Приемы технологии формирования критического мышления учащихся

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: кластер, критическое мышление, структурно-логические схемы, методика наборного полотна, компетентностно-ориентированные задания


По мнению великого русского писателя  Льва Николаевича Толстого, «Человек немыслим вне общества», и приобщение человека к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям р мире, накопленным предыдущими поколениями, начинается с образования. Образование основано на получении систематизированных знаний, освоений умений и навыков и направлено, прежде всего, на развитие личности. Это не только обучение, но и воспитание человека, его нравственных и гражданских качеств. Образованность является основой его нравственных и гражданских качеств. Образование является основой общей культуры человека и общества, одним из важных показателей социального прогресса. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников, созидательных и активных граждан. Образованный человек способен достичь намеченных жизненных целей, благополучно существовать , добиться успеха в профессиональной карьере, повысить свой престиж. Он может надеяться сделать карьеру в бизнесе, политике, в сфере культуры и быть полезным обществу.

Именно поэтому в современном мире уделяется такое большое внимание образованию, как развивающейся, динамической, социальной системе, позволяющей стать стратегической основой для совершенствования человеческого социума. По мнению ученых, увеличение объёма новой информации, на которой было основано образование до введения образовательных стандартов второго поколения, резко сокращает долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. Кроме того, ученые считают, что больше 25%тех видов деятельности, которые будут востребованы в 21-м столетии, сегодня еще не существуют, а те, которые сейчас есть, существенно изменятся. Людям будут  нужны абсолютно новые знания и навыки. Поэтому основой современного образовательного процесса должны стать методы и приемы, направленные на формирование таких форм мышления обучающегося, которые помогут ему ориентироваться в безбрежном мире информации, отличать верную версию о лживой, находить причины ошибок, т.е. критически оценивать полученные знания. 
Учитель становится важным звеном в этом процессе. Он может препятствовать или способствовать ему.

Психологи К.Уейд и К.Таврис считают, что критическое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств.

Руководствуясь этим определением можно сформулировать основные умения и навыки, которые формируются в образовательном процессе.

Итак, критически мыслящий человек:

  • поднимает и формулирует жизненно важные вопросы и проблемы;
  • собирает, оценивает и эффективно интерпретирует относящуюся к делу информацию;
  • проверяет полученные выводы и принятые решения в соответствии с релевантными критериями и стандартами;
  • признает и оценивает допущения, скрытые смыслы и практические последствия;
  • эффективно общается с партнерами, решая сложные проблемы, аргументируя свою точку зрения.

Приемы формирования критического мышления должны быть основаны на том, что потребность в нем появляется с необходимостью проверки достоверности суждений, высказываемых людьми - нами самими или другими.

Критическая мысль не поверхностна, она глубока, избегает категорических выводов. Умение мыслить критически, прежде всего, выражается в следовании правилам логики. Основными психологическими действиями, способствующими развитию критического мышления, являются:

  1. Умение задавать вопросы, интерес.
  2. Корректное определение проблемы.
  3. Отличие фактов от мнений.
  4. Исследование фактов и доказательств.
  5. Анализ идеи, предложения.
  6. Контроль над эмоциями в объяснениях.
  7. Упрощение без утраты сущности.
  8. Терпимость к неопределенности.
  9. Умение мыслить на перспективу (критическая позиция)
  10. Умение мыслить нестандартно.

Составляя задания, направленные на развитие критического мышления учащихся, нужно учитывать навыки, используемые в нем:

  1. Наблюдать – значит видеть и замечать кого-либо/что-либо.
  2. Описывать  - значит говорить как кто-либо/что-либо выглядит.
  3. Сравнивать  -  значит сопоставлять сходства и различия между людьми или вещами; оценивать что-либо и соизмерять с другими вещами.
  4. Определять – значит показывать или доказывать существование кого-либо/чего-либо; узнавать кого-либо/что-либо  как конкретную личность/вещь.
  5. Ассоциировать - значит умственно делать связи между людьми или вещами; соединять людей или вещи по принципу их взаимодействия.
  6. Заключать – значит делать выводы на основе имеющейся информации или фактов; косвенно предполагать истинность чего-либо.
  7. Прогнозировать – значит предполагать, что произойдет в будущем, предсказывать что-либо.
  8. Применять – значит делать заявление, создавать руководство и т.д. для извлечения наибольшей эффективности в конкретной ситуации, применять что-либо, значит использовать в соответствии, извлекать практическую пользу из чего-либо. 

В соответствии с этим навыками ученики должны уметь:

  1. Описывать  ситуацию другим.
  2. Проверять, имеется ли необходимая информация и не предвзяты ли они в своих суждениях.
  3. Соотносить ситуацию с собственными убеждениями.
  4. Выражать эмоции для указания важности, но не предвзятости поведения.
  5. Задавать вопросы о возможных результатах.
  6. Анализировать различные способы действия и условия устранения недостатков и ограничений.
  7. Коллективно обсуждать способы действия. Решать какие способы являются наилучшими и что необходимо для этого сделать. 

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Американские педагоги Дж. Стил , К.Мередит и Ч.Тампел разработали технологию такого развития посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности, потому  она вполне может использоваться на уроках естественно-научного цикла. Технологический  алгоритм урока с набором приемов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определенных этапах представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов
Имеющиеся знания
Интерес к получению новой информации
Постановка учеником собственных целей обучения

Осмысление содержания
Получение новой информации
Корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия
Размышление, рождение нового знания
Постановка учеником новых целей обучения

Выбор методических приемов зависит от уровня подготовки учащихся, степени усвоения материала, формы урока и т.д. В таблице 2 укажем приемы и методы, которые можно использовать на уроках на каждом этапе.

Таблица 2

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Вызов (активизация)

Направлена на вызов у учащихся имеющихся знаний по этому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Вспоминают, что известно по этому вопросу, делают предположения, систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Составление списка известной информации
Графическая систематизация материала – кластеры, таблицы
Верные и неверные утверждения
Перепутанные логические цепочки
Игровые элементы: «снежный ком», «Шерлок Холмс» и т.д.

Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с ново информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому.

Читают, слушают, используют активные методы чтения, делают пометки на полях, составляют логические структурные группы – опорные конспекты, структурно-логические схемы и т.д., ведут записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:
Маркировка с использованием условных значков
Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, маршрутных листов (используя схематичную кодировку информации)
Составление графических карт-пазлов темы
«Мозговой штурм»

Рефлексия

Возвращение к первоначальным записям – предположениям, направление на внесение изменений, дополнений, творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

Соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

Заполнение кластеров, таблиц
Установление причинно-следственных связей между блоками информации
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
Ответы на поставленные вопросы
Организация устных и письменных круглых столов
Организация дискуссий
Исследования отдельных вопросов темы.

Рассмотрим практические примеры приемов, которые могут использоваться на каждом этапе.

1. Кластеры, СЛС

2. Физические диктанты «Верю – не верю»

Номера заданий располагаются в области соответствующего ответа на карте ответов.

  1. Простой механизм - это преобразователь силы.
  2. Любое твердое тело можно использовать как рычаг.
  3. Чтобы рычаг дал выигрыш в силе, отношение его плеч должно быть равно 1.
  4. Если на доске качаются ребята различного веса, им нужно сесть на одинаковом расстоянии от опоры.
  5. Чтобы уравновесить груз массой 5 кг на конце рычага длиной 1 м грузом в 20 кг, точку опоры нужно поместить на расстоянии 20 см от большого груза.
  6. Наклонная плоскость – это разновидность рычага.
  7. Клин – разновидность наклонной плоскости.
  8. Блок дает выигрыш в силе.
  9. Подвижный блок может дать выигрыш в силе в 4 раза.

3. Логические игры

А) «Снежный ком». Игра строится по принципу детской игры, но в качестве ключевого слова берется какая-либо физическая величина, явление, понятие. Участники делятся на группы. Игра начинается с характеристики выбранного ключевого слова. Каждая группа добавляет к сказанному соперниками предложению по одному свойству, уточнению. Проигрывает та группа, которая не сможет повторить весь составленный текст или добавить новое уточнение.

  • 1 группа: Простой механизм.
  • 2 группа: Простой механизм – преобразователь силы.
  • 3 группа: Простой механизм – преобразователь силы, может изменить ее направление.
  • 4 группа: Простой механизм – преобразователь силы, может изменить ее направление или величину.
  • 5 группа: Простой механизм – преобразователь силы, может изменить ее направление или величину. Наклонная плоскость – пример простого механизма.

Б) «Шерлок Холмс» Игра заключается в перечислении всех характеристик явления, величины или понятия, загаданного учителем или его помощником.

Каждая группа называет по одному уточнению. Не сумевшие продолжить выбывают из игры.

Учитель: «Я потерял блок. Помогите мне его найти»

  • 1 группа: Бывает подвижный и неподвижный.
  • 3 группа: Неподвижный меняет направление действующей силы и т.д.
4. Использование карточек-сорбонок, скайн-карт и т.д.

Есть два способа колки поленьев. В первом случае полено ударяют быстро движущимся топором. Во втором – слабым ударом загоняют топор в полено, а потом, взмахнув топором с насаженным поленом, бьют обухом о колодку. Объясните механические явления, наблюдаемые при каждом способе.

5. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)

Для составления таких заданий используется методика их разработки, представленная в таблице.

Таблица 3

Что дано

Что нужно определить

Описание явления, процесса, наблюдаемого в окружающей жизни.

- узнать или объяснить явление 9 в зависимости от уровня сложности задания)
- предложить способ использовать это явление в ругой ситуации или предотвратить данный процесс и т.д.

Описание технического устройства, способа применения в технике тех или иных изученных физических явлений.

- узнать явление, лежащее в основе принципа действия данного устройства
- оценить достоинства или недостатки использования данного устройства или механизма
- предложить (выбрать из предложенного) способы безопасного использования описанного устройства.

  1. Описание цели исследования, гипотезы опыта или наблюдения

- предложить план проведения исследования зависимости одной физической величины от другой
- выбрать оборудование (предложить экспериментальную установку)для проверки выдвинутой гипотезы

Описание результатов наблюдений или опыта в виде таблицы, графика, текста

-сделать вывод (выбрать один из выводов) на основании полученных результатов
-оценить значение параметра, характеризующего полученную в опыте зависимость физических величин
-оценить достоверность полученных результатов, исходя из заданных погрешностей измерений.

Пример КОЗ

6. Методика наборного полотна

Очень важным является обучение самостоятельному составлению таких заданий. Для этой цели может быть использована методика наборного полотна.
Ребятам выдаются базовые карточки определенного цвета с физическими величинами ( в дальнейшем карточки могут выбираться учащимися вслепую) , из которых они должны составить зависимости, добрав дополнительные карточки из базовой коробочки (они меньше по размеру, содержат набор физических величин, знаки алгебраических операций, цвет отличен от базовых). Задача заключается в том, чтобы по составленным формулам составить текст задачи. Оценивается полнота и правильность подачи материала, литературная оболочка задачи.

В заключение хотелось бы отметить, что самое важное в технологии критического мышления – это создать условия для постановки учащимися собственных целей обучения, помочь им в определении пути для их достижения и посредством разнообразных стратегий, приемов и методов сопровождать их по выбранному маршруту. Далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока, поэтому гораздо больший смысл имеет тематическое планирование. Изучение темы, а значит, и сам технологический цикл, может занимать несколько уроков, при этом стадии могут повторяться неоднократно. Технология реализации критического мышления предлагает для выбора целый спектр стратегий, приемов и методов, и этот перечен6ь не является закрытым, он пополняется, учитель может использовать свои приемы, которые он считает наиболее эффективными в достижении целей урока.

Используемые источники информации:

  1. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. / Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 1996.
  2. Ружиэйро В.Р. Мышление : пятнадцать уроков для начинающих авт. / Винсент Р. Ружиэйро; авторизованный пер. с англ. Андрея Станиславского. — Москва : Флинта : Наука, 2006. — 437, [2] с.
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c.
  5. Фостер К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления // Перемена. 2004. № 4. С. 38-43.
  6. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. 503 с. (Университетское КМ)
  7. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов. Самара: Профи, 2002.
  8. Critical Thinking — http://www.criticalthinking.org/ (Университетское КМ)
  9. Библиотека PsyFactor — http://www.psyfactor.org/lybr7.htm
  10. https://kopilkaurokov.ru/fizika/testi/kompietientnostno-oriientirovannyie-zadaniia-po-fizikie