Конспект родительского собрания на тему "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: родительское собрание


Цели:

  • познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;
  • дать необходимую информацию о внимании и его основных свойствах;
  • изучить упражнения и игры по развитию внимания

Участники:

  • педагог, родители.

Форма:

  • информационно-практическое занятие.

Оборудование:

  • выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
  • листы с описанием развивающих игр;
  • наглядный материал для развития внимания (таблицы, картинки и т.п.);
  • мультимедийный проектор.

Подготовительный этап:

  • подбор музыкального сопровождения;
  • приглашение родителей на собрание;
  • проведение анкетирования обучающихся;
  • проведение анкетирования родителей.

Анкета для родителей

1. Часто ли Ваш ребенок отвлекается во время выполнения задания (подчеркните один из предложенных ответов)?

- да;
- трудно сказать (и да и нет);
- нет.

2. Можно ли назвать Вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из предложенных ответов)?

- да;
- трудно сказать (и да и нет);
- нет.

3. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребенка развивалось внимание?
________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Необходимо провести экспресс-диагностику особенностей внимания учащихся;

Диагностика развития внимания.

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Методика используется для определения объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей младшего школьного возраста – 400 знаков и выше.

Время работы – 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв, это образец. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как в образце. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

Образец:

Стимульный материал:

Примечание: Сначала отрабатываются такие способы сложения, затем в течение одной минуты учащиеся должны действовать по 1-му способу, а потом (по сигналу) по 2-му способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту опять по сигналу перейти к первому способу.

Успешное выполнение этого задания требует определенного внимания, т.к. им надо не только понять инструкцию, но и удержать ее в памяти в течение некоторого времени.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)

Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу»

Образец 1

Таблица 1

Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: высокий уровень устойчивости внимания – 100 % за 1 мин 15 с без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания – 60 % за 1 мин 45 с  с 2-мя ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания – 50 % за 1 мин 50 с с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20 % за 2 мин 10 с  с 6 ошибками (по М.П.Кононовой)

Образец 1

Таблица 2

  • Анализ результатов анкетирования родителей и диагностики учащихся.
  • Подготовка выставки книг, статей о внимании и других познавательных процессах.

Выставка книг:

  1. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
  2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
  3. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. Для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  5. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
  6. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. Психологии. – 1991.- №6.- с.103.
  7. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. Психологии. – 1991.- №1.- с.27.
  8. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 1997.- №1.- с.59.

Ход собрания

1. Оргмомент

Звучит музыка. Родители занимают свои места за тремя столами, в результате чего образуются рабочие группы участников собрания.

2. Энергизатор

- Добрый день, уважаемые гости!

- Приветствуем вас на нашем родительском собрании!

- Просим помахать рукой тех, кто рад сегодняшнему дню… 

- Моргните левым глазом те, кому немножечко за 30…

- Потянитесь те, кто сегодня выспался…

- Покажите вот так: жест «Во!!», у кого сегодня замечательное настроение.

- Пожмите себе руку те, кто ведёт здоровый образ жизни и занимается спортом.

- Похлопаем в ладоши и дружно порадуемся нашей замечательной встрече.

Когда человек хлопает, он активизирует своё внимание. И это значит, что мы готовы к работе.

3. Актуальность темы собрания

С каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности детей. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.

Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банальностью. Однако от этого не становится легче ни детям, ни родителям. Как часто психологи и врачи слышат: «Мой ребенок – умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает…» И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто «дрейфует» в безбрежном информационном море.

То, что внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это делать?

После проведения диагностики познавательной сферы, выявляется картина развития у детей различных познавательных процессовтаких как: внимание, память, мышление.Диагностика проводится два раза в год, с той целью, чтобы посмотреть динамику развития познавательных процессов, после проведенной развивающей работы, и с целью наметить дальнейшие пути развития.

В представленных диаграммах видна положительная динамика в развитии свойств внимания: объём, концентрация, устойчивость, распределение и переключение.

Свойства  внимания:

  • Объём  – объём
  • Концен. – концентрация
  • Устойч. – устойчивость
  • Расп. и перек. - распределение и переключение

Внимание. Основной особенностью является слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание удерживается на объекте и при наличии далекой мотивации (старшеклассник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями, путем постепенного связывания друг с другом близких и все более и более отдаленных целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом (успешно перейти в следующий класс), а этот, в свою очередь, с ближайшим мотивом — получить высокую оценку учителя. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, применение различных наглядных пособий — иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей.

Интересное исследование М. Н. Шардакова показало, что слишком быстрый или замедленный темп работы одинаково неблагоприятен для устойчивости и концентрированности внимания. Наиболее оптимален средний темп работы, который тем ниже, чем младше школьники. Возможности развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания младших школьников в процессе обучения очень велики. Сам процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания.

Произвольное внимание развивается вместе с растущим сознанием ответственности за успех учебной деятельности. На этой основе у младшего школьника формируется умение организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им.

Упражнения на развитие внимания

Упражнение № 1

Инструкция: «Воспринимая на слух вопросы – загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов – отгадок. Если вы всё сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?»

Словесный материал:

  • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг.
  • Этот сказочный герой любил кататься на печи.
  • Это маленькие кони, а зовут их просто …
  • Во что превращается вода при отрицательной температуре?
  • Если слово надо исправить, что в нём допустили?
  • Любимое лакомство мышки.
  • Игра в мячик с ракетками.
  • Пчелиная стая называется …
  • Страшная, зубастая морская хищница.
  • Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка.
  • Ад – дьявол, рай - …
  • Сушёный виноград.
  • Так называют дырку и в зубе, и в дереве.
  • Какое числительное приказывает?
  • Что такое салочки?

Упражнение № 2 «Счет»

Инструкция: «Надо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно под другим.  Производить сложение заданных чисел можно двумя различными способами».

1-й способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строку ставят предыдущее верхнее слагаемое. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

2-й способ: сумму ставят в нижнюю строку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.

Например:

Упражнение на переключение и распределение внимания

Упражнение № 4. Отыскивание чисел по таблицам Шульте

Инструкция: Учащимся предлагается поочерёдно 6 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий для детей 6 – 7 лет от 1 до 1,5 минуты на одну таблицу. У учащихся среднего звена норма 45 секунд – 1 минута.

ПАМЯТКА «Я знаю, как быть внимательным»

Правила поддержания внимания:

  1. Постарайся составить режим дня. Тебе необходимо точно знать, что ты будешь делать в тот или иной отрезок времени.
  2. Во время занятий ничто не должно отвлекать твое внимание. Предупреди своих друзей и знакомых, что в это время лучше не звонить и не приходить к тебе в гости.
  3. Прежде, чем приступать к работе, приведи в порядок свое рабочее место, чтобы тебя ничего не отвлекало. Помни, непроизвольное внимание коварно, оно готово отвлечься от работы на любую мелочь.
  4. Приступая к занятиям, привлеки свою волю, постарайся перестать думать о постороннем. Лучший способ настроиться на работу – предварительно посмотреть материалы задания, составить план работы. Помни, у тебя хороший помощник – послепроизвольное внимание.
  5. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо ты понимаешь материал. Если в тексте тебе встретится, хотя бы одно незнакомое слово, внимание может быстренько упорхнуть от тебя. Поэтому, приступая к заданию, проверь, насколько хорошо ты знаешь предыдущий материал. И всегда держи рядом с собой словарь. Если сосредоточить внимание мешает волнение, тревога, какие-то посторонние мысли, займись чтением задания вслух. После того как ты сможешь сосредоточиться, попробуй еще раз.
  6. Старайся чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием своих примеров. Это хорошее средство от скуки, а значит, и помощник в сохранении внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой, иначе это может привести к суете.
  7. Если в процессе работы ты вдруг почувствуешь, что неожиданно «отключился», заставь себя немедленно вернуться к тому месту, где это произошло. Найти его довольно  легко – определи, с какого места изучаемый тобой материал воспринимается как абсолютно незнакомый.

После завершения демонстрации игр, педагог проводит краткую презентацию представленных на выставке книг по теме родительского собрания.

Заключительный этап

В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

- Помогите вашим детям стать внимательными.

- развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие из предложенной литературы.

- Постарайтесь научить детей играть в шахматы и шашки.

- Учите детей быть наблюдательными – умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

Представители каждой группы родителей продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание …»

Педагог благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании и развитии детей.

Рекомендации родителям обучающихся

Десять рекомендаций – правил, которые направлены на повышение внимательности при чтении учебного материала.

Правило первое

  • Заранее планируйте время своего ребенка так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало его (визиты товарищей, друзей и др.)

Правило второе

  • Приступая к домашнему заданию, предварительно организуйте его рабочее место.

Правило третье

  • Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте волю учащегося. Лучший способ – предварительный просмотр задания, составление плана предварительной работы.

Правило четвертое

  • Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо он понимает изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знаниях предыдущих разделов).

Правило пятое

  • Если посторонние мысли мешают сосредоточиться, займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить на нем устойчивое внимание, можно вернуться к чтению про себя.

Правило шестое

  • Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что очень замедленный темп способствует частому отключению внимания на посторонние объекты.

Правило шестое

  • Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания резко снижается. Смена  учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой - это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Правило восьмое

  • Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, старайтесь волевым усилием вновь направить его по нужному руслу.

Правило девятое

  • Если в процессе чтения вы выявили, что ребенок на какое-то время «отключился», заставьте вернуться к этому месту, где произошло отключение. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого учебного материала, но и будут способствовать общей устойчивости внимания.

Правило десятое

  • Соблюдайте гигиену умственного труда, позаботьтесь о нормальном освещении и температуре, о регулярных перерывах, во время которых полезно выполнять несколько гимнастических упражнений.