Рабочая программа дополнительного образования детей "Интеллектуал"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: игра, программа, ФГОС, дополнительное образование, упражнения


Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная программа «Интеллектуал» для обучающихся 4-го класса разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008;

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), данных в Приложении к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242;

- Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р.

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации говорится: «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе».

Рабочая программа дополнительного образования детей «Интеллектуал» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.

Актуальность выбора определена результатами диагностики познавательных процессов младших школьников: у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. В «Концепции развития дополнительного образования детей» подчеркивается «актуальность такой организации образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы».

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Причем, метапредметные результаты освоения ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны отражать овладение логическими действиями:

  • сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • построения рассуждений.

Новый ФГОС – это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. Главный механизм построения системы непрерывного образования – соединение развитие возможностей общего и дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная программа «Интеллектуал» решает эти первостепенные задачи ФГОС НОО: является значимым звеном непрерывного образования и реализует требования нового стандарта к образовательным результатам путем развития познавательных процессов младших школьников и овладения учащимися логическими действиями.

Отличительными особенностями программы являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

Курс имеет концентрическое построение и это позволяет соблюдать необходимую постепенность и нарастание сложности материала, что создает хорошие условия для совершенствования знаний, умений, навыков. Большие возможности для развития мышления младших школьников в процессе обучения заложены в математике, но они не реализуются сами собой, а требуют методического решения, а именно, организации занятий по развитию математических способностей. Программа кружка представляет собой интегрированный курс: в нем имеет место исторический, геометрический, алгебраический, арифметический материал.

Данная программа направлена на развитие всех сфер личности ученика: волевой, эмоциональной, интеллектуальной и сферы познавательного интереса.

Цель данного курса: создание условий для развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Сроки реализации. Программа рассчитана на один год обучения, на 45 учебных часов (30 учебных недель по 1 занятию (1,5 академических часа – 1ч 10 мин).

Возраст учащихся. Занятия проводятся с учащимися 4 класса. Наполняемость учебной группы 15- 25 человек.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатамиизучения курса является формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Содержание программы

Раздел 1. Диагностика познавательных процессов (1 час)

Выявление стартового уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления и итоговый контроль.

Раздел 2. Историческая страничка (6,5 часов).

Знакомство с простыми, составными числами. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9. Учитель рассказывает о происхождении слов «грош», «рубль», «гривна», «копейка».

Раздел 3. Для общей эрудиции (9 часов).

Знакомство с математическими спиралями. Построение простейших спиралей, математических снежинок. Законы башни Брама. Первые дроби.

Раздел 4. Страна Геометрия (3 часа).

Геометрические задачи. Задачи на построение, конструирование, разрезание.

Раздел 5. Путешествие в Сообразилию (10,5 часов).

Знакомство с задачами, направленными на развитие логического, Эвристического, комбинаторного и критического мышления учащихся, способствующими повышению математической компетентности и самостоятельности

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью выполняются задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Раздел 6. Тесты Айзенка (3 часа).

Решение анаграмм вида ЕЛМ, АУМХ... Проверка интеллекта на заданиях вида:

КОРА (КОЗА) АЗОТ

КЛЕН (….) ПИЛА

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Раздел 7. Займемся вычислением (3 часа).

Знакомство с большими числами: триллионы, квадриллионы, квинтиллионы, секстиллионы, септиллионы…

Раздел 8. Решение нестандартных задач (5,5 часов).

Решение усложненных задач на движение, древнеславянских задач. Запись решения задач уравнением.

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Раздел 9. Контрольно-обобщающие уроки (3,5 часа)

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся, рубежный и итоговый.

Механизм отслеживания результатов

1. Тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

2. Участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

3. Участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

4. Участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Математические турниры и т.д.)

Учебно-тематический план

Методическое обеспечение

Материал каждого занятия рассчитан на 1,5 академических часа. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому менее сильные дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.

Методы, формы и средства организации учебных занятий по программе«Интеллектуал» в 4 классе

Частично-поисковый; наглядности, деятельностно-творческий; наблюдения; совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математическая игра-тренинг, самостоятельная работа; плоскостные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски и т.п.), печатные пособия (раздаточный материал, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал(видеофильмы, слайды и т.п.).

Модель занятия

 (1,5 академ. часа – 1ч 10 мин + 10 мин – пауза для снятия утомления):

«Мозговой штурм» (5 минут).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (5 минут).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, мышления (10 минут).

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Корригирующая гимнастика для глаз (2 минуты).

Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Логически-поисковые задания (10 минут).

На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Двигательная разминка (8 минут).

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

«Лакомый кусочек» - решение нестандартных задач (30 минут).

«Математическая сказка» (10 минут).

На данном заключительном этапе занятия проводится игра «Математическая сказка» с оптимальной двигательной активностью детей. Учитель читает авторскую сказку и постепенно вводит в сказку действующих лиц – обучающихся. Текст сказки составлен так, чтобы каждый обучающийся поучаствовал. В сценах, где идет монолог или диалог действующих лиц, остальные обучающиеся изображают декорации (горы, лес, море и т.д.). После разыгрывания сказки учитель задает математические вопросы, на которые могут ответить лишь внимательно следящие за ходом сказки обучающиеся.

В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребёнок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Основное время на уроках занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. В основумеханизма отслеживания результатов, формы оценки результатов внеурочной деятельности,положены методики, предложенные Холодовой О.А.

Формы оценки результатов внеурочной деятельности

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуальнойигры «Своя игра».

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем.

Итоговый контроль в формах:

  1. тестирование;
  2. практические работы;
  3. творческие работы;
  4. самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  2. поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  3. результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  4. косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

При оценке результатов освоения программы выделяются разные уровни усвоения материала:

Высокий (81-100%) уровень усвоения: решает «сверхзадачи», для которых требуется либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях программы, всегда принимает участие в олимпиадах по математике на различных уровнях, становится победителем или получает призовые места.

Средний (61-80%) уровень усвоения:решает нестандартные задачи, где требуется, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний, часто принимает участие в олимпиадах, иногда становится призером.

Низкий (до 60%) уровень усвоения:решает типовые задачи, подобные тем, что решали уже много раз, где требуются отработанные действия и усвоенные знания, эпизодически принимает участие в олимпиадах.

Этапы педагогического контроля

Список литературы