Доклад на тему "Театральная педагогика как инновационная образовательная среда"

Разделы: Литература

Класс: д/с

Ключевые слова: ФГОС, театральная педагогика, театральные проекты


Уроки искусства и театр в общеобразовательной школе стоят несколько особняком не потому, что на них надо больше времени выделять, а потому что это сфера душевная, она требует какой-то особой культуры и проработки. Именно образование здесь выступает как образование. Театральная педагогика – это не только театр, это еще одна область, в которой ученики могут почувствовать себя успешными. Что на самом деле очень важно. Социальные проблемы средствами театральной педагогики решаются очень хорошо. Главное - театральная педагогика имеет отношение к реальной ситуации понимания, переживания и образования ребенка. Вот, например, есть работающий учитель. Самый простой и понятный способ оценки его результатов – это работы его учеников. Но этот способ не всегда однозначно говорит о результатах работы учителя. Ведь ученики бывают разные. Есть палитра технологий, которые использует учитель. В этом смысле театральная педагогика – такая редкая технология, которая не менее важна, чем умение работать с интерактивной доской.

Может ли учитель выстроить преподавание так, чтобы девочка, которая уже все сделала, хоть на секунду перестала зевать на уроке, а мальчик, который ничего не понимает, хоть на секунду ушел из своего «аута»? Тут подходы театральной педагогики могут быть полезными. Но этот аргумент, конечно, упрется в контраргумент: «А где же взять таких людей, которые будут что-то театральное в школе делать?» Это, конечно, вопрос. Я считаю, для того чтобы школа взяла направление в сторону театральной педагогики, нужно глубоко изучить эту технологию. Для начала следовало бы провести семинары с приглашением компетентных людей в этой области.

При слове «театр» у человека в сознании возникает МХАТ, он переворачивает афишу и уходит. Проблема в том, чтобы расширить это слово на более актуальные для учителя рабочие ситуации. Например, невозможно представить учителя начальных классов, который бы не играл. Но важно, чтобы он поставил перед собой вопрос: что я в этой области делаю, как? Или совсем другое направление – ситуация индивидуальной успешности. Учитель ставит перед собой реальную задачу – выстроить отношения с учеником. Можно ее решать психологически, теоретически, разбирать, какие есть проблемы у учителя, какие – у ученика. На практике эту задачу можно решить театральными средствами.

Презентация.

Я думаю, что у каждого учителя в педагогической копилке были и есть театральные проекты (на чем и основана театральная педагогика). Это я говорю о внеклассных мероприятиях, посвященных каким-либо знаменательным датам или предметным мероприятиям. Например, с учителями-словесниками мы проводили литературно-музыкальные мероприятия, посвященные В.С.Высоцкому, М.Ю.Лермонтову. Посмотрите некоторые фрагменты. Здесь были задействованы ребята не только одного класса. (Слайды - № 2-8 - Высоцкий; № 9-27 - Лермонтов) В моей педагогической деятельности было немало театральных проектов, которые расцвечивали ученические будни моих ребят. Если говорить о предметных проектах, то это литературные гостиные, литературные салоны, кафе, где дети не только стихи читают, но и поют романсы, разыгрывают сценки, танцуют, к тому же сами готовят декорации, шьют костюмы. Процесс подготовки к таким мероприятиям захватывает ребят, даже самые скромные желают получить свою роль. (Слайды - № 28-43)

При изучении поэзии «Серебряного века» я разрабатываю театральные проекты в форме пресс-конференций. (Слайд - № 44) Одних захватывает Марина Цветаева, других – Борис Пастернак, третьих – Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. У каждого из ребят также есть своя роль (журналисты, редакторы, исследователи, чтецы). В процессе работы убеждаюсь, что театральная педагогика – это не просто театр, а это та область, в которой даже самый скромный ученик может почувствовать себя успешным. Главное, что такие проекты имеют отношение к реальной ситуации понимания, переживания и образования ребенка.

Театральная педагогика предоставляет широкое поле деятельности не только для словесников, но и для всех предметников. Например, на пороге праздника урожая можно организовать театрализованное представление с целью приобщения детей к истокам русской национальной культуры, а именно к русскому национальному творчеству. С учителями-словесниками мы организовали такой праздник. Казалось, вся школа была заинтересована нашими «посиделками». Для обустройства крестьянской избы ученики десятых, восьмых, седьмых, пятых классов приносили памятные вещи старины, записывали русские народные песни, частушки, пословицы, скороговорки. Разучивали танцы: «Кадриль», «Барыня», «Хоровод». Каждый участник справился со своей ролью и навсегда запомнил, что уважение и любовь к традициям прошлого – это важная составляющая будущего. (Слайды - № 45-57)

Конечно, театральная педагогика вещь страшно затратная, прежде всего с точки зрения времени, но с другой стороны, видимо, эта «дороговизна» естественна. И на эти затраты нужно идти, не надо пугаться сложностей. Рано или поздно этим придется заниматься, потому что это вопросы качества образования. Имеется в виду качество восприимчивости, качество освоения материала. Театральная педагогика дает высокую результативность. Все ускоряется, дети глубже и быстрее усваивают материал в состоянии вдохновения.

Мне кажется, театр для любого ребенка – огромная возможность с самим собой познакомиться. Дети любят маски. Им дается возможность примерять разные личины. Для кого-то это связано с социализацией, для кого-то с возможностью себя реализовать, кого-то увлекает сам процесс. Вот мы начинаем репетировать с детьми и обсуждаем: а почему герой эту фразу сказал? На что он отреагировал? Почему так сказал, а не иначе? Что чувствовал в этот момент? Эта попытка мыслить очень важна, особенно для подростка. Подросток ведь зачастую не видит никого вокруг. Кругом живые люди, а он живет в своем изолированном мире. А на репетициях он вольно или невольно начинает думать, замечать какие-то важные вещи, которые касаются других людей. Он начинает ощущать, что люди должны друг с другом общаться и что это очень интересно.

В прошлом учебном году нам с десятиклассниками некогда было скучать: кроме литературных мероприятий мы участвовали во Всероссийском конкурсе «Мы вместе!» В течение нескольких месяцев ребята были задействованы в театрализованных представлениях, ученики 7 класса также принимали участие, классный руководитель Артюхина Л.В. Десятиклассники были награждены поездкой в Анапу и там достойно представили РБ. (Слайды - № 58-88 – это только некоторые моменты большого представления).

На курсах ораторского мастерства также присутствуют элементы театральной педагогики (Слайд № 89)

Родители часто спрашивают: «Как бороться с компьютером?» А с ним бороться не надо! Ему надо что-то противопоставить. Как сделать так, чтобы дети говорили на интеллектуальные темы? На репетициях предоставляется такая возможность. И обстановка способствует творчеству, внутренней свободе. Значит, искусство необходимо для достижения гармонии. Значит, искусство обязательно должно быть, чтобы мы не получили специалиста, «подобного флюсу». Школа – это не совокупность предписаний по разным предметам. Это социальный институт, который в современных условиях не может не ставить перед собой задачу развития свободной личности. Иначе, что нас ждет в будущем?

А если ребенок интеллектуально не очень силен, что с ним делать? Вполне возможно, что у него есть дарование, о котором мы и не подозреваем. Например, ребенок рос в таких условиях, которые не давали ему возможности развиваться. И что тогда с ним делать, если в школе нет предметов, связанных с искусством, с развитием способности чувствовать? Как с таким ребенком быть – учить его на низком уровне и считать, что выполнили социальный заказ? Как раз здесь необходима «компенсация» искусством.

Думаю, созданная в школе интеллектуальная, духовная среда способствует формированию свободной личности и мотивирует ребенка на постоянное развитие (в том числе и на саморазвитие), и есть та цель, к которой стремится в конечном итоге любое общеобразовательное учреждение. А развивающийся в этой среде эмоциональный интеллект во многом способствует дальнейшей жизненной успешности наших детей. И, конечно, в формировании этого интеллекта, в его развитии огромную роль играет именно театральная педагогика. Работа театральных студий в школе – это определенная идеология. И, конечно, театральная педагогика не должна этим ограничиваться. Есть еще и урок. Например, уроки словесности. Прочтение многих произведений проходит в театрализованной ферме. Слово сказанное, слово прочитанное, слово, окрашенное эмоционально – совсем разные слова, по-разному воздействующие на эмоциональную сферу ребенка. Мы говорим, что дети не читают, что молодежь безграмотная. Да, они, возможно, читают не так много, как читали мы. Но мы прекрасно знаем, что конфликт отцов и детей придуман не в двадцать первом веке. Поэтому отцы всегда были лучше детей. Так вот наша «нечитающая» молодежь на самом деле думает, хотя читает маловато, но рассуждает и философствует. Театральная же педагогика занимает в ее образовании не последнее место.

Когда приходят новые документы, федеральные государственные образовательные стандарты, всегда ищешь созвучие с тем, что ты уже сделал, что тебя интересует и что ты считаешь важным. Так в новых ФГОС есть траектория индивидуального развития личности. Это созвучно тому, что предлагает педагогика искусства. Еще Ломоносов предлагал искать талант, заложенный в каждом ребенке.

Можно по-разному организовать жизнь школы, школьную среду. Что-то можно перемещать во внеурочную деятельность. Но урок – это основная ячейка, и если всю эстетику перевести только во внеурочную деятельность, это будет неправильно! Безусловно, театральная педагогика присутствует на уроках словесности, но приемы педагогики искусства могут присутствовать и на уроках физико-математического, естественно-научного циклов. Если захотеть научить ребенка плавать, то он должен хотя бы попасть в воду. Так вот на уроке ученик и попадает в мир искусства.

И все-таки несколько слов хотелось бы сказать о традициях, которые делают школьные годы запоминающимися, если в них принимает участие весь педагогический коллектив. Вообще существуют только те традиции, которые обнаружили свою жизнеспособность. Например, театрализованный День знаний. В последнюю неделю августа в школе уже должна закипать жизнь. Учителя с учениками могут поставить маленький спектакль, стараясь, чтобы этот день стал особенным для первоклассников. (Слайды - № 90-97)

  • В октябре - театрализованный праздник урожая. Ярмарка – большое мероприятие года, в котором задействованы и учителя, и родители, и ученики.
  • Рождество и Новый год – традиционный новогодний спектакль.
  • В феврале, на День влюбленных, можно организовать встречу выпускников, влюбленных в школу.
  • В канун Дня защитника Отечества - фестиваль военной и патриотической песни.

Вот и Масленица! Грандиозный праздник на улице с возведением снежной крепости, спектаклем, русскими песнями и блинами. И последний в году – театральный фестиваль, младшие и средние классы готовятся к показу спектаклей.

Все вышеперечисленные мероприятия и еще много других театральных проектов помогают детям накопить фермент радости, счастья.