Человек и история на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: картины войны 1805–1807 гг. Аустерлиц

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 10

Ключевые слова: смысловое чтение, картины Аустерлицкого сражения, диалектика души


Все сцены сражений в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - это высшие точки напряжения в повествовании, потому что это моменты, когда историческое пересекается с личным и надличным, жизнь сходится со смертью. Прочитаем вместе с учащимися страницы первого тома романа об Аустерлице, поразмышляем о связи человека и истории.

Цель урока: проблемное аналитическое чтение избранных страниц романа Л.Н.Толстого «Война и мир», посвящённых Аустерлицкому сражению.

Задачи:

  1. Введение в особенности композиции романа – «сцепление эпизодов».
  2. Анализ страниц романа, посвящённых предыстории Аустерлицкого сражения.
  3. Наблюдения над своеобразием описания Аустерлица:  три яруса вертикали пространства.
  4. Чтение и анализ описания подвига князя Андрея на поле Аустерлица.
  5. Введение в понятие «диалектика души» в романе «Война и мир».
  6. Размышления о взглядах Л.Н.Толстого - историка и писателя.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учебные технологии: технологии смыслового чтения, проблемного диалога, ИКТ.

Оборудование: доска, текст первого тома романа «Война и мир», презентация к уроку, раздаточные материалы.

В начале урока проведём этап мотивации учащихся: обозначим тему, цель, задачи занятия, поставим проблемный вопрос: «Связаны ли человек и исторические события, по мнению Льва Николаевича Толстого?» (Слайды презентации № 1-6).

Подготовим осмысленное чтение через работу с материалами презентации учителя «Аустерлиц – кульминация первого тома романа «Война и мир» слайды №№ 7-8).

Каждое сражение — это результат многих составляющих. Аустерлицу предшествуют в «космосе» романа интриги князя Василия, ошибки Пьера (беспорядочная петербургская жизнь, женитьба на Элен) — в произведении происходит как бы накопление «отрицательной энергии», нарастание хаоса, запутанности, иллюзорности.

В сценах подготовки к сражению главенствуют мотивы парадности (смотр двух императоров), самоуверенности молодых (партия молодых генералов при молодом и уверенном в победе Александре I, который сам хочет руководить сражением).

Как Лев Толстой разворачивает предысторию сражения? (Слайд 8).

- Через описание исторических фактов (том 1, часть 3,начало главы 11).

- Какие исторические факты  даёт писатель?

Сражению предшествуют события, связанные с пребыванием Александра Первого в Вишау и его нездоровьем: «Он ничего не ел и дурно спал в эту ночь, как говорили приближённые. Причина этого нездоровья заключалась в сильном впечатлении, произведённом на чувствительную душу государя видом раненых и убитых».[1]

 Автор сообщает, что «на заре 17-го числа в Вишау был препровождён с аванпостов французский офицер, приехавший под парламентским флагом, требуя свидания с императором. Офицер этот бы Савари…».

«Как слышно было, цель присылки Савари  состояла в предложении мира и в предложении свидания императора Александра с Наполеоном. В личном свидании, к радости и гордости  всей армии, было отказано, и вместо государя князь Долгоруков, победитель при Вишау, был отправлен вместе с Савари для переговоров с Наполеоном, ежели переговоры эти, против чаяния, имели целью действительно желание мира».

«Ввечеру вернулся Долгоруков. прошёл прямо к государю  и долго пробыл у него наедине».

«18-го и 19-го ноября войска прошли ещё два перехода вперёд, и неприятельские аванпосты после коротких перестрелок отступали. В высших сферах армии с полдня 19-го числа началось сильное хлопотливо-возбуждённое движение, продолжавшееся до следующего дня, 20 ноября, в который было дано столь памятное Аустерлицкое сражение».

- Через философское описание (т.1, ч. 3, гл.11), в котором сопоставляет причины начала сражения с движением механизма больших башенных часов.

- Прочитайте это сопоставление.

- Автор замечает: «Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение… Но пришёл момент - зацепил рычаг, и, покоряясь движению, трещит, поворачиваясь, колесо и сливается в одно действие, результат и цель которого ему не понятны».

Для чего дано философское сравнение «сосредоточенного движения, начавшегося поутру в главной квартире императоров», с движением механизма часов?

-Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колёс и блоков есть только медленное и уравномернное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов- всех страстей, желаний, раскаяний, унижений  и страданий, порывов страха, восторга этих людей – был проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трёх императоров, то есть медленное передвижение всемирно-историческое стрелки на циферблате истории человечества». Таким образом, философское рассуждение  Толстого  показывает, что Аустерлиц – часть всемирной истории.

- Но историю творят люди. Через восприятие каких людей показан Аустерлиц?

-Через восприятие Кутузова, Николая Ростова и Андрея Болконского.

- Как Кутузов оценил перспективы Аустерлица в разговоре с князем Андреем? (Т.1, ч.3, г.11).

- «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил его передать это государю».

- Объясните позицию Кутузова, обратившись в предыдущим главам романа «Война и мир».

Ученики  вспоминают сцену смотра в Браунау (т.1, ч.2, гл. 2), в которой Кутузов внимательно следит за настроением солдат, пришедших воевать в Европу и не понимающих, для чего они воюют. Главнокомандующий видит и плохую амуницию, и разбитые за дальнюю дорогу сапоги. Такая армия не может одержать победу - её необходимо удерживать от  участия в «войне царей».

Как углубляется образ Кутузова через описания его поведения во время изложения плана Вейротера?  (Т.3, ч.3, гл12).

-Автор рисует его спящим на военном совете.

- Почему Кутузов спит?

- Он не может изменить ход событий, вынужден исполнять свой долг, поэтому самое лучшее - «выспаться хорошенько» перед сражением.

- Как Николай Ростов ожидает Аустерлиц?

- Николай – молодой человек, впервые оказавшийся на войне. Он с восторгом ожидает нового сражения: «Он действительно  был влюблён и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества. И не он один испытывал это чувство в те памятные дни, предшествовавшие Аустерлицкому  сражению: девять десятых людей русской армии были влюблены, хотя и менее восторженно, в своего царя и в славу русского оружия».

- Мы знаем, почему князь Андрей отправился на войну: он мечтал о славе Наполеона. Как эту мечту углубляют описания размышлений князя Андрея после слушания плана Вейротера? (Т.1, ч.3, гл.12).

- Князь Андрей восхищается Наполеоном и мечтает повторить его подвиг — спасти армию, как Наполеон на Аркольском мосту или в битве при Тулоне. Для Болконского это не просто решительный, смелый поступок, но прекрасный, возвышенный, театрально-приподнятый. Обязательный атрибут такого романтического подвига — знамя в руках храбреца (Слайд №4 « Картина  французского художника Жана Антуана Гро «Наполеон на Аркольском мосту» (1801), находящуюся в Эрмитаже). (Слайды №№ 15-17).

- Автор покажет видение князем Андреем своего подвига (т.1, ч.3, гл.15: «Он твёрдо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста.… с знаменем в руке я пойду вперёд и сломлю всё, что будет предо мной».

Но башенные часы мировой истории уже начали своё движение, вовлекая в него людей.

Промежуточная рефлексия: ученики заполняют первую и вторую  части опорного конспекта к уроку (Слайды №18-19)

Задание: внимательно перечитайте главы, указанные учителем, заполните опорный конспект.

1. Аустерлицкое сражение - это_____________________, так как _____________________________

2. Проблемный вопрос: «Как показана предыстория Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир»?

Для ответа внимательно прочитайте главы 10-12 третьей части первого тома романа «Война и мир» и заполните схему-матрицу.

Переходим к описанию хода сражения - работаем со слайдом презентации к уроку: «Описание Аустерлицкого сражения развёрнуто у Толстого как бы на трёх ярусах вертикали пространства и с разных точек зрения». Найдите в тексте романа описания этих ярусов и зачитайте их». (Слайды № 20-21)

- Первый ярус: описание тумана (Т.1, ч.3, гл 14). Русские войска блуждают в утреннем тумане в низине (туман, который оказался непредсказуем, не учтен ни в каких военных планах, скрывает обманный маневр Наполеона).

Второй ярус: описание высоты, на которой стоит Наполеон (Т.1, ч.3 гл. 14,).

На высоте, где стоит Наполеон, окруженный своими маршалами, уже совершенно светло и открывается вид сверху на «театр военных действий». Над головой Наполеона торжественно, театрально-эффектно поднимается «огромный шар солнца- сегодня, в свой день рождения, император самоуверенно счастлив, как влюблённый и счастливый мальчик».

Третий ярус: события на Праценских высотах, где была ставка Кутузова, показаны глазами князя Андрея (т.1,ч.3, гл.15-16).

Второй этап промежуточной рефлексии: заполнение третьей части опорного конспекта.

Задание. Ответьте на вопрос: «Как Л.Н.Толстой рисует Аустерлицкое сражение?» Для этого прочитайте главы 14-16 первого тома, третьей части романа «Война и мир» и заполните три яруса вертикали пространства изображения событий. Укажите в схеме, какой ярус, по-вашему, самый главный, обоснуйте свой выбор.

- Анализируем  восприятие Аустерлица князем Андреем Болконским: читаем страницы главы 16. Какими чувствами охвачен князь Андрей в начале сражения? (Слайд № 22).

- «Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело»,- подумал князь Андрей».

- Далее развёртываются драматичные события, показанные глазами князя Андрея. Какие это события?

- Паника и бегство русских войск.

- Попытка остановить хаос, осуществление мечты о подвиге со знаменем в руке, падение…

- Как передана динамика повествования?

- От хаоса, к движению, к остановке, к тишине, к внутреннему монологу героя.

 - Как завершается описание событий?

- Князь Андрей тяжело ранен, упал на землю, «раскрыл глаза… Но ничего не увидел. Над ним  не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками».

- Автор вводит внутренний монолог Болконского: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…, не так, как мы бежали, кричали и дрались…, совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как  же я не видел прежде этого высокого неба? И как же я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слав богу!..»

Итоговая рефлексия

- Перед читателями развернулась «диалектика души». Что это такое?

Работаем со слайдом № 23 презентации учителя: «Диалектика души - это в литературе средство, позволяющие в развернутом виде увидеть развитие персонажа. Автор, умеющий описать внешний мир через переживания и размышления героев, достиг настоящего профессионализма.

Диалектика души - это всё о персонаже. Это понятие ввёл критик Н.Г.Чернышевский. Именно так он обозначил присущую Льву Толстому способность объяснять характер через динамику сюжета. Через внутреннее состояние своего героя, которое изменяется от одной сцены к другой, можно увидеть, насколько многогранна личность описываемого. Как положительные, так и негативные герои в самых разных жанрах литературы должны развиваться. Читателю не интересны статические персонажи, которые не способны изменяться. Для Льва Николаевича было крайне важно раскрыть глубину человека в произведении»2.

Так мы нашли ответ на первый проблемный вопрос урока: «Можно ли назвать Аустерлицкое сражение кульминацией первого том романа?» (Слайд № 24)

Ранение Андрея Болконского подготовит нас к пониманию душевного перелома, который произойдёт с героем в финале первого тома романа, в эпизоде «Небо Аустерлица». (слайд № 25)

Ответим на второй проблемный вопрос: «Связаны ли человек и исторические события, по мнению Льва Николаевича Толстого?» (Слайд №26)

- История, как считает Толстой, развивается сама по себе. Об этом нам говорит философское отступление о механизме башенных часов. Но человек- это важная часть истории: полководец Кутузов, молодой гусар Николай Ростов, князь Андрей Болконский, вовлечённые в ход событий, оценивают их, выбирают свои жизненные позиции и пути.

 Отмечу, что все происшедшее с князем Андреем, значимое в «духовном космосе» романа, никакого влияния на ход изображаемого Аустерлицкого сражения в «Войне и мире» не имеет, и не только потому, что его порыв был прерван ранением. Отдельный, даже самый значительный человек ничего в истории, по мысли Толстого, не определяет. История творится всеми людьми вместе, она — живая ткань, где каждая точка, каждый составляющий атом соприкасается с соседними и задает живое движение целому. (Слайды 26-27).

К взглядам Толстого-историка мы ещё вернёмся, когда будем читать картины Отечественной войны 1812 года в третьем и четвёртом томах романа «Война и мир». Писателю интересны люди, погружённые в исторические события, одно из которых – Аустерлицкое сражение. Прежде всего это князь Андрей Болконский.

Домашнее задание: проанализировать письменно эпизод «Небо Аустерлица» (т.1, ч. 3, гл. 19) с опорой на проблемную карточку (Слайды № 30-31).
Задание: перечитайте эпизод «Небо Аустерлица» (Том первый, часть третья, глава XIX). Ответьте на следующие вопросы:

- Что открывает для себя князь Андрей на поле Аустерлица?

_______________________________________________________

- Почему горячке боя противопоставлены тишина, спокойствие, вечный мир природы?

_______________________________________________________

- Как теперь воспринимает Болконский Наполеона?

_______________________________________________________

- Что такое «лучшие минуты жизни»? Можно ли назвать «лучшими минутами жизни Болконского этот эпизод? Почему?

_______________________________________________________

Литература

1.. Текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир» цитируется по изданию «Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в двадцати томах. Москва: «Государственное издательство художественной литературы,1961 год, страницы 347-398.

2. http://fb.ru/article/383169/dialektika-dushi---eto-chto-takoe