Конспекты уроков по литературному чтению в 4-м классе по разделу "Поэтическая тетрадь" (часть 1)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России»


Введение

Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов.

Методическая разработка составлена по УМК «Школа России».

Методическая разработка уроков литературного чтения в 4 классе является актуальной для учителей начальных классов, работающих по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение часть 1».

Данная методическая разработка содержит 3 последующих урока по разделу «Поэтическая тетрадь №1»:

1. Внеклассное чтение «Родные поэты 19 – начала 20 веков».

2. И.А.Бунин «Листопад». Картины осени в стихах И.Бунина.

3. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1».

Проведение уроков требует использования современных технологий, методов и форм организации урока.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

В рамках уроков использовались технологии развития УУД:

  • проблемно-диалогического обучения,
  • информационно-коммуникативная,
  • игровая

Цель данной методической разработки: создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • умение прогнозировать содержание произведения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
    • увеличивать темп чтения,
    • воспринимать на слух поэтическое произведение.
  • Метапредметные.
  • Познавательные:
    • умение анализировать поэтический текст;
    • умение выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
    • умение находить в тексте эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение;
    • умение находить в книге необходимые сведенья.
  • Регулятивные:
    • умение формулировать тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читать в соответствии с поставленной задачей, осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивать свою работу на уроке;
  • Коммуникативные:
    • отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, применять правила работы в группе (распределять обязанности, договариваться о совместных действиях).
  • Личностные:
  • формирование системы нравственных ценностей (любви к природе, гордости за свою страну;
  • формирование интереса к творчеству русских поэтов.

В рамках подготовительного этапа к урокам была проведена следующая работа:

1. Внеклассное чтение «Родные поэты 19 – начала 20 веков».

Подготовительный этап:

1.Учащиеся по рекомендательному списку читают стихи одного из авторов.

2.Выбирают понравившееся произведение и учат по желанию наизусть.

3.Индивидуально, парами или группой готовят краткую биографию поэта.

4.Размышляют, почему поэтов называют родными.

5.Оформляют выставку книг.

2. И.А.Бунин «Листопад». Картины осени в стихах И.Бунина.

Приносят к уроку краски и цветные карандаши.

3. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1».

Подготовительный этап:

1. Договориваются и делятся на команды.

2. Дают названия командам.

3. Выбрают капитанов команд.

4. К слову поэт и сочиняют акростих.

5. Повторяют полученные знания по разделу.

«Поэтическая тетрадь №1»

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:

Для учителя и учащихся:

  • Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова).
  • Художественная литература.

Методические пособия:

  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс
  • Печатные пособия:
    • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
    • Детские книги разных типов из круга детского чтения.
    • Портреты поэтов и писателей.

Технические средства:

  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран.
  • Ноутбук.
  • Стеллаж для выставки книг.
  • Презентации.

Время проведения 1 урока: 45 минут

Тема урока: «Родные поэты 19 – начала 20 веков о природе». Внеклассное чтение

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русских поэтов.

Задачи:

  • на примере поэтических произведений показать, как воспевали красоту родного края мастера слова;
  • развивать умение выразительно читать и анализировать поэтический текст;
  • воспитывать чувство любви к родной земле и природе.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности

(слайд 2)

Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать!

3. Актуализация знаний

- Отгадайте загадку.(слайд 3)

Гостьи к нам пришли: Седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает.

- Отгадайте. Обоснуйте свой ответ.

- Рассмотрите иллюстрацию-отгадку. (слайд 4)

- Сколько времён года вы увидели?

- Какое задание вы выполняли при подготовке к уроку?

1) Найти книгу одного из авторов по рекомендательному списку.

2) Прочитать стихи.

3) Выучить по желанию 1 стихотворение.

4) подготовить краткое сообщение об авторе.

(Готовиться к уроку можно индивидуально, в паре, группой)

Подумать!? Почему этих поэтов называют родными?

Рекомендательный список к уроку:

(Е.А.Баратынский, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, И.А.Бунин, С.А.Есенин, А.В.Кольцов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Майков, Н.А.Некрасов, А.С.Пушкин,Ф.И.Тютчев)

- Рассмотрите выставку книг. (Приложение № 3)

- Произведения каких поэтов вы прочитали?

- Какой общей темой они объединены?

4. Постановка цели и задач урока

- Какую цель поставим на уроке? Чему будем учиться? (предположения учащихся) затем (слайд 5)

  • Наблюдать за картинами природы через поэтические произведения, созданные авторами данных книг.
  • Самостоятельно определять интонацию, которая соответствует лирическому произведению.
  • Сопереживать с автором.
  • Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

- Лексическая работа. (слайд 6)

5. Работа над содержанием текста

- Учитель читает отрывок стихотворения Апполона Николаевича Майкова «Пейзаж» по сборнику стихов автора (слайд 7)

- Что такое пейзаж? (изображение картин природы в художественном произведении) (слайд 8)

- Кто обычно изображает пейзаж? (художник )

- Какими средствами? (красками….)

- Почему автор назвал своё произведение «Пейзаж»?

Ещё раз открыть (слайд 7)

- Какие картины природы он описал? О каком времени года пишет поэт? Как ему это удалось? (словесная картина) Что хотел сказать Майков своим произведением? (ответы учащихся )

Краткий анализ стихотворения учителем.

Стихотворение А. Н. Майкова "Пейзаж"

Современники называли Аполлона Майкова поэтом-живописцем, Но самым заметным среди всех «природных» стихов является «Пейзаж»,где главной темой произведения, безусловно, является русская природа. Первые строки погружают читателя не в красоту леса ранней осенью, а именно в настроение лирического героя. Желание прикоснуться к бесконечному, вечному лесному спокойствию — один из движущих мотивов стихотворения. Любовь к природе и уединению отражается в каждой строке, но именно в самом начале она особенно сильна.

Осень в данном поэтическом произведении предстает художником, который любовно раскрашивает холст-лес, добавляя на него новые яркие краски.
В стихотворении необычайно много олицетворений, поэт наделяет природу человеческими качествами: осень у него румянит клены, папоротник — дремлет. В достатке и необычных сравнений: палые листья Майков сравнивает с ковром, а обычные мухоморы — со сказочными существами-карлами.
В данном произведении Аполлона Майкова нашло отражение его любви к родине и подлинный талант поэта-пейзажиста. Словами он воссоздает картину тихого осеннего леса, живущего своей, отдельной от человека и в то же время неразрывно связанной с ним, жизнью.

Физкультминутка «Осень»

По утрам морозы.
(Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,)
В рощах желтый листопад.
(Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы
(Медленно приседают)
Золотым ковром лежат.
(делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий.
(Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней.
(Поднимаются на носочки, руки вверх)

6. Работа по теме урока

- Ребята, кто из вас тоже приготовил произведения А.Н.Майкова?

- Сейчас мы прослушаем произведения, которые вы приготовили к уроку.

Вспомните как нужно декламировать стихотворения.

  • представить в воображении картины, которые описал поэт.
  • произносить стихи медленнее, чем говоришь в жизни.
  • соблюдать все знаки препинания.
  • при чтении постараться передать настроение ,чувств ,эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации.

Чтение произведений и краткое сообщение об авторе учащимися.

(Начинаем с А.Майкова) (слайд 9)

  • индивидуально
  • по парам
  • по группам

САМООЦЕНКА (после каждого выступления)

7. Обобщение

- В начале урока мы поставили вопрос. Почему этих поэтов называют родными? (ответы учеников)

Это русские поэты! Сегодня на уроке мы послушали, как авторы стихотворений писали о своей Родине, родной природе, как любили тот уголок земли, где они родились, творили, радовались и грустили.

Как через свою поэзию они выражали своё душевное состояние, настроение.

Вот о чём размышляли поэты в своих произведениях.

- Чтение 3 учащимися стихотворения А.Смирнова о бережном отношении к природе «В природе столько красоты» (слайд 10)

- Какова главная мысль стихотворения?

8. Рефлексия

- Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось достичь?

- Что было трудным?

- Что узнали нового?

- Произведение какого автора вам особенно понравилось?

- Опишите своё настроение через акрослово – поэзия. (слайд11)

9. Домашнее задание

(слайд 12)

  1. Продолжить выразительное чтение поэтических произведений.
  2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
  3. Проиллюстрировать выбранное стихотворение.

Учитель благодарит учащихся за урок.

Молодцы. Спасибо за урок. (Слайд 13)

Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина

Тип урока – открытие нового знания.

Тема урока: «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 1»

Тип урока – урок обобщение.

Заключение

Методика начального литературного образования сегодня преодолевает стереотипные представления о возможностях младших школьников как читателей. Основная задача урока уже не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Поэтому ведущим методом обучения литературе становится анализ художественного произведения, в процессе которого младшие школьники совершенствуют творческие способности, расширяют кругозор, развивают навык правильного, сознательного, выразительного чтения.

Уроки внеклассного чтения являются основной организационной формой обучения учащихся самостоятельности в выборе и чтении книг. Главной задачей внеклассного чтения на протяжении всего периода обучения учащихся является литературное развитие. Характерной чертой внеклассного чтения выступает единство его и классного чтения. Знакомясь с миром книг, ребёнок развивает ум и чувства, приобретает убеждения, познаёт,оценивает и воспитывает самого себя.

Обобщающие уроки дают возможность быстро и эффективно повторить, закрепить и обобщить изученный материал по всему разделу. Они позволяют оживить учебный процесс, побудить учащихся к чтению художественной литературы, дальнейшему ознакомлению с биографией и творчеством писателей , чьи произведения изучались в разделе и усилить интерес к предмету.

Литературное чтение призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства. В свое время К.Д.Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс М. «ВАКО». 2014.
  2. В.И.Горовая, Н.И.Дробот. Конспекты уроков по внеклассному чтению 1-4 классы М. «Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2007.
  3. И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по внеклассному чтению» М. «ВАКО» 2006.
  4. Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки» М. «Просвещение» 1985.
  5. Б.Н.Неменский «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» Рабочая тетрадь 3 класс (для изображения натюрморта из осенних листьев). М. «Просвещение». 2013.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. VIDEOUROKI.NET
  2. Сайт Елены Берюховой«Школа АБВ» http://shkola-abv.ru
  3.  https://prv1.lori-images.net/kollazh-chetyre-vremeni-goda-vesna-zima-leto-osen-0005948069-preview.jpg стихотворение «В природе столько красоты» к внеклассному чтению «Родные поэты»
  4. http://severshkola12.ucoz.ru/_ld/1/56031409.jpg фон для презентации Бунина «Листопад»
  5. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=acc52a489a8adfecbd0f3b2f557c861a-l&n=13 солнышко с букетиком к уроку Бунин «Листопад»
  6. https://banner2.kisspng.com/20180218/yeq/kisspng-child-reading-royalty-free-illustration-sit-in-a-book-read-a-book-5a89e60c4c5d85.7702482515189867643128.jpg «Читайте книги» к уроку обобщение.