Приёмы работы дефектолога с детьми с ОВЗ в соответствие с требованиями ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В основу ФГОС нового поколения заложены идеи, которые предполагают воспитание гражданина современного общества, креативно мыслящего, умеющего находить выходы из нестандартных ситуаций в постоянно меняющихся условиях и способного к саморазвитию на протяжении всей своей жизни. Однако, как этого добиться в современных реалиях?  Особенность ОС: системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ребенка и основан на изменении способа подачи информации: педагог не даёт информацию в готовом виде, а ставит перед воспитанниками проблему и подталкивает их к самостоятельному поиску путей её решения. В дошкольный период происходит освоение культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Именно поэтому новый принцип в образовании — это принцип индивидуализации, который требует изменения позиции ребенка – из объекта образования он становится его субъектом.

В данный момент я работаю с дошкольниками 4–5 лет. В начале учебного года большое внимание уделила выявлению интереса каждого ребенка. В нашей группе две девочки, остальные мальчики. Для выявления предпочтений использовали такие приемы, как наблюдение, тестирование, картирование, игры для выявления интересов. Провела анкетирование для родителей. Организовала родительское собрание, посвященное выявлению предпочтений детей дома.

В результате, пришла к выводу, что все дети проявляют больший интерес к игрушкам, нежели к картинному материалу. Несколько человек проявили заинтересованность к экспериментальной деятельности. Трое мальчиков в свободной деятельности выбирают конструктивный материал. Несколько детей выбирают материалы для творчества.

Результаты проведенной работы учитывала при подготовке РППС кабинета, а также при планировании каждого занятия.

Совместно с родителями создала сенсорные коробки, наполнив их различным по структуре и качеству материалом. Это позволяет мне в течение года придумывать, организовывать игры, подходящие под интересы детей, а также под лексическую тему, под учебные задачи. Каждый ребенок может выбрать для решения поставленного вопроса свой набор материала. Например, пушистые шарики, тканевые платочки, поролоновые фигурки, ленточки. Или – магнитная тарелочка с металлическими предметами. Зерно, фруктовые косточки, деревянные палочки. Пластиковые мелкие игрушки, геометрические формы и другое.

На основе этого материала придуманные мною игры мобильны, разнообразны, вариативны. Приведу несколько примеров.

Тема моего самообразования «Развитие памяти у дошкольников с ЗПР». Поэтому много игр направлены на развитие памяти.

Игра «Дружные картинки»

Оборудование: игровое поле, фишки с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать зрительную и пространственную память.

Задачи: учить ребенка находить одинаковые предметы и образовывать пары; запоминать расположение фишек.

Игровая ситуация:

Было у мамы две дочки, две сестренки, Маша и Даша. Они очень любили друг друга, но иногда ссорились из-за игрушек. И тогда мама решила всегда покупать им одинаковые игрушки. Девочки перестали ссориться, берегли свои игрушки, раскладывали их по полочкам. У каждой игрушки свое место.

Инструкция:

Найди одинаковые картинки (фишки), покажи пару.

Запомни расположение каждой пары.

Ведущий переворачивает картинки вниз лицом и говорит: найди дружные (одинаковые) фишки (картинки).

Игра «Хитрые шарики»

Оборудование: игровые контейнеры, шары с картинками (по две одинаковых).

Цель: развивать слуховую и зрительную память.

Задачи: учить называть фигуры, запоминать последовательность из фигур и самостоятельно ее выкладывать.

Игровая ситуация: в магазине игрушек продавались мячи. Однажды ночью скучно стало мячам лежать на полочках. Стали они придумывать разные игры. Прыгали, катались и толкались. Вдруг один из них предложил построиться друг за другом так, чтоб получился длинный хвост. Новая игра понравилась всем, но шарики хитрили, каждый старался обогнать другого и встать перед ним.

Инструкция:

Запомни фигуры на шариках, последовательность шариков.

Найди и разложи такие же шарики во втором ряду.

Ведущий убирает один ряд шаров, а второй ряд закрывает и говорит: вспомни и построй шарики друг за другом.

Игра «Волшебная карусель»

Оборудование: круглое игровое поле, фишки.

Цель: развивать пространственную память.

Задачи: учить называть фишки, группировать их по общему признаку, запоминать расположение; восстанавливать последовательность.

Игровая ситуация. В парке отдыха работала огромная карусель. Все жители города любили на ней кататься.

Инструкция:

Разложи фишки на игровом поле.

Запомни расположение фишек.

Ведущий убирает образец и просит ребенка восстановить последовательность на своем игровом поле.

Много игр придумываю, используя цветные стаканчики и колпачки: «Найди пару», «Составь по схеме», «Запомни и повтори».

Дети хорошо откликаются на сюжетные игры, поэтому часто использую тематические планшеты по лексической теме. В начале недели я делаю основу игрового материала из подручных средств. А в течение недели ребята сами дополняют сюжет новыми предметами по теме. В ходе занятий часто возникают проблемные ситуации. Узнали новое слово, а предмета такого нет. В помощь наши коробки с сенсорным материалом. И вот уже создали и дорогу, и сугробы, и подселили нового жителя. А может, и новая игра появилась.

Например, новая игра с цветными камушками. Необходимо запомнить количество камушек в каждой мисочке и воспроизвести последовательность самостоятельно. Конечно, задача сложная и требует смысловой опоры. Дополним ее сюжетом сказки «Репка». Посадил дед репку, выросла репка большая. Вытянуть сам ее дед не смог. Зовет помощников. Бабка кричит «Иду!» (сколько звуков в слове иду?), внучка «Бегу!», Жучка «Гав», кошка «Мяу», мышка «Пи». По количеству звуков в словах героев количество камушек запомнить легко.

Много игр можно создать на основе головоломки Судоку. Использовать любой раздаточный материал. А в дальнейшем заполненные поля применять для запоминания и воспроизведения ребенком самостоятельно. Для поддержания интересов ребенка я использую предметы из так называемой «взрослой» жизни. Например, в ходе темы «Профессии» мы придумали новые игры. Игра «Лаборатория», «Праздничный обед», «Вечеринка» и другие. В нашей группе несколько детей, чутко реагирующих на музыку. Поэтому музыкально-ритмические игры занимают свое значимое место. А также творческие игры на основе известных стихотворных произведений. Одна из них игра на развитие ментальных процессов - «Уборка».

В настоящее время интерактивные средства обучения и развития детей выходят на первый план. И в нашем ДОУ регулярно и систематически используем интерактивную доску и песочницу.

В процессе работы с дошкольниками с задержкой психического развития в нашей группе на первый план выходит проблема организации деятельности, самоконтроль, управление своими чувствами и эмоциями. Дети часто подвержены угасанию интереса, отсутствию концентрации. Закрепленный много раз материал забывается. Очень сложно удерживать внимание на учебном процессе. Поэтому мне приходится постоянно искать новые формы организации, мотивировать детей к обучающему материалу. Изучая литературу по данной проблеме, я заинтересовалась таким приемом, как использование чек-листов.

Чек-лист представляет собой список заданий, игр и упражнений, которые нужно выполнить за определенный отрезок времени. Например, все этапы занятия. Ребенок приходит на занятие и заполняет чек-лист. Так как сейчас возраст детей в моей группе 4–5 лет, то разрабатывала форму листа я сама. Сначала это были черновики со схемами и картинками. Я предлагала детям несколько вариантов изображений. Например, артикуляционная гимнастика – зеркало, язычок, смайлик и другие. Обучающая игра – знак вопроса, упаковка от игры, коробка. Ребята выбирали, какими изображениями мы будем пользоваться. В итоге получился образец чек-листа. Сначала мы пользовались им, но в дальнейшем он несколько раз видоизменялся. Как пользоваться?

Чек-лист – это своего рода план занятия, все этапы которого должны быть выполнены. Также можно сделать и варианты для выбора. То есть этапов должно быть больше необходимого. Ребенок решает, чем он будет заниматься и в какой последовательности. А педагог всегда может реализовать свои коррекционные задачи. Главное, что ребенок проявляет инициативу, он заинтересован, мотивирован к деятельности. «Я сам выберу, что мне интересно».  «Я сам решил, что буду выполнять это задание».

В процессе работы мы усовершенствовали чек-листы. Теперь ребенок не только выбирает задания, но и определяет последовательность: сначала я поиграю в игру, а потом сделаю артикуляционную гимнастику. У нас есть правила, которые возникли в ходе использования данного приема. Так, для индивидуального занятия нужно выбрать не менее трех пунктов. Для фронтального занятия их уже пять. Выбор последовательности сначала отмечали цветом.

  • Красное колечко – буду выполнять это задание первым, оно мне нравится.
  • Зеленое колечко – это вторая игра.
  • Синее – последнее задание.

При изучении цифр перешли на цифры. Но по желанию можно использовать и цвет.

Таким образом, ребенок работает по собственному плану. Он активный участник образовательного процесса. Он определяет маршрут своей деятельности. А также и контролирует себя. По окончании занятия, мы обсуждаем результат. Все ли из намеченного было выполнено? Возможно, игра, которая сразу не вызвала интерес, в итоге оказалась очень успешной. Часто, действуя по плану, ребенку удается сделать больше, так как он не отвлекается, работает целенаправленно.

В процессе использования чек-листов они постоянно изменяются, возникают новые правила. Предполагаю, что в следующем году дети смогут сами составлять план занятия, а также анализировать его.

Таким образом, метод использования чек-листов формирует у детей навыки самоанализа, самоконтроля, самокоррекции. Позволяет проявлять инициативу при планировании своей деятельности, самостоятельно применять знания.

11.07.2019