Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования

Разделы: Инклюзивное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование


«Включающее образование это шаг на пути
достижения конечной цели – создания включающего
общества, которое позволит всем детям и
взрослым, независимо от пола, возраста, этнической
принадлежности, способностей, наличия или
отсутствия нарушений развития, участвовать
в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
В таком обществе отличия уважаются и
ценятся, а с дискриминацией и предрассудками
в политике, повседневной жизни и деятельности
учреждений ведется активная борьба» [1].
Митчелл Дэвид

История и современность

Cлово «инклюзия» — inclusion — произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

Инклюзия — центральная идея развития современного образования, затрагивающая глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. В основе инклюзии лежит идея включающего общества. Она означает что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения. Важно, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав во всех видах деятельности. За этим стоит глубокая философская проблема — проблема отношений «Я и Другой», проблема формирования нашего сознания в условиях социального взаимодействия. Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление.

Но само общество и его социальные институты (образование, культура, рынок труда и т.д.) вырабатывает нормы, которые регулируют социальное взаимодействие. Одной из таких норм, или социальных стереотипов, было отторжение людей с инвалидностью, их социальная изоляция. Когда к нам приезжают эксперты из-за рубежа, они всегда высказывают удивление: « О какой инклюзии вы говорите, мы не видели на улицах города ни одного инвалида. Где вы их прячете?». Сегодня инвалидность получает новую трактовку и рассматривается не как особенность человека, а как «барьеры» самого общества.

Идея инклюзии возникла в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений. Идеология инклюзии (включающего общества) сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации и при отсутствии дискриминации по любому признаку. Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дал такое определение: «Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся».

Таким образом, инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества. Инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физической состояние.

Принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:

  • признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
  • повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
  • изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
  • анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
  • проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
  • различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
  • признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Принципы инклюзии определяют новую парадигму образовательных отношений:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Дэвид Митчелл, признанный международный эксперт в области инклюзивного образования, утверждает, что «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)» [3]. Он вывел «формулу» для описания составляющих инклюзивного образования:

ИО=В+О+5К+П+Рс+Рк,

где

В – видение (т.е. знание об актуальном состоянии и наличие прогноза на развитие и обучение),
О – определение в школу,
5К – 5 компонентов (адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное обучение, адаптированная среда, право на образование),
П – поддержка,
Рс– ресурсы,
Рк– руководство.

Думается, что успех инклюзивного образования зависит от всех указанных компонентов. Заблуждением является то, что инклюзивное образование создается только для детей с инвалидностью.

Трудности внедрения инклюзивного образования в нашей стране

По данным официальной статистики, 38 тыс. детей в России сегодня исключены из образования. Половина из них – по причине здоровья.

С 1 сентября любой ребенок, проживающий рядом со школой, имеет право учиться в ней. Готова ли школа дать качественное образование всем детям, которые в нее придут? Именно в готовности школ к инклюзии и заключается первая проблема. Готовность – понятие системное, оно включает в себя много показателей.

Готовность здания школы принять детей с двигательными нарушениями и обеспечить им доступ, как в школьное здание, так и во все его помещения (класс, столовую, библиотеку, туалетные комнаты).

Часто появляется проблема доставки ребенка в школу.

Необходимо предусмотреть транспортную поддержку. На современном этапе с учетом того, что многие школьные здания в России старой постройки и не удовлетворяют критериям доступности (нет пандусов, лифтов, много порогов, нет поручней в коридорах, труднооткрываемые двери, неприспособленные туалеты), решение этой задачи требует серьезного финансирования.

Готовность образовательной среды учреждения соответствовать разным образовательным возможностям учеников. Обучение – это социальный процесс, это групповое действие. Помимо нового взгляда на пространство школы создание инклюзивной образовательной среды потребует анализа культурного уклада и отношений людей в школе. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного.

Готовность педагогов обучать детей с различными образовательными потребностями. Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов учителей. Для решения этой проблемы создаются программы повышения квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом, стажировки и др. Ведущую роль в решении этой проблемы может сыграть методическое сотрудничество с коррекционными педагогами, специальными психологами, с научным сообществом. Сегодня в стране изменилась стратегия в повышении квалификации педагогических кадров. В основе лежит потребность самого педагога.

Готовность всего коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать её в культуре школы. Культура имеет прямое выражение в типах и способах коммуникации участников школьного сообщества – руководителя и учителя, учителя и ученика, учителя и родителя. Коммуникация же определяется теми установками, которые есть в личном опыте человека, и теми правилами, которые выработало сообщество. Многие инклюзивные школы имеют Кодекс таких правил и культурных норм; важно, чтобы он был выработан самими участниками, а не спущен для исполнения. Ценностные изменения, к которым неизбежно приводит процесс инклюзии, должны закрепляться в культуре школе.

Анализируя сегодняшнее состояние школ России, мы хорошо понимаем, что школы не готовы отвечать всем требованиям инклюзии. Это не значит, что нужно отвернуться от этой проблемы или принять факт неготовности как «приговор» инклюзии. Любая проблема должна быть переведена в область задачи. Только рассматривая вкупе проблему готовности школы к обучению детей с ОВЗ и трудности, возникающие у самых обычных учеников, можно достичь полноценной инклюзии в этой школе. В жизни часто в борьбе за права меньшинств походя попираются права остальных людей. Попытки исключить дискриминацию, сосредоточив на ней все внимание, оборачиваются еще худшим фарсом. От инклюзивного же обучения стоит ждать улучшения качества жизни и учебы всех детей, реального равенства возможностей в раскрытии заложенного природой потенциала.

Вследствие неготовности школы к инклюзивному образованию неизбежны разного рода негативные последствия. Одним из них является формальное принятие ребенка с ОВЗ в школу, а потом старательное желание «вывести» его на домашнее обучение. Сегодня каждый 3-й ребенок с ОВЗ, обучающийся в массовой школе, получает образование на дому, что никак не способствует получению качественного образования и достижению целей его включения в сообщество сверстников.

Есть еще один серьезный риск для развития инклюзии – это наша привычка к имитации изменений и нововведений, ориентировка на краткосрочные результаты, поспешность в отчетах и показателях, порой ничего за собой не имеющих. Через это осуществляется дискредитация самой идеи инклюзивного образования, её ложная трактовка и оценка неэффективности инклюзии в целом. Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями.

Профессиональные цели и установки учителя в реализации инклюзивной практики

Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, – создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то – совершенно новые.

Рассмотрим их подробно:

  1. Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.
  2. Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы, поведения. Например, организация пространства для проезда коляски; рабочего места с необходимыми приспособлениями – держателями для ручек и карандашей, тетрадей; правильное освещение в классе; наличие увеличительных приборов; организация зоны релаксации и т.д.
  3. Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.
  4. Освоение современных технологий, методов, приемов, форморганизации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.
  5. Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстрирующих тему).
  6. Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
  7. Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Описанные выше задачи показывают, что работа учителя в инклюзивном классе специфична и требует освоения новых профессиональных умений. Каких именно? Об этом и пойдет разговор дальше.

Специфика профессиональной деятельности учителя инклюзивного класса

Прежде всего, работа в новых условиях предполагает изменение профессиональных приоритетов, индивидуального стиля деятельности учителя. Формирование ценностных установок и эмоциональное состояние детей, обучающихся в инклюзивном классе, напрямую зависят от того, на какой ценностной, моральной основе строится индивидуальный профессиональный стиль учителя. Обучение в классе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ставит учителя перед выбором дальнейшего пути развития профессиональной деятельности. Один путь – продолжать следовать известным стереотипам, воспринимая присутствие в классе такого ученика как помеху «нормальному» обучению других детей. Другой путь – принять изменения. Если педагог выбирает этот путь, то ему предстоит пересмотреть не только профессиональные, но и личностные ценности и установки. При этом основой профессиональной

деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий.

Изучение опыта работы учителей инклюзивных школ показывает, что наибольших успехов достигают те из них, кто обладает достаточной степенью личностной и профессиональной гибкости, выдержки, готовностью к решению возникающих проблем, позитивно относится к себе и результатам собственной деятельности.

Работа учителя становится эффективной, если при подготовке к уроку, организации внеклассного мероприятия проанализированы когнитивные, коммуникативные, поведенческие особенности, индивидуальный стиль усвоения материала каждого ученика класса, включая «особого» ребенка.

Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ – достаточно сложная задача для одного учителя инклюзивного класса.

Привлечение к этой работе координатора по вопросам инклюзивного образования, специалистов психолого-педагогического сопровождения – педагога- психолога, учителя-логопеда, учителя - дефектолога, социального педагога, тьютора, учителей-предметников, воспитателей и – что очень важно – родителей является необходимым для достижения поставленной цели. Поддержка администрации, создание условий для инновационной деятельности (а работа в инклюзивном классе является по-настоящему инновационной!) – еще один ресурс учителя. Только при целенаправленной работе администрации школы по формированию инклюзивной культуры, выстраиванию инклюзивной политики может состояться инклюзивная практика, которую реализует педагог.

Немаловажную роль в качестве дополнительного ресурса для профессионального роста, методической и психологической поддержки учителя играет возможность тесно сотрудничать со специалистами ресурсного психолого-педагогического и медико-социального (ППМС) центра и методического центра.

Разрабатывая индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения определяет, какие показатели будут являться критериями его достижений. При этом используются уже разработанные показатели динамики развития и освоения образовательной программы для всех детей, обучающихся на той или иной ступени. Например, планируемые результаты начального общего образования. А исходя, из возможностей обучающихся, формулируются критерии индивидуального продвижения каждого ребенка – как в освоении основной образовательной программы, так и в формировании навыков, необходимых для успешной социализации. На помощь педагогу, осваивающему азы инклюзии, приходят специальные технологии.

Литература

  1. Алёхина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». http://www.inclusive-edu.ru/stat/1/254/
  2. Гэри Банч. «Включающее образование». Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. МБА, 2008.
  3. Гэри Банч. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. МБА, 2008.
  4. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Педагогика и психология инклюзивного образования. СПб., 2002.
  5. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве) : Главы из книги: пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М.: Перспектива, 2009.
  6. Загумённов Ю.Л. Инклюзивное образование: путь в будущее. 2008. № 1.
  7. Борисова Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.: Перспектива. 2009.
  8. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. Монография / Отв. ред. Алёхина С.В. М.: МГППУ, Буки Веди. 2013.
  9. Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1.
  10. Банч Гарри Оуэн. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса: Пособие для учителей. 2-е изд. / Пер. с англ. С.Ю. Котова. М., 2008.
  11. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34. Дмитриева Т.П., Сабельникова С.И., Хотылева Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / Под ред. Е.В.Самсоновой. М., 2012. (Инклюзивное образование).
  12. Екжанова Е.А., Е.В. Резникова. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008.