Урок систематизации знаний общеметодологической направленности "Состав слова". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, состав слова


Цель: Совершенствовать знания учащихся о частях слова; сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма (эталона).

Универсальные учебные действия, формирующиеся на данном уроке:

  • регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование, целеполагание, как постановка учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения);
  • личностные (действие смыслообразования);
  • познавательные (общеучебные: умение структурировать знания, знаково-символическое – моделирование, контроль и оценка процесса и результата деятельности;
  • логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; постановка и формулирования проблемы, построение логической цепи рассуждений);
  • коммуникативные (управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество).

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

  1. Давайте подарим друг другу улыбку и тем самым пожелаем удачной работы на уроке.
  2. Найдите и зафиксируйте  на 5 секунд взглядом любую точку, а теперь попробуйте найти самую дальнюю, на ваш взгляд, точку и снова ее зафиксируйте на 5 секунд. Получилось?

- Человек всегда может расширить свои возможности. У вас сначала была одна точка, а сейчас вы добились большего, зафиксировав более дальнюю точку. Желаю сегодня расширить свои возможности и способности на уроке русского языка.

2. Актуализация знаний. Тема и целеполагание

Работа с пословицей:

ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, ЧЕЛОВЕК ТРУДОМ.

(На доске: все слова пословицы разбиты на морфемы)

- Что это? (части слова)

- Какое задание можете предложить? (Составить слова, предложение)

- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о составе слова)

- Сформулируйте тему урока. Запишем тему урока. (Состав слова)

- Для чего изучаем эту тему, где может пригодиться? (грамотно писать, видеть орфограммы в разных частях слова, уметь образовывать новые слова)

- К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (пословица). Как понимаете ее смысл? (Сила человека в его труде.)

- Я жду от вас сегодня плодотворной работы на уроке!

- Это новая для нас тема? Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (продолжать учиться разбирать слова по составу, искать однокоренные слова, …видеть в словах….)

- Сформулируйте цель урока (закрепить умения разбирать слова по составу)

3. Фиксирование индивидуальных затруднений в построении системы знаний

Выявление места и причин затруднения

Когда люди сталкиваются со сложными понятиями, они придумывают различные схемы, которые помогают закрепить знания или систематизировать.

- От какого слова оно родилось? (система)

- Что такое система? (элементы, связанные общей темой в одно целое, порядок или правило)

- Это лексическое значение слова, а теперь попробуем разобрать слово по составу, опираясь на уже известный нам эталон (алгоритм разбора).

система

- Как называется часть системы? подсистема

Образуйте прилагательное - (какой?) системный, а с помощью приставок? бессистемный

- Мастер по составлению схем, профессия. системщик

- Какие трудности испытывали при разборе слов по составу? В чем заключалась затруднение?

4. Включение в систему знаний и повторение

Работа в группах.

- Назовите части слова….. Все дети делятся на 5 групп по частям слова.

Сейчас мы систематизируем все полученные на предыдущих уроках знания о частях слова и составим кластер.

Правила работы в группе:

1. Выбрать координатора.

2. Внимательно прочитать задание.

3. Говорить по очереди, не перебивая друг друга.

4. Уважать мнение товарищей.

5. Доказывать свое мнение чётко, понятно.

6. Сформулировать общегрупповое мнение.

7. Выбрать выступающего.

Группы работают по предложенному плану.

План

1. Название

2. Графическое обозначение

3. Место в слове

4. Для чего служит

5. Привести примеры

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в паре (карточка)

Разобрать слова по составу, опираясь на эталон и объяснить, какие новые слова получили.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Индивидуальная карточка

Самостоятельно разобрать слова по составу и получить новые слова. Проверить правильность выполнения работы с образцом на экране. Опора на эталон.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Шарады

Корень мой находится в «делах»,
В «пожеланьях» найди приставку мне,
Суффикс мой в «иголке» все встречали,
Вся же – украшаю стену.
(Поделка).

Корень мой находится в «мерке»,
В «припусках» найди приставку мне,
Суффикс мой в «рулетке» все встречали,
Вся же – в ателье я и в салоне.
(Примерка).

Мой корень ты найдёшь у «моря»,
Мою приставку у  «прибоя»,
У «макарон по-флотски» суффикс,
А окончание будет «ий».
(Приморский).

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Корень находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в тетрадке все встречали
Ведь же-в дневнике я и в журнале.
(оценка)

Оцените с помощью светофорчиков вашу деятельность на уроке.

  • Зеленый. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
  • Желтый. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
  • Красный. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

- Какие задания вызвали затруднения?

- Что получилось хорошо?

- Какие в основном части речи брали для разбора, не использовали пока глаголы.

Источники информации

  1. http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169
  2. https://www.ozon.ru/context/detail/id/147166420/
  3. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/26/sharady
  4. https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200303504
  5. https://gigabaza.ru/doc/71637.html