Юбилей «Игры ума»

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: саморазвитие, Игра ума


В этом году исполняется 15 лет интеллектуальному соревнованию старшеклассников – турниру «Игра ума». За эти годы сотни учащихся школ и гимназий Санкт-Петербурга стали участниками турнира. Можно подвести итоги.

Однако прежде хотелось бы немного рассказать об этом турнире. "Игра Ума" – абсолютно петербургское изобретение. Эта передача – преемница "Турнира СК" («Турнира старшеклассников»), легендарной программы Ленинградского телевидения, которая выходила в эфир в 60-70-е годы прошлого века в течении также пятнадцати лет, но тогда игра проводилась в прямом эфире! "Игра Ума" – была не просто телевизионной программой. Это было пространство, в котором можно было мыслить и рассуждать, где приходилось сталкиваться с вопросами, на которые нет точных ответов. "Игра Ума" – это место, где можно было говорить со взрослыми на равных, и с равными – о взрослом. Достаточно просто посмотреть темы, по которым велась полемика – «Интернет – это зависимость \ свобода?», «Современные дети имеют счастливое детство \ лишены детства?», «Цивилизация приносит счастье \ не приносит счастья?», «Образование определяет \ не определяет судьбу человека?», «Современный человек нуждается \ не нуждается в семье?», «Прогресс делает человека всемогущим \ беспомощным?», «Современная молодёжь живёт иллюзиями \ реальностью?», «Деньги – основная ценность \ не являются основной ценностью современной молодёжи?», «Успешный человек должен \ не должен быть трудоголиком?», «Массовая культура ведёт \ не ведёт общество к деградации?», «Конкуренция или сотрудничество в большей степени выявляют таланты человека?», «В век интернета книга умрёт \ книга будет жить?».

Перечислить все темы невозможно – их сотни! Главная часть игры – полемика. Сборные команды школ обсуждали весьма противоречивые вопросы: выполняет ли свои функции российская элита, являются ли женщины слабым полом, совместимы ли наука и гуманизм, нужно ли быть эрудитом в современном мире. Одной команде всегда приходится отвечать на поставленный вопрос положительно и защищать позицию "утверждения", другой – опровергать тезисы соперника. Каждая тема рассматривалась в трёх аспектах: историческом, социальном и личностном. Строгий совет экспертов оценивал каждую реплику и каждую мысль. Количество аргументов полемики для каждой команды ограничено – чем больше хочется сказать, тем лучше придется выступить! В "Домашнем задании" и конкурсе "Гимнастика ума", команды имели возможность заработать дополнительные баллы, но, одновременно, это была возможность привести свои аргументы и высказаться по теме вне регламента полемики.

Гимназия №295 принимала участие в «Игре ума» с самого первого сезона – с 2004 года на протяжении десяти лет. Всего к Игре приобщились сотни учеников нашей гимназии – как игроки, так и те, кто помогал готовить Игру или просто был болельщиком команды, иногда зарабатывая для неё баллы участием в конкурсах болельщиков-эрудитов. Вопросы для этих конкурсов готовили преподаватели СПбГУ, задания были очень сложными, но интересными. За эти годы состав команды менялся шесть раз, то есть можно назвать здесь имена шести капитанов. Это самый первый капитан, тогда ученик 9 класса Илья Байбурин, который возглавлял команду три года подряд. Это Елизавета Щебенькова, Ольга Челпанова, Вячеслав Калмыков, Артём Косолапов и Анна Вильпан. Самое большое достижение наших игроков – завоевание первого места в 2009 году. В последний год наша команда заняла третье место в городе. Отличительной особенностью команды нашей Гимназии на протяжении всех десяти лет было то, что они всегда помнили – главное это Команда, командный дух! У всех команд города можно назвать игроков, что были звёздочками яркими, да и команд сплочённых, слаженных было много.

Хочется сделать маленькое лирическое отступление, которое должно подтвердить наглядно сказанное выше. В 2005 году наша команда по чисто техническим параметрам (не хватило пары) не попала в финал. И тогда на защиту нашей команды встали все команды, что участвовали в Игре. Вернуть в Игру нас технически не смогли. Но нашли выход – сделать специальную программу, посвятив её 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема игры была трудная: «Но пораженья от победы ты сам не должен\должен отличать». Нам выпало по жребию опровергать это утверждение поэта Б.Л.Пастернака. Именно таким было и мнение команды, то есть нам повезло! А отстаивали верность строк поэта наши соперники, это была сборная капитанов других команд «Игры ума». Счёт в Игре был 60–59, мы победили! Надо ли говорить, как мы радовались этим цифрам – 60 баллов к 60-летию Победы! А по итогам сезона мы получили тогда специальный приз – диплом «За волю к победе!»

Здесь уместно вспомнить о самых ярких игроках, отмеченных дипломами, которые тогда подписывались губернатором Петербурга! Три сезона подряд «Эрудитом года» признавался Белокуров Александр, который сейчас и аспирантуру закончил. Он не был гуманитаром, свою жизнь он связал с физикой плазмы, но его умение говорить, его знания в самых разных областях покоряли экспертов - преподавателей ВУЗов города. Такую же награду получила и Андреева Татьяна. Лучшими спикерами в разные годы признавались Михайлова Наталья (дважды!), Андреев Андрей, Челпанова Ольга, Голубкина Ирина, Чеботова Анна, Кравцов Артемий. Лучшим аналитиком сезона была признана Челпанова Ольга. В 2006 году Федотова Мария была признана самым лучшим игроком года и она получила самую высокую награду – право на зачисление на бюджетной основе в Смольнинский институт свободных искусств и наук при СПбГУ. Был в Игре ума и такой приз.

С 2015 года «Игра ума» проводится на факультете социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена. Курирует игру деканат и кафедра социальных наук, экспертами Игры выступают преподаватели и магистранты университета. Сохранение Игры, пусть в несколько изменённом формате, стало возможным благодаря усилиям учителя истории и обществознания школы №344 Фаворской Ларисы Николаевны. В течении двух лет и наша команда участвовала в игре на площадке университета Герцена.

В 2015 году четыре команды были признаны сильнейшими – это команды 341, 344, 295 и 513 школ. Директор нашей Гимназии – Кураченков Александр Сергеевич сделал всем четырём командам подарок – экскурсионную поездку в город Пушкин. Больше мы уже не играли…

В начале 19-го века Александр Сергеевич Пушкин сетовал, и небезосновательно, на то, что полузнание становится чисто русским явлением. Но век спустя полуобразованность стала явлением общеевропейским, цивилизационным. Одна из причин – утилитарность образования, его нацеленность на профессию, деньги, прибыль, успех. «Одномерный человек» Маркузе и не может не быть полуобразованным и полунравственным. Общество, которое нацелено исключительно на труд и производство «благ» ради денег, потребления, непременно будет деградировать по мере развития техники. Только не технику надо винить в деградации духовности, а нацеленность системы образования исключительно на вышеперечисленные цели.

Резонный вопрос: а что противопоставить утилитарному подходу в образовании? Альтернативою, так вот представляется, могла бы стать ниша праздника, игры. Игры, которая тоже требует приложения усилий неимоверных, но только они сопряжены с радостью творчества. Речь не идёт о сведении всей школьной жизни к празднику, но о создании праздничности процесса обучения. Что нужно для того, чтобы школа стала пространством радостного саморазвития учащихся? Не так и много – группы учителей-энтузиастов, осознающих суть проблем современного образования и желающих сделать школу любимым местом времяпровождения учащихся. Нужна конкретная задача и набор форм её достижения. Таких, например, как «Игра ума». Впрочем, можно использовать и иные формы и методики. Такие как дебаты, интегрированные уроки, творческие переменки, круглые столы. Словом, игры - как учащихся, так и учителей, и даже родителей. По проблемам, волнующим как детей, так взрослых. Это мечты. В формате ФГОС осуществить их достаточно просто. Если думать о развитии человека, а не только о баллах ЕГЭ…