Организация самостоятельной работы обучающихся на основе системно-деятельностного подхода

Разделы: Математика, Мастер-класс

Класс: 6

Ключевые слова: математика, ФГОС, самостоятельная работа, системно-деятельностный подход


Проблемы самостоятельной работы обучающихся поднимаются в педагогической деятельности достаточно давно и часто. В зависимости от требований времени\ к подготовке выпускника,\ требований к качеству знаний\ школа формируют различные способы действий ученика (сейчас по стандартам второго поколения это УУД). Известно, что самостоятельная работа вызывает у многих учащихся серьезные затруднения, так как требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок.(некоторые дети от слов самостоятельная работа впадают в панику, другие во время самостоятельной работы смотрят на задания как в первый раз, еще одна из проблем - не умеют читать учебник). Считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности. Она дисциплинирует мысль (учит анализировать, понимать цель выполнения работы, формирует умение находить ошибки, исправлять их), также порождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности, что не маловажно при сдаче ЕГЭ.

Очень часто в свое деятельности использую девиз «Дорогу осилит идущий». Сегодняшний мастер-класс конечно должен быть деятельностным.

Задание 1. В конверте находятся нарезки. Распределите их на две группы и объясните, по какому принципу произошло распределение.

Можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

  • Работы, организуемые с целью изучения нового материала
  • Работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний
  • Работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений
  • Обобщающие самостоятельные работы
  • Проверочные самостоятельные работы

Одна из пар демонстрирует результаты работы и комментирует. Остальные дополняют и корректирует.

В зависимости от форм учебной деятельности можно проводить индивидуальные, групповые и фронтальные самостоятельные работы.

Фронтальная форма наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. От учителя требуется заранее проектировать, а затем создавать учебные ситуации; умение и терпение выслушивать всех учащихся, тактично поддержать и вносить корректировку в ходе обсуждения.

Для индивидуальной самостоятельной работы должны быть подготовлены задания разной трудности. Часто предлагала учащимся из максимального объема работы сделать столько, сколько сможет или успеет. Каждый ученик, конечно, старался одолеть весь объем работы. С опытом пришла к выводу, что одним из эффективных путей является дифференцированный подход. Учащимся даются сначала задания низкого уровня, соответствующие обязательному минимуму. При успешном выполнении заданий ученики получают дополнительные. Это могут быть задания повышенной трудности или носящие творческий характер

Групповая форма работы сейчас стала одной из самых применяемых. Во время такой работы учащиеся могут совместно планировать учебную деятельность, обсуждать и закреплять новый материал, осуществлять взаимный контроль, работать над проектами.

Самостоятельная работа может заключаться в самостоятельном прочтении учебника, составлении плана, поиске ответов на поставленные вопросы, составление конспекта, заполнение таблицы, схемы, анализе содержания материала, выявление причинно-следственных связей, работе с алгоритмами и многое другое.

Но все виды самостоятельной работы приносят результат только тогда, когда у обучающихся сформированы навыки самоконтроля и коррекции знаний.
В дидактической системе «Школа 2000…» уроки деятельностной направленности по целеполаганию разделены на 4 группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки построения системы знаний; уроки развивающего контроля.

Наибольшие возможности по формированию навыков контроля и коррекции даёт именно урок рефлексии. И сегодня я хочу поделиться  с методикой организации такого урока.

Поэтому в ходе мастер-класса хочется рассмотреть:

Исходя из целей урока рефлексии его логику авторы ТДМ видят так: 1) Что я не умею? 2) Учусь применять способ. Логика урока определяется о лица обучающегося, поэтому авторы ТДМ предлагают структуру урока рефлексии для учителя и план работы (детский)на уроке самопроверки.

Задание №2. Определите на какой карточке предложены структура урока рефлексии в ТДМ, а на какой план работы (детский) на уроке самопроверки.

(Карточки – сигнальные: напечатаны на бумаге разных цветов, чтобы при проверке организатор занятия мог быстро зафиксировать правильность выбора. Выполнив эту работу, слушатели знакомятся с одной из форм организации обратной связи, используемых мною в педпрактике).

1. Зачем мы здесь?

2. Повторяем.

3. Самостоятельная работа №1.

4. Работаем над ошибками.

5. Самостоятельная работа №2

6. Применяем.

7. Итог.

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

3. Локализация затруднений.

4. Коррекция выявленных затруднений.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

На слайде включается образец для самопроверки и происходит сопоставление этапов Плана и Структуры.

В ходе урока проводятся две самостоятельные работы со своими целями каждая.

Повторюсь, логику урока рефлексии с точки зрения ученика можно представить так:

На этапе определения затруднений, обучающиеся осуществляют самоконтроль.

Для этого обучающиеся используют определённые средства.

Задание №3. В конверте №1 находятся пронумерованные раздаточные материалы с одного из моих уроков. Впишите в приведённую в ответе таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. А) образец; Б)подробный образец для самопроверки; В)эталон для самопроверки.

Образец – это ответ. Он позволяет зафиксировать результат выполнения способа действия на конкретном примере.

Подробный образец для самопроверки – это решение с ответом. В нём содержится подробная реализация способа действия на конкретном примере. Он позволяет выявить место затруднения или отсутствие затруднения.

Эталон для самопроверки - это подробный образец, в котором указаны используемые способы действия (правила, шаги алгоритма и т.д.). Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

При выполнении различных заданий  использую сочетания:

1) Образец + Подробный образец для самопроверки;

2) Образец + Эталон для самопроверки.

Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

Цели работы с эталонами и подробными образцами:

Для обучающихся, не допустивших ошибок:

1. Найти ошибки в оформлении.

2. Найти взаимоуничтожающие ошибки.

Для обучающихся, допустивших ошибки:

1. Найти место ошибки.

2. Выявить причину ошибки.
На этапах локализации затруднений и коррекции выявленных затруднений, обучающиеся используют следующие средства:

Данные алгоритмы должны строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то эти алгоритмы дети быстро осваивают и уверенно применяют.

Задание №4. В конверте №2 находятся пронумерованные карточки-алгоритмы. Запишите или соотнесите названия алгоритмов.

Включаются слайды с образцами выполнения задания.

При конструировании диалога к уроку всегда включаю вопрос:

- С какой целью вы будете сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки?

Добиваюсь ответа: - Это нам поможет убедиться, что нет затруднений, а если затруднения есть, то понять, в каком месте, и по какой причине они возникли, т.е. прежде, чем исправлять ошибку мы должны понять причину этой ошибки.

При организации работы над ошибками напоминаю обучающимся, что они должны выбрать задания только на те способы действий, в которых допустили ошибки.

После этапа локализации затруднений, обучающиеся разбиваются на две группы: обучающиеся, не допустившие ошибок, и обучающиеся, допустившие ошибки.

Задание №5. Попробуйте сформулировать цели дальнейшей деятельности каждой группы.

Включается слайд с образцом ответа.

Для обучающихся, не допустивших ошибок, выдаются дополнительные задания, результат выполнения которых они самостоятельно проверяют по подробным образцам для самопроверки.

Подготовка урока рефлексии в соответствие с Технологией деятельностного метода (ТДМ) требует от учителя  огромных усилий и определённых умений. Полезно знать и уметь пользоваться алгоритмом составления эталона для самопроверки и алгоритмом конструирования урока рефлексии.

Спланировать деятельность учащихся на успех!

- Остались ли у вас ко мне вопросы?

- Спасибо за сотрудничество! Отрефлексируйте, пожалуйста, нашу совместную деятельность.

Рефлексия

Материал мастер-класса мне был - понятен/ не понятен

Способ, которым я получил(а) новую информацию мне – понравился/ не понравился

Мастер-класс показался мне

  • коротким/ длинным
  • интересным/ скучным

Другие впечатления_________________________________

(Для записи используют планшет – заламинированный лист формата Ф4, на котором маркером пишут правильную последовательность цифр: 231.
Выполнив эту работу, слушатели знакомятся с ещё одной из форм организации обратной связи, используемых мною в педпрактике, и примерами образцов, подробных образцов для самопроверки, эталонов для самопроверки, автором которых являюсь я.)

Большую роль в самостоятельной работе играет учебник.

Если необходимо проверить, как дети справились с домашним заданием, то самостоятельная работа дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени они занимают 5-10 минут.

Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она также занимает 5-10 минут. Такие работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным.

Урок отработки умений и рефлексии

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.

При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».

Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

Структура урока рефлексии

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)

исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для этого необходимо:

  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.
  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа
  • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

3. Этап локализации индивидуальных затруднений

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки: на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения, выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)
  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

5. Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки
  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки
  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки
  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу)

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Для реализации этой цели:

  • организуется обсуждение типовых затруднений
  • проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

  • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки,
  • проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты
  • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой
  • выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок
  • называют способы действий, вызвавшие затруднение
  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности
  • оценивают собственную деятельность на уроке
  • намечают цели последующей деятельности
  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)

Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

http://school410.spb.ru/lessons-constructor/page-ref-etap-3-lokalizacii-individualnyh-zatrudnenij.html

Этап 3. ЛОКАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ

Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода программы «Школа 2000...»

Основные цели

  1. Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.
  2. Повторение и закрепление учебного материала.

Структура урока

1. Самоопределение к деятельности. Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.

2. Актуализация знаний.

1) Организуется повторение используемых способов действий (норм) — по­нятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.

2)   Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполня­ют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания). Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным спосо­бам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т.д.), и исправляют их на основе правиль­ного применения эталонов.

5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления). Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

7. Включение в систему знаний и повторение. При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют преды­дущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).

8. Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

Алгоритм конструирования урока рефлексии

  1. Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.
  2. Составление списка способов действий (норм) — понятий, алгоритмов свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.
  3. Подбор заданий самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий (норм).
  4. Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и ихфиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов.
  5. Конструирование диалога по постановке учебной задачи.
  6. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.).
  7. Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения.
  8. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
  9. Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ.
  10. Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих заданий  и форм работы.
  11. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  12. Определение способа проведения этапа рефлексии.