Библиотечный час "Путешествие в мир басен Ивана Андреевича Крылова" (5-й класс, слабослышащее отделение)

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 5

Ключевые слова: И.А.Крылов, басня, биография, творчество, драматизация, памятники, портрет, язык , художественные приёмы , персонажи басен


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Соавтор:
Ёлкина Мария Анатольевна,
педагог-библиотекарь

Цель: создание условий для обобщения и закрепления знаний обучающихся о жизни и творчестве баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Задачи:

  • использовать современные технологии (компьютерные, здоровьесберегающие, личностно ориентированные);
  • применять диалоговые приёмы общения;
  • совершенствовать речевую деятельность детей в целеполагании, дисциплинированности и познавательной активности в ходе библиотечного часа;
    развивать навыки грамотной речи, творческую инициативу;
  • упражнять в устойчивости внимания, переключении и сосредоточенности  на всех этапах библиотечного часа;
  • воспитывать культуру общения, культуру речи, интерес к творчеству И.А.Крылова;
  • развивать, активизировать слуховое восприятие, формировать произносительные навыки.

Тип: комбинированный, обобщающий.

Функция: просветительско-формирующая.

Методы: словесные, наглядные, творческо-деятельностные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.

Форма организации учебной деятельности: круглый стол.

Возрастная категория: 5 «А» класс отделения слабослышащих детей.

Обязательные правила общения за круглым столом:

  1. С уважением относиться друг к другу.
  2. Любое мнение, высказывание по теме, заслушивать внимательно.
  3. Пока один говорит, все его слушают.
  4. О своём желании взять слово, ответить – необходимо поднять руку.

Организация библиотечного часа:

  1. Учёт психофизиологических особенностей при восприятии материала.
  2. Смена видов деятельности: игровых, произносительных, двигательных, слуховых, зрительных, продуктивных, коммуникативных, чтение (восприятие) худ-ой литературы.
  3. Использование музыкальной паузы в процессе драматизации басни «Стрекоза и Муравей».
  4. Применение динамической паузы.

УМК: Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-038252-6

Оборудование:

  • карточки с названиями басен А.И.Крылова;
  • иллюстративный материал;
  • речевые карточки со словами; компьютер, проектор, фонетический экран;
  • портрет И.А.Крылова;
  • фотография памятника баснописцу в Летнем саду;
  • выставка книг: сборники басен И.А.Крылова, книги о баснописце и его творчестве;
  • выставка рисунков обучающихся 5 «А» класса отделение слабослышащих детей;
  • стенгазета «Басни И.А.Крылова» (с вопросами, иллюстрациями, статьями о басне, морали, аллегории).

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка наборов открыток по басням И.А.Крылова, детские иллюстрации к басням И.А.Крылова, выставка книг баснописца.

Приложение 1

Приложение 2

Содержание библиотечного часа

  1. Организационный момент (приветствие, целевая установка).
  2. Повторение изученного материала (учебник, стр. 132-133) Дети произвольно отвечают, при затруднении опираются на информацию в учебнике.
  3. Речевая деятельность (выразительное чтение изученных программных произведений И.А.Крылова, пояснение слов-историзмов, хоровое проговаривание крылатых выражений, анализ).
  4. Тренировка памяти (чтение монолога Лисы из басни «Ворона и Лиса», драматизация басни «Стрекоза и Муравей»).
  5. Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга.
  6. Знакомство с картиной Карла Брюллова, посвящённой И.А.Крылову. (Описание картины Карла Брюллова «Портрет И.А.Крылова»)
  7. Защита творческих работ учащихся – рисунков к басням И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей». «Зеркало и Обезьяна».
  8.  Подведение итогов, рефлексия, «взгляд в себя».
  9. Домашнее задание.

В читальном зале школьной библиотеки вниманию детей представлены плакаты с высказываниями писателей о баснописце А.И.Крылове.

1. Организационный момент

(Слайд №1)

Приветствие. Целевая установка (слуховая разминка, учитель «уходит» за фонетический экран, дети воспринимают знакомый речевой материал на слуховой основе и проговаривают)

Учитель Раиса Ивановна: слуховая разминка «Послушай, повтори» (Слайд №2)

Мартышка к старости слаба глазами стала...
Вороне где-то бог послал кусочек сыру...
Мартышка в Зеркале увидя образ свой…
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела…
Ворона каркнула во всё воронье горло.

2. Повторение изученного материала

Игра: «Прочитай строку, назови басню» (Слайд №3)

Дети: Голубушка, как хороша! Басня «Ворона и лисица».

Дети: Не оставь меня, кум милый. Басня Стрекоза и муравей».

Дети: То их понюхает, то их полижет. Басня «Мартышка и очки».

Дети: Мартышка, в Зеркале увидя образ свой… Басня «Зеркало и обезьяна»,

Библиотекарь Мария Анатольевна: (показ портрета И.А.Крылова) (Слайд №4)

- Ребята, вы узнали, кто изображён на портрете?

Дети: - Иван Андреевич Крылов.

Мария Анатольевна: - Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности. Басни Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаём удивляться проницательности Крылова.

Вам знакома басня поэта-баснописца «Зеркало и обезьяна»? В этой басне Обезьяна насмехается сама над собой, не узнаёт своё отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, Мартышка разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Раиса Ивановна: - Ребята, предлагаю вам прочитать афоризмы – это крылатые выражения из басен Крылова (дети считывают с экрана речевой материал, либо проговаривают с опорой на память) (Слайд №5)

Предлагаю вам литературную игру.

«Прочитай строку, назови басню» (Слайд №6)

Дети: Какие пёрышки, какой носок! Басня «Ворона и лисица».

Дети: Ты всё пела? Это дело! Так поди же, попляши! Басня «Стрекоза и муравей».

Дети: Мартышка к старости слепа глазами стала. Басня «Мартышка и очки».

Дети: Мартышка, в Зеркале увидя образ свой…Басня «Зеркало и обезьяна».

Повторение изученного материала: «Подумай и ответь» (учебник, стр. 132-133) Дети произвольно отвечают, при затруднении опираются на информацию в учебнике (Слайд №7)

Мария Анатольевна: Молодцы, ребята. Над баснями Иван Андреевич Крылов работал очень старательно и долго, отделывая их до совершенства. Когда Крылову Ивану Андреевичу исполнилось 50 лет, он выучил самостоятельно ещё один язык – греческий.

Мини-викторина (Слайд №8)

3. Речевая деятельность

Выразительное чтение изученных программных произведений И.А.Крылова, пояснение слов-историзмов, хоровое проговаривание крылатых выражений, анализ.

Раиса Ивановна: Ребята, я предлагаю вам прочитать басни, с которыми вы уже познакомились, определить мораль и проанализировать. Кто хочет первый начать? (произвольный выбор детей).

Выразительное чтение басни «Мартышка и очки» (Слайд №9)

  • Мораль басни «Мартышка и очки»
  • Анализ басни «Мартышка и очки»
  • Басня «Мартышка и очки» - хоровое проговаривание крылатых выражений

Мартышка к старости слаба глазами стала...
Тот дурак, кто слушает людских всех врак…

Выразительное чтение басни «Ворона и лисица» (Слайд №10)

  • Мораль басни «Ворона и лисица»
  • Анализ басни «Ворона и лисица»
  • Басня «Ворона и лисица» - хоровое проговаривание крылатых выражений

Вороне где-то бог послал кусочек сыру...
Ворона каркнула во всё воронье горло.

Выразительное чтение басни «Зеркало и обезьяна» (Слайд №11)

  • Мораль басни «Зеркало и обезьяна»
  • Анализ басни «Зеркало и обезьяна»
  • Басня «Зеркало и обезьяна» - хоровое проговаривание крылатых выражений

Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

4. Тренировка памяти

Чтение монолога Лисы из басни «Ворона и Лиса», драматизация басни «Стрекоза и муравей». (Слайд №12)

Раиса Ивановна: Ребята, как надо читать произведение? (выразительно). Кто самый смелый? Кто прочитает наизусть монолог лисы? Мария Анатольевна послушает, ей будет очень приятно (вербальная деятельность Екатерины, Виктории, Артёма)

Раиса Ивановна: А сейчас ваши товарищи продемонстрируют своё искусство, представят вашему вниманию басню «Стрекоза и муравей» (драматизация басни с участием: Виолетты, Валерии, Семёна) (Слайд №13)

Раиса Ивановна: Ребята, предлагаю вам поиграть. Игра: «Рассыпалась басня «Мартышка и очки». Её надо собрать. Я буду читать басню, вы внимательно слушаете, повторяете фразу, выбираете соответствующую фразе картинку и располагаете её в определённом порядке на доске, в соответствии с текстом. (Слайд №14)

(Слайд №15) А теперь давайте сравним, правильно ли вы собрали басню (дети сравнивают последовательность картинок из басни «Мартышка и очки» на экране и на доске).

Интересные факты из жизни Ивана Андреевича Крылова (Слайд №16)

5. Знакомство с памятником Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга

(Слайд №17)

Мария Анатольевна: Ребята, в городе, который очень любил Крылов, установлен памятник в 1855 году. Какой город очень любил Крылов?
Дети: Санкт-Петербург.

Мария Анатольевна: Памятник Крылову стал одним из первых памятников русским литераторам и первым из них, установленным в Санкт-Петербурге. Бронзовый памятник изображает сидящего на камне баснописца, он держит в руке перо и тетрадь.

(Слайд №18)

Гранитный пьедестал с надписью «Крылову 1855 год» украшен персонажами басен Крылова — бронзовыми изображениями людей и животных из разных произведений («Ворона и Лисица», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», и других).

Высота памятника – 3 метра, высота основания – 3,5 метра.

6. Знакомство с картиной Карла Брюллова, посвящённой И.А.Крылову

Описание картины Карла Брюллова «Портрет И.А.Крылова». (Слайд №19)

Мария Анатольевна: Художник Карл Брюллов, выполнил прекраснейший портрет баснописца И.А. Крылова. Как можно заметить, Крылов изображён в зрелом возрасте, об этом говорит его лицо, пряди волос, которые уже успели поседеть и беспорядочно опускаются на вески и лоб писателя.
Особенно качественно был передан художником взгляд Крылова, который наполнен мудростью, которая присуще писателю в жизни.

Защита творческих работ учащихся – рисунков к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна» (обучающиеся представляют свою творческую работу, анализируют, комментирует Мария Анатольевна).

7. Подведение итогов. Рефлексия

Взгляд внутрь себя (Слайд №20)

Мария Анатольевна: В какой мир мы совершили путешествие?

Чем занимался Иван Андреевич Крылов?

  • Сегодня я узнал...
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…

Ребята, вам понравилось путешествие в басенный мир И.А.Крылова?

Можно ли сказать, что басни И.А.Крылова устарели? Почему?

Басни Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) называют копилкой народной мудрости. И каждый день мы встречаемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, Осёл, Козёл и косолапый Мишка. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас среди людей встречается труженик-Муравей, бездельница Стрекоза, глупая Мартышка и другие.

8. Домашнее задание

Мария Анатольевна: Предлагаю вам посетить библиотеку, познакомиться с другими баснями И.А.Крылова, а затем выполнить рисунки по басням, чтобы пополнить нашу выставку. Всем спасибо за работу, вы все молодцы, до следующих встреч!

(Слайд №21) За работу всем спасибо! Вы, ребята, МОЛОДЦЫ!

(Слайд №22)

Литература

  1. Архипов В.А. И.А.Крылов. Поэзия народной мудрости – М., 1974.
  2. Иванов В.М. Ларец мудреца. – Л., 1973.
  3. Калганова Т. Анализ басен Крылова И.А. // Литература, № 1, 2006, стр.6–8.
  4. Крыловский вечер в школе. – Детгиз, 1969.
  5. Крылов И.А. Басни. – М., 1984.
  6. Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся // Литература, № 14, 2005 стр. 12.

Интернет-источники

  1. https://citaty.info/man/ivan-andreevich-krylov
  2. http://flaminguru.ru/af47.html
  3. https://deti-online.com/basni/basni-krylova/
  4. https://deti-online.com/basni/basni-krylova/vorona-i-lisica/
  5. http://dvorspb.ru/sights/architecture/monuments/monument-krilov/
  6. https://ru.freepik.com/free-vector/monkey-chinese-horoscope_984949.htm
  7. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-karla-bryullova-portret-i-a-krylova/