.

В основу содержания программы положены требования к должностным обязанностям и знаниям соответствующие квалификационным характеристикам по должности «Педагог дополнительного образования» («Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н). Также при разработке программы курса учитывался перечень обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования («Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. N 998).

Задачи программы:

  • актуализация знаний о нормативно-правовых, психолого-педагогических, организационно-методических основах деятельности педагога дополнительного образования, о ресурсах, возможностях, перспективах профессиональной деятельности в образовательной организации;
  • представление опыта, демонстрирующего современные педагогические технологии, методы, формы, приемы и средства организации образовательного процесса, опыт создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей освоение образовательных программ;
  • включение участников программы в процессы проектирования и анализа образовательного процесса по дополнительной образовательной программе и его составляющих (учебных занятий, досуговых мероприятий и т.д.), по разработке методических материалов, по моделированию ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности при решении задач обучения и воспитания;
  • привлечение к участию в методических мероприятиях, конкурсах с целью самопрезентации, представления собственного опыта, обмена опытом;
  • оказание практической помощи по вопросам организации образовательного процесса, оформления документации, обеспечивающей образовательный процесс.

Формы организации работы по программе: интерактивные лекции, практические занятия, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, групповые и индивидуальные консультации, посещение и анализ открытых занятий педагогов, игры, работа в составе творческих групп и др.

2. План работы по программе

1. Интенсивный модуль - октябрь, ноябрь (5 занятий по 3-4 астрономических часа).
1.1. Организационное занятие.
1.2. Тема «Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога дополнительного образования».
1.3. Тема «Основы эффективного взаимодействия».
1.4. Тема «Дополнительная общеобразовательная программа - нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса, реализуемого в детском объединении».
1.5. Тема «Учебное занятие - основной организационный элемент в реализации дополнительной общеобразовательной программы».

2. Межмодульное сопровождение - декабрь-март.
2.1. Мастер-классы педагогов образовательной организации, демонстрирующие современные педагогические технологии, методы, формы, приемы и средства организации образовательного процесса, опыт создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей освоение образовательных программ.
2.2. Экспертиза документации, обеспечивающей образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым участниками курса.
2.3. Консультации по запросам участников программы.
2.4. Подготовка к проведению итогового мероприятия «Неделя начинающих педагогов «Педагогический дебют».

3. Модуль «Неделя начинающих педагогов «Педагогический дебют» - март, апрель. Серия мероприятий - открытые занятия, игра «Педагогический дебют», круглый стол для подведения итогов программы, вручения сертификатов о прохождении курса.

3. Примерное содержание программы

3.1. Интенсивный модуль - октябрь, ноябрь

Занятие 1. Организационное занятие

Цели, задачи, планируемые результаты программы, ожидания участников. Выявление профессиональных затруднений участников. Экскурсия по зданию образовательной организации.

Занятие 2. «Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога дополнительного образования»

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога дополнительного образования на федеральном и региональном уровнях.
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса.

Система работы педагога дополнительного образования в конкретной образовательной организации. Документация, обеспечивающая образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе.

Консультации по вопросам трудового законодательства, повышения квалификации и аттестации педагогических работников.

Занятие 3. «Основы эффективного взаимодействия»

Возрастные особенности обучающихся. Учет возрастных особенностей при работе с обучающимися разных возрастных групп, социальных категорий: принципы воспитательного воздействия, учет интересов и потребностей воспитанников.

Разбор кейсовых заданий по теме.

Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников с соблюдением норм педагогической этики.

Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Разбор кейсовых заданий по теме.

Занятие 4. «Дополнительная общеобразовательная программа - нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса, реализуемого в детском объединении»

Дополнительные общеобразовательные программы: структура, направленности, особенности проектирования и реализации. Многообразие видов детских объединений в дополнительном образовании.

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей освоение образовательной программы.

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной программе.

Занятие 5. «Учебное занятие – основной организационный элемент в реализации дополнительной общеобразовательной программы»

Учебное занятие в системе дополнительного образования: виды, особенности проектирования и реализации.

Способы мотивации познавательной и творческой активности обучающихся на занятиях в дополнительном образовании.

Отличие досугового мероприятия от учебного занятия в дополнительном образовании.

Организация досуговых мероприятий в рамках образовательного процесса по программе. Разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий.
Педагогический анализ учебного занятия и досугового мероприятия.

3.2. Межмодульное сопровождение - декабрь-март

3.2.1. Мастер-классы от педагогов образовательной организации, демонстрирующие современные педагогические технологии, методы, формы, приемы и средства организации образовательного процесса, опыт создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей освоение образовательных программ.
3.2.2. Посещение открытых занятий и мероприятий педагогов образовательной организации.
3.2.3. Экспертиза документации, обеспечивающей образовательный процесс по программам реализуемым участниками Школы.
3.2.4. Консультации по запросам участников программы: по оформлению документации, обеспечивающей образовательный процесс, проектированию и анализу учебного занятия и др.
3.2.5. Работа творческих групп по подготовке к проведению модуля «Неделя начинающих педагогов «Педагогический дебют».

3.3. Модуль «Неделя начинающих педагогов

«Педагогический дебют» - март, апрель

3.3.1. Серия мероприятий, позволяющих участникам Школы продемонстрировать свои профессиональные компетенции, сопровождающихся оценками, рекомендациями, предложениями экспертов - открытые занятия, досуговые мероприятия в рамках образовательного процесса по программам участников Школы, игра «Педагогический дебют» (выполнение конкурсных заданий, решение кейсовых ситуаций и т.д.).
Каждый участник в рамках Школы должен провести одно открытое занятие или досуговое мероприятие в рамках образовательного процесса по программе. В зависимости от количества участников Школы и их готовности открытое занятие или досуговое мероприятие может быть проведено и в период межмодульного сопровождения.
3.3.2. Круглый стол для подведения итогов программы, вручения сертификатов о прохождении курса.

4. Планируемые результаты освоения программы

По итогам обучения на курсе «Школа начинающего педагога» участники должны
4.1.1. ориентироваться в нормативных и правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в дополнительном образовании на федеральном и региональном уровнях;
4.1.2. ориентироваться в нормативных и правовых актах в области защиты прав ребенка, включая международные;
4.1.3. знать локальные нормативные акты, обеспечивающие образовательный процесс в образовательной организации, в том числе требования охраны труда и техники безопасности при проведении учебных занятий в избранной области деятельности в образовательной организации и вне ее (на выездных мероприятиях) и меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;
4.2.1. знать особенности обучающихся разных возрастных групп, принципы и приемы воспитательного воздействия на разные возрастные группы обучающихся, специфику работы с разновозрастными группами обучающихся;
4.2.2. знать особенности работы с одаренными детьми, учащимися с ограниченными возможностями здоровья, с социально неадаптированными обучающимися различного возраста;
4.2.3. демонстрировать понимание мотивов поведения и образовательных потребностей обучающихся, образовательных запросов детей и их родителей (законных представителей);
4.2.4. демонстрировать владение различными средствами педагогической поддержки обучающихся;
4.2.5. знать источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
4.2.6. демонстрировать владение техниками и приемами общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников с соблюдением норм педагогической этики;
4.2.7. знать приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности;
4.3.1. знать содержание и методики реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания;
4.3.2. проектировать и планировать образовательный процесс по программе с учетом поставленных задач, образовательных запросов, возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы, фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
4.3.3. планировать и организовывать досуговую деятельность обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;
4.3.4. знать и применять в профессиональной деятельности методы, формы, приемы и средства организации деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной программы соответствующей направленности;
4.3.5. представить систему оценки и предъявления результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы где отражены формы, методы и средства педагогической диагностики и оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся;
4.3.6. понимать условия и механизмы мотивации познавательной, творческой, коммуникативной активности обучающихся;
4.3.7. демонстрировать предметно-образовательную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы;
4.3.8. знать и применять принципы, приемы и техники презентации дополнительной общеобразовательной программы, привлечения потенциальных потребителей к освоению дополнительной общеобразовательной программы;
4.3.9. оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс по программе (образовательно-методический комплекс к программе, рабочая программа к дополнительной образовательной программе, журнал учета работы объединения, протоколы аттестации и др.) в соответствии с требованиями локальных и иных нормативных актов;
4.4.1. демонстрировать на учебных занятиях, досуговых мероприятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся, с учетом поставленных цели и задач, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
4.4.2. понимать отличия учебного занятия и досугового мероприятия;
4.4.3. применять различные средства педагогической поддержки, в том числе стимулирования и мотивации деятельности и общения обучающихся в процессе взаимодействия с ними;
4.4.4. проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки и коррекции деятельности и поведения обучающихся на занятиях;
4.4.5. анализировать проведенное учебное занятие, процесс и результаты досугового мероприятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным цели и задачам, использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.

5. Диагностика и контроль результатов освоения программы

Интенсивный модуль

Занятие 1. Выявление профессиональных затруднений участников (анкета, беседа).

Занятие 2. Тест на понимание специфики дополнительного образования (нормативно-правового обеспечения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, организации образовательного процесса и др.).

Занятия 1-5. Диагностика профессиональных компетенций участников в рамках занятий интенсивного модуля (наблюдение, результаты выполненных заданий и др.)

Межмодульное сопровождение

Экспертиза документации, обеспечивающей организацию образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым участниками курса.

Модуль «Неделя начинающих педагогов «Педагогический дебют»

Открытое занятие или досуговое мероприятие в рамках образовательного процесса по программе (по выбору участника Школы).
Игра «Педагогический дебют» - выполнение творческих конкурсных заданий на эрудицию, находчивость; решение кейсовых заданий по теме «Основы эффективного взаимодействия».