Урок-экскурсия "Искусство ислама"

Разделы: Общепедагогические технологии, ОРКСЭ

Ключевые слова: искусство, ислам , культура ислама , религия ислама , Шедевры исламской архитектуры , Изобразительное искусство ислама , Литература ислама , Музыка исламского мира , книжная миниатюра ислама


Цель урока. Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций ислама.

Задачи урока:

  • предметные: продолжить знакомство учащихся с видами искусства; познакомить с основами исламской культуры на примере искусства; определение понятий каллиграфии, орнамента и их значение;
  • метапредметные: готовность слушать и вести диалог; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение навыками смыслового чтения текста; развивать творческую и познавательную активность;
  • личностные: развитие представлений подростков об особенностях искусства ислама, общественных ценностях; обобщение знаний, понятий и представлений о культуре и морали ислама, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

План урока:

  1. Искусство и религия
  2. Шедевры исламской архитектуры
  3. Изобразительное искусство ислама
  4. Книжная миниатюра
  5. Литература ислама
  6. Музыка исламского мира

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, мультимедийная презентация, конспект урока, учебное пособие «Основы мировых религиозных культуры».

Тип урока: урок-экскурсия.

Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с искусством ислама. Ответим на вопросы, что отражает искусство ислама и чем интересны для изучения его произведения.

II. Работа по изучению нового материала на уроке

 - Ребята, кто ответит на вопрос, когда и где возникла третья мировая религия? Как переводится с арабского слово «ислам»? Назовите священную книгу мусульман. Следуют ответы учащихся.

Слово учителя. Уникальная и самобытная культура исламских стран восходит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу II тыс. до н.э. Объединение арабских племен и их завоевательные походы привели к созданию в VII в. крупнейшего государства – Арабского халифата, включавшего земли Ближнего Востока и Закавказья, Средней Азии, Магриба, Турции и Южной Испании.

Мощный толчок культурному развитию стран Арабского халифата дал ислам – одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Слово «ислам» переводится с арабского как «мир», «предание себя, покорность Всевышнему» и означает абсолютную веру в одного бога Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Богато и неповторимо искусство ислама! Оно связано с исламским вероучением и помогает укреплению веры. В то же время искусство делает жизнь людей богаче и радостнее, доставляет им удовольствие.

Через все виды мусульманского искусства проходит вера в единого Бога. Произведения искусства воспевают земную красоту, созданную Аллахом. Изображать Бога, людей и животных в исламе запрещено. Считается святотатством, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу.

Самым главным чудом в исламе считается Коран. Коран – священная, сакральная книга для мусульман. Изображения из него, благие пожелания добра и мира можно видеть всюду, где живут мусульмане. Мы найдем их на стенах мечетей и на картинах. Имя Аллаха выбивали на монетах, подвесках, оружии.

III. Ознакомление с исламским искусством

-  Что мы подразумеваем, произнося слово «искусство»?

Ответы учащихся.

А) Слово учителя. Искусство – мастерство и способность человека воплощать в реальность что-то прекрасное и получать эстетическое удовольствие от таких предметов.

Искусство бывает двух видов: изобразительное – живопись, архитектура, скульптура.

Неизобразительное (выразительное) – литература, музыка, танцы.

-  Какие памятники архитектуры мусульманского мира вам уже известны? Ответы учащихся.

Архитектура мусульманского мира

В разных странах в разное время были построены поражающие своей красотой мечети, минареты, мавзолеи, дворцы, медресе, мектебы (г. Самарканд, площадь Регистан (Узбекистан)).

Жизнь мусульман тесно связана с мечетями - «местами для совершения земных поклонов, молитв». Каждая из них имеет свой неповторимый облик. Внутри стены мечетей часто бывают украшены мозаикой, керамической плиткой с орнаментом. На видных местах можно видеть изречения из Корана. Внутреннее пространство мечетей освещается искусно сделанными люстрами или лампами. Полы застланы коврами. К наиболее известным ранним памятникам мусульманской архитектуры относится мечеть Омеядов в Дамаске (705-715), Мечеть Ибн-Тулуна в Каире (876-879). Чудом архитектуры Испании считается соборная мечеть г. Кордова (785) – лучший образец мусульманского зодчества. В Гранаде находится знаменитый архитектурный ансамбль 14 в. дворец Альгамбра, окруженный красной крепостной стеной. Дворец предназначен для приемов послов и жизни эмира (правителя). В ансамбль входят павильоны, залы мечеть, гарем, баня. Центром личных покоев эмира является Львиный дворик - четырёхугольный сад со скульптурной композицией-фонтаном (12 львов), апельсиновыми деревьями и изящными тонкими колоннами (124), арками, сводами.

Бесконечным разнообразием форм отличаются устремленные ввысь минареты (башни-маяки). Многие из них также украшены орнаментом. Минарет аль-Мальвия в г. Самарре в Сирии (847), минарет Кутб-Минар в Индии (Дели 13 в).

Один из видов архитектуры исламского мира – мавзолеи. Их возводили над могилами усопших правителей, знаменитых учёных. Возле них можно увидеть мечети и медресе. Стены мавзолеев изнутри и снаружи украшали нарядными узорами, которые служили напоминанием о райском саде.

В Азербайджане мавзолей Юсуфа (1162) столпообразный, восьмигранный, десятигранный – Моминехатуна (1186). Грани покрыты узором, напоминающий ковровый. Основные линии орнамента выполнены из бирюзового кирпича. Мавзолей Тадж-Махал (Агра, 1632-1650) – новый монументальный стиль сочетает изящество с грандиозностью. Купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре (еще называют «белоснежной жемчужиной») расположен на платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой в 20 м обрамлён каллиграфическим орнаментом, инкрустированным чёрным сланцем по белому мрамору. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремлённым ввысь золочёным 10-тиметровым шпилем. Купол обрамлён четырьмя башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трёхъярусных минарета. Мавзолей расположен на берегу реки в большом парке с фонтанами и каналами. Интерьер Тадж-Махала составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Другой особенностью усыпальницы является акустический эффект – слово, произнесённое шёпотом, усиливается и звучит под сводом 16 секунд.

Правителями исламских стран было построено множество дворцов. Они были роскошно украшены, имели резные двери, ажурные оконные решётки. Стены украшались изразцовыми плитками, покрытыми узором, пол расписывался орнаментом. Создавалось впечатление, что всё помещение в коврах. Часто возле дворца находились фонтаны и бассейн. Дворец Ширваншахов 15 в. в Баку.

Б) Работа по учебнику.
- Прочитайте материал в учебнике и найдите информацию о видах изобразительного искусства ислама.
Слово учителя.

Изобразительное искусство ислама

Изобразительное искусство ислама состоит из орнаменталистики (арабески), каллиграфии и книжной миниатюры. Арабское письмо – вязь – так красиво, что его называют «музыкой для глаз». Нужно специально учиться, чтобы овладеть искусством красивого письма – каллиграфией. Оно берёт своё начала в представлении о том, что Коран является прямой речью Бога. Его слова, запечатленные на бумаге, камне должны быть и внешне прекрасны. Иногда каллиграфы, несмотря на запрет изображения, так передают вид склонившегося в молитве человека или даже храброго льва.
У мусульман популярным стало декоративное искусство, умение создавать орнаменты. Часто орнаменты и арабская вязь соединялись в одном рисунке.
В исламе развилось искусство арабесок – сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ.
В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений, предметы прикладного искусства. Иногда надпись представляет собой фриз или панно.

Особое место в исламском искусстве заняла книжная миниатюра. Стилистика миниатюры вобрала и своеобразно преломила опыт каллиграфии, ювелирного мастерства и ковроткачества: филигранная плоскостная графика рисунка сочетается с красочным узором.

К шедеврам книжной иллюстрации относятся миниатюры Камал ад-дина Бехзада к поэме Сзади «Бустан» (1488) и к книге о победах Тимура «Зафар-наме». Тебризскую школу миниатюры в Азербайджане отличает большая декоративность и сложность композиции. Выдающийся ее представитель: Султан Мухаммед, автор иллюстраций к «Хамсе» Джами (к. XV в).

В) Работа в парах.

Задание по карточкам. Ответить на вопросы.

1) Запишите в тетрадь имя основоположника персидской литературы.

2) Кто в мировой культуре известен под псевдонимом Хафиз Ширази?

3) Назовите автора поэм «Шахнаме», «Юсуф и Зулейха».

4) Чем знаменит поэт Омар Хайям?

Слово учителя.

Литература ислама

Представлена любовной лирикой народа, которая была создана на арабском, персидском и турецком языках, она не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств.

Основоположником персидской литературы является Рудаки (860-941). Его стихи обладают волшебной силой. Касыда – небольшая поэма, состоящая из двустиший (беитов), связанных особой системой рифм.

Более изысканной формой стихосложения является газель. Она обычно состоит из 5-12 беитов. Классиком этого жанра стал Мухаммад Шамсаддин (ок.1325-1389), известным в мировой культуре под псевдонимом Хафиз Ширази.

Фирдоуси Абулькасим, персидский и таджикский поэт, автор поэмы «Шахнаме» - «Книга царей», вобравший в себя национальный эпос. Поэма о борьбе добра со злом, о преданности Родине, о трудном выборе жизненного пути. Поэма «Юсуф и Зулейха».

Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (ок.1141-1209) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейлы и Меджнуна.

Омар Хайям – поэт, математик, философ (1048-1122) создатель философского четверостишия – рубаи – призывающие изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Часть рубаи – это раздумья над Кораном.

- Ребята, видели ли вы, а, возможно, у кого-то из вас дома есть предметы быта, изготовленные в исламских странах, городах?
Слово учителя.

Декоративно-прикладное искусство

Предметы домашнего быта в исламских странах – это тоже произведения искусства. Испокон веков мастера создавали великолепные ковры, оружие, посуду, одежду.

На Северном Кавказе мусульмане ткут ковры, в рисунках которых используются исламские мотивы. Самый большой в мире ковёр ручной работы в мечети Шейха-Зайда в Абу-Даби (ОАЭ, 2007).Ткали его 1200 иранских мастеров прямо в самой мечети, длина - 133 м, ширина – 48 м, вес – 48 тонн. Этот шедевр отмечен Книгой рекордов Гиннеса.

В Дагестане есть село Кубачи, которое славится своими мастерами по металлу. Они делают кинжалы, посуду, украшения. Эти изделия покрывают узорами. В Поволжье мусульманки любят украшать одежду и головные уборы изысканными вышивками. Под их руками возникают узоры из цветов, веточек деревьев, в которых звучат мотивы исламского рая. Прикладное искусство создало невообразимое богатство декоративных изделий. В Северной Африке керамика с золотистым блеском, изделия из металла, покрытые чеканкой, гравировкой и инкрустацией, резные изделия из ценных пород дерева и слоновой кости, ткани – от тяжелой парчи до прозрачного муслина.

В мавританской Испании для украшения гранадского дворца были созданы массивные яйцевидные альгамбрские вазы, суженные книзу, с плоскими ручками – крыльями, покрыты люстровым орнаментом. В XV веке прославился темно-синий фаянс с золотом из Валенсии.

- А сейчас мы с вами прослушаем отрывки из музыкальных произведений мусульманского мира. Прослушивание аудиозаписи.

Слово учителя.

Музыка исламского мира

Музыка рассматривалась как одна из форм научного познания мира. На Востоке не только переводили античные музыкальные трактаты, но и сочиняли свои. Характерной особенностью являлось раздельное звучание пения и инструментальной музыки.

Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.
Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб.

IV. Проверка понимания изученного

Фронтальная работа.

Задание № 1. Дополни предложения.

1) Чудом архитектуры Испании считается соборная мечеть 785 г. – лучший образец мусульманского зодчества в  городе? (Кордова)

2) В Гранаде находится знаменитый архитектурный ансамбль 14 в. дворец ? (Альгамбра)

3) Изобразительное искусство ислама состоит из …(орнаменталистики (арабески), каллиграфии, книжной миниатюры)

4) В VII веке в арабском мире возник прямолинейный, угловатый почерк… (Куфи, куфическое письмо)

5) Философские четверостишия, призывающие изведать доступное человеку мимолётное земное счастье (рубаи)

Задание № 2. Выберите правильный ответ из списка.

1) Аль-Мальвия - гигантское сооружение, достигающее 50 м в высоту – это: а) колокольня, б) курган, в) минарет.

2) Мавзолей Тадж-Махал находится в городе: а) Дели, б) Мекка, в) Агра

3) Медресе – это: а) школа, б) дворец, в) название поэмы

Задание № 3. Дайте определения понятиям искусство, мечеть, минарет, мавзолей, рынок, каллиграфия, арабески.

V. Подведение итогов, выводы к уроку

Искусство ислама – это тип художественного творчества, преимущественно в странах, где государственной религией стало мусульманство. В своих основных чертах оно сформировалось в период Средневековья. Именно тогда арабские страны и регионы, куда было принесено мусульманство, сделали огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Особая привлекательность исламского искусства, его своеобразие и традиции смогли заставить его выйти за рамки времени и пространства и сделаться частью общечеловеческого достояния. Несмотря на то, что мы говорим о культурных особенностях определенной религии, смысл этого термина распространяется и на светскую жизнь. В мусульманском мире живопись, архитектура, и другие виды искусства отражают восприятие людьми духовности, ценностей и того, что их окружает. Главной особенностью этой культуры является стремление к красоте, которая является признаком божественности. Геометрические формы и орнаменты словно раскрывают шифры языка Вселенной, а повторяющиеся узоры свидетельствуют о ее бесконечности. Прикладное же искусство пытается сделать прекрасными повседневные вещи. Культура ислама оказала огромное влияние на развитие Западной Европы.

VI. Рефлексия

- Наш урок-экскурсия подходит к концу. Поделитесь своими мыслями, продолжите фразы:

  • Теперь я знаю…….
  • Мне больше всего понравилось…….
  • Мне больше всего запомнилось…….

VII. Домашнее задание

Подготовить вопросы и составить кроссворд по теме «Искусство ислама».