Разработка урока по теме «Мастерство работника». 7–9-е классы

Разделы: История и обществознание

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: квалификация, заработная плата, производительность труда, мастерство, условия труда


Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, жизненным успехом и влиянием на экономическое состояние страны.

Задачи:

  • Образовательные: дать определение понятиям мастерство, заработная плата, квалификация;
  • Развивающие: развивать умение анализировать и сравнивать, ранжировать, доказывать свою точку зрения, переносить материал в иной формат;
  • Воспитательные: мотивировать к получению знаний и умений для профессионального роста в будущем, подвести к осознанию, что результаты труда и уважение окружающих взаимосвязаны.

Оснащение: проектор, ноутбук, презентация учителя, учебник.

Ход урока

  1. Выход к теме. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление.

Эпиграф урока:

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд -
даже самый грубый - возвышается до творчества.
М.Горький (Слайд 1)

Этапы урока

1. Организационный момент: приветствие

Учитель: Наш замечательный звонок позвал за парты на урок. Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия! Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь.
Проверка Д/з (слайды 2–5)

Эпиграф:

“Смотри дерево в плодах, а человека в делах.”
(пословица)

Смысл этой пословицы, объясняют учащиеся? (Если на дереве хорошие и вкусные яблоки или груши, то и дерево считается хорошим, плодоносным, о дереве судят по его плодам. Так и о человеке судят по его делам, хорошим, поступкам и умению, что – то создавать, творить, делать!) (Слайд 6)

2. Ввод в новую тему

- Существует притча, где говорится о трех вещах, на которые можно смотреть бесконечно долго: как горит огонь, как бежит вода и как работает мастер. Действительно, можно, забыв о времени, наблюдать за пламенем костра и водопадом. Но что роднит с этим совершенством природной стихии труд мастера? (- спокойствие, уверенность, отсутствие лишних движений, нет суетливости, все получается хорошо).

- Понаблюдай за ним, и тебя зачарует отточенность движений, спокойная уверенность, отсутствие малейшего ненужного жеста.

- Сегодня на уроке мы поднимемся на вершину мастерства, преодолев ступени к мастерству.

- О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

 (о мастерстве людей разных профессий; о людях, которые хорошо работают, которые любят свою профессию).

- А сейчас послушайте музыку (звучит скрипка Антонио Страдивари), ученик рассказывает его историю (Материал учебника).. (Слайд 7) (Слайд 8)

  1. Чему научился Антонио у своего учителя?
  2. Сразу ли ему удалось стать мастером?
  3. Почему на каждом изготовленном инструменте мастер писал своё имя?

3. Постановка задачи

(Слайд 9). Как называется человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные? (Мастер). Умение, владение профессией, трудовыми навыками? (Мастерство).

Таким образом, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ученики делают вывод и формулируют тему урока.

Записываем тему урока в тетрадь. «Мастерство работника». (Слайд 10)

- Почему же труд мастера вызывает заслуженное уважение? Каждый ли может стать профессионалом в своём деле. (Да, мастера создают шедевры, красивые незаменимые вещи, нужные, ценные, сделанные своими руками, обладают даром, способностями. Но не каждый может стать профессионалом, так как на это нужно и время, и старание, длительный самостоятельный труд необходимы и способности должны быть у человека.)

Издавна существует выражение «Мастер – золотые руки». Так говорят о человеке, который выделяется своими умениями, результатами труда и вызывает заслуженное уважение окружающих. Эти слова применимы к представителям самых разных профессий: и к столяру, и художнику, и к врачу, и музыканту.

Слайд 11

Многие мастера передают секреты своего ремесла детям и внукам. И сегодня продолжает жить искусство художников Хохломы, ювелиров аула Кубачи и многих других промыслов. Изделия народных умельцев можно увидеть в музеях, на выставках, фольклорных праздниках. (Слайд 12,13,14,15)

Вопрос: Зависит ли экономическое благополучие страны и ее население от уровня квалификации работников, от уровня профессионализма?
(Слайд 16). Ответы учащихся.

4. Изучение второго вопроса. (Работа с учебником, беседа) Работа в группах

Группа 1. - Прочитайте в учебнике текст на стр. 74-75 ответьте на вопрос: «Чем должен овладеть человек, чтобы стать мастером своего дела?»
(Необходимо овладеть профессиональными знаниями, умениями, навыками, личным опытом, постоянно учиться и самосовершенствоваться).

Группа 2. - Прочитайте в учебнике текст на стр. 74-75 ответьте на вопрос: «Где, у кого, как можно приобрести необходимые знания?»
(Человек приобретает необходимые навыки от другого человека. Знания и опыт можно приобрести в специальных учебных заведениях - училищах, колледжах, ВУЗах.)

Группа 3. - Подумайте и ответьте: «Какие учебные заведения, где можно получить профессию, вы знаете в нашей местности?» (Слайд 17)

Cписок учреждений профессионального образования Республика Марий Эл

  1. Автодорожный техникум пгт.Медведево
  2. Аграрно-строительный техникум
  3. Аграрно-технологический техникум
  4. Волжский гуманитарный институт Волгоградского государственного университета
  5. Государственное специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа Республики Марий Эл "Специальное профессиональное училище"
  6. Йошкар-Олинский аграрный колледж
  7. Йошкар-Олинский медицинский колледж
  8. Йошкар-Олинский строительный техникум
  9. Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий
  10. Йошкар-Олинский технологический колледж
  11. Йошкар-Олинский филиал Академия права и управления (институт)
  12. Козьмодемьянский колледж электронной техники
  13. Козьмодемьянский строительно-индустриальный техникум
  14. Марийский аграрный колледж
  15. Марийский государственный технический университет
  16. Марийский государственный университет
  17. Марийский кооперативный техникум
  18. Марийский лесохозяйственный техникум
  19. Марийский политехнический техникум
  20. Марийский радиомеханический техникум
  21. Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С.Палантая
  22. Марийский филиал Московской открытой социальной академии
  23. Межрегиональный открытый социальный институт
  24. Оршанский индустриальный техникум
  25. Оршанский педагогический колледж им. И.К.Глушкова
  26. Профессиональное училище № 15 (г.Волжск, Республика Марий Эл)
  27. Профессиональное училище № 20
  28. Профессиональное училище № 25 (п.Мари-Турек, Республика Марий Эл)
  29. Профессиональное училище № 5 г.Волжск
  30. Профессиональное училище № 8
  31. Профессиональный лицей № 7
  32. Строительно-промышленный колледж
  33. Строительно-технологический техникум
  34. Техникум экономики, бизнеса и рекламы
  35. Торгово-технологический колледж

Слайд 18

Слайд 19

Чтобы преуспеть в деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд, повышать квалификацию, становиться профессионалом.

Специальные знания, полученные человеком, а также умения, навыки, приобретенные им во время практической деятельности, называют квалификацией работника. (Запись в тетрадь). (Слайд 20).

В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, опыта, различают высококвалифицированный (сложный) и малоквалифицированный (простой) труд. (Запись в тетрадь). (Слайд 21)

Группа 4. -Прочитайте в учебнике текст на стр. 75 ответьте на вопрос: «Чем отличается высококвалифицированный (сложный) от малоквалифицированный (простой) труда?"

Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приемы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками.

Стремительный прогресс в области науки, техники, технологии приводит к тому, что растет число новых отраслей производства и новых специальностей. Робототехника, и автоматизация внедрение компьютеров оставляют все меньше места для простого труда. Увеличивается спрос на высококвалифицированный труд. Современное производство, сфера обслуживания предъявляют все более высокие требования к работникам. Пример: время от времени учителя отправляют на курсы повышения квалификации, семинары, конференции.

- Почему работодатель тратит столько средств на повышение квалификации, не лучше ли направить эти средства на приобретение компьютеров, учебников?(Потому что изменяются требования, появляются новые программы, нужно осваивать новую технику. У врачей появляются новые лекарства, новые способы лечения, прогресс не стоит на месте.) Вывод: необходимо постоянно повышать свою квалификацию

5. Поработаем самостоятельно

К какому виду труда можно отнести: (Слайд 22)

Группа 5. - Заполни таблицу:

Высококвалифицированный труд

Малоквалифицированный труд

 

 

 Примеры:

  • уборка помещений,
  • проверка билетов в кинотеатре,
  • операция на сердце,
  • создание моделей одежды,
  • охрана школы,
  • пошив постельного белья,
  • пилотирование самолёта,
  • декоративная роспись шкатулки,
  • полёт в космос,
  • доение коров,
  • вождение автомобиля.

Сейчас мы с вами немножечко расслабимся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА”

Слайд 24.

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. “Ленивые восьмёрки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

9. Теперь после того как мы с вами выяснили что такое высококвалифицированный и малоквалифицированный труд, обсудим что же такое заработная плата.

6. Работа в группах

Группа 3. - Прочитайте в учебнике текст на стр. 75 ответьте на вопрос: «Зачем люди работают?». (Слайд 25)

Если спросить у людей, зачем они работают, можно получить самые разные ответы. Одни скажут, что работа приносит удовлетворение и радость. Другие отметят, что работа позволяет выразить себя. Третьи подчеркнут, что работа дает им общественное признание, уважение, известность. Это характерно для артистов, политиков, общественных деятелей.

Но преобладать, вероятно, будет такой ответ: работа дает средства для удовлетворения своих потребностей.

С детских лет ты слышишь от старших слово «зарплата». С этим словом связаны в твоей памяти долгожданные покупки, подарки, сюрпризы. Зарплата – это сокращенный вариант выражения заработная плата, т.е. плата за работу. По научному она называется трудовым денежным вознаграждением.(Запись в тетрадь )Слайд 26

Группа 1. - Прочитайте в учебнике текст на стр. 80 и ответьте на вопрос: «Чем отличается повременная оплата труда от сдельной?» (Слайд 27)
Распространены две системы оплаты труда: повременная, по которой (Слайд 28) работнику платят за отработанное время, и сдельная, при которой заплата зависит от количества произведенной продукции и объема выполненных работ.

Группа 2.2. Прочитайте в учебнике текст на стр. 80 и ответьте на вопрос: «Что влияет на размер заработной платы?».
(Слайд 29). Дети читают по очереди в учебнике или на слайде, записывают в тетрадь.

 - Качество и количество труда. (Это главный принцип оплаты, при котором учитывается как работал, трудился работник и сколько он сделал продукции.)

 - Сложность труда и уровень квалификации. (Чем сложнее труд, тем дольше ему надо обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных работников.)

 - Условия труда. (На некоторых тяжелых, вредных производствах зарабоная плата компенсирует повышенные нагрузки. Таким нагрузкам подвергаются, например, работники металлургических, химических предприятий, шахтеры.

 - Социальная значимость труда. (Величина зарплаты может определяться тем, на сколько данный труд нужен обществу. Государство стремиться поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны.)

 - Степень риска.(Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем (летчик – испытатель, космонавт), в других – вложенными в дело деньгами).

 - Уникальность труда. (Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из – за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, например, выдающиеся музыканты, певцы, актеры).

Группа 5. - Прочитайте в учебнике текст на стр. 80 и ответьте на вопрос: «Чем отличается количество труда от качества?». Слайд 30

Производительность труда – это количество продукции произведенное за определенный отрезок времени. Слайд 31

Группа 4. - Прочитайте в учебнике текст на стр. 80 и ответьте на вопрос: «Влияет ли квалификация работника на производительность труда?». Слайд 32

Вопросы на закрепление.

7. Рефлексия

Детям предлагается ответить на вопрос: какие знания, полученные на уроке мне пригодятся в жизни?

Проверка знаний. Слайд 33, 34

1. Представьте, что вы заполняете анкету при поступлении на работу. Вам нужно обозначит степень и уровень профессиональной подготовки. Что вы отметите?
А) производительность
Б) способность
В) квалификация
Г) заработная плата

2. Доход работника называется
А) заработной платой
Б) ценой
В) деньгами
Г) наградой

3) Правильно соотнесите термин и его определение:

Термин

Определение

Сдельная зарплата

А. Фактор, влияющий на размер оплаты труда

Повременная зарплата

Б. Оплата за объём выполненной работы

Условия труда

В. Оплата за отработанное время

Ответ:

И закончить свой урок, мне бы хотелось синквейном. Слайд 35

Синквейн по теме «Мастерство»

1 строка – тема или предмет

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырех слов

5 строка – «смысловой синоним»

8. Лист самооценки

ФИ ученика 

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

 было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

5
4
3
2
1

«Мы»

насколько достигли цели учения

работали дружно, слушали друг друга

у нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

у нас были затруднения, но мы справились с помощью учителя

5
4
3
2
1

Свою работу на уроке я оцениваю на

5

4

3

Не могу оценить

Задание 3 для групп. - Ознакомиться, доделать дома.

Слайд 41

Домашнее задание

  1. Параграф № 9 - читать и пересказывать.
  2. Кто не успел, дома составьте и красиво оформите объявление «Ищу работу» и резюме, используя информацию, с которой мы познакомились на уроке.
  3. Задание № 3, стр.82 (для сильных учеников).