Квест-игра - эффективная интерактивная технология в условиях детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: детский сад, сценарий, квест, дошкольное образование


Предпосылки возникновения опыта.

В современной системе дошкольного образования происходит использование эффективных интерактивных технологий, ориентированных на взаимодействие участников образовательного процесса с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, при котором ребенок имеет возможность самостоятельно проявлять активность, самостоятельность и инициативу в выборе решений, являясь субъектом образовательного процесса.

Одной их актуальных технологий является квест-технология, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Форма проведения образовательной деятельности в виде квест-игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест-игр в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Квест-игра требует хорошо продуманной развивающей предметно-пространственной среды, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Поэтому, создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

Квест-игра имеет ряд особенностей:

  • образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
  • целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;
  • образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;
  • роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

При организации квест-игр для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:

  • безопасность для участников; 
  • задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков;
  • оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, создание атмосферы игрового пространства.

Эффективность. Квест-технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Практическая ценность. Конкретный опыт работы будет полезен работникам дошкольных образовательных организаций.

Сценарий квест-игры для детей 6-7 лет

Тема: «Сто загадок»

Цель: побуждение детей к командному взаимодействию, проявлению самостоятельности и активности в поисковой деятельности в условиях конкретного пространства.

Задачи:

  • овладение практическими умениями элементарного ориентирования в пространстве дошкольного образовательного учреждения;
  • пробуждение интереса к самостоятельному решению задач;
  • приобретение опыта командного взаимодействия в нестандартной ситуации в условиях поисковой деятельности.

Рекомендации:

  1. Квест-игра проводится накануне дня рождения (юбилей) детского сада.
  2. Предполагаемое количество участников 10-15 чел.
  3. Для участия в квест-игре от каждой возрастной группы можно определить несколько участников, тогда группа будет сборная. Также можно организовать квест с детьми определенной группы.
  4. В связи с тем, что задания на станциях необходимо читать, можно пригласить родителей (законных представителей). Если дети уже умеют читать самостоятельно, то они могут это сделать по-очереди.

Предварительная работа: с целью обогащения словаря, заранее обсудить название места при входе в детский сад - вахта, название работника вахты - вахтер, место, где в детском саду хранятся потерянные вещи - «сундучок с потеряшками»; вспомнить количество и названия групповых комнат в детском саду; обсудить места работы работников детского сада (методисты, медицинские работники, директор, прачка, кастелянша и др.); напомнить правила поведения в детском саду (не бегать, не шуметь, быть дружными и др.).

Примечание: все рисунки и изображения найдены с помощью поисковой системы «Яндекс».

Ход события

Место сбора - методический кабинет

Участники игры собираются в методическом кабинете. Педагог сообщает детям-участникам игры, о том, что на электронную почту детского сада пришло видеообращение и предлагает его посмотреть.

Текст для видеообращения: 

Здравствуйте ребята! Меня зовут Ириска. Мне нужна ваша помощь! По случаю дня рождения детского сада, я приготовила подарки и отправила их на воздушном шаре. Но случилась беда! В пути  подул сильный ветер и все подарки потерялись. Одной мне не справиться с поисками, поэтому я прошу у вас помощи. Помогите найти подарки!

Я уверена, что в саду  вы найдете подсказки в местах, где пролетал  воздушный шар. Шаг за шагом можно найти заветный сюрприз. Я уверена, что первую подсказку можно попробовать найти там, где вы проходите каждое утро, заходя в детский сад.
Очень надеюсь, что у вас все получится. Желаю вам удачного пути! Ваша верная подруга Ириска.

Станция - «Вахта»

Дети идут на вахту и спрашивают вахтера о том, что не пролетал ли в этом месте воздушный шар с подарками. Вахтер недоумевает и говорит, что ничего подобного не видела, но предлагает проверить коробку с «потеряшками». Перебрав все вещи, дети замечают небольшую коробочку с надписью: «Открой меня!». Открыв коробку, ребята достают листочек, с подсказкой картинкой (рис.1):

На дне коробки дети замечают надпись: «Сохрани меня!». В итоге, участники игры берут коробочку с собой.

(По изображению на картинке (ромашка) ребята должны догадаться, что следующая подсказка находится в группе «Ромашка»). Играющие отправляются в группу «Ромашка».

Станция - «Ромашка»

В группе «Ромашка» на двери записка с надписью: «Познакомьтесь со ВСЕМИ детьми этой группы и в шкафчике у Романа вы найдете следующую подсказку. Не забудьте о вежливости».

Ребята знакомятся с дошкольниками из группы «Ромашка», узнают мальчика с именем Роман и вежливо просят проверить шкафчик. Там они находят конверт, в котором лежат задания: кружочек с изображением человечка, на обороте надпись: «Сохрани меня!» и загадка:

Лишь только дождичек прошел,
Я в небе новшество нашел:
Сквозь небосвод прошла дуга,
В ней семь цветов, а там -… (ответ: радуга)

Дети должны догадаться о том, что следующий путь будет в группу «Радуга».

Станция - группа «Радуга»

Ребята попадают в группу «Радуга», где на двери прикреплен листочек с заданием «Волшебный туман» (рис. 2).

Ответ: Страус-Тигр-Орел-Лиса: СТОЛ.

Ребята заходят в группу «Радуга», просят сверстников помочь найти стол с подсказкой. В итоге все находят на одном из столов записку, в которой загадка:

«Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?» (доктор)

Разгадав загадку, ребята догадываются, что следующая отгадка у докторов и отправляются в гости к медицинским работникам детского сада.

Станция - кабинет медицинских работников

В кабинете медицинских работников доктор хочет убедиться в том, что все  дети здоровы и предлагает измерить температуру с помощью градусника. (Можно кратко обсудить информацию о важности сохранения здоровья).

По итогам выполнения задания ребята получают подсказку - ладошку из картона и еще одну фигуру человечка, которую нужно сохранить.

Участники квеста должны догадаться о том, что дальнейший путь будет проходить там, где расположены ладошки. Важно вовремя заметить их по пути. (Ладошки прокладывают путь в группу «Пчелки»).

Станция - «Пчелки»

В группе «Пчелки», двигаясь по ладошкам, дети находят записку с содержанием:«Следующая подсказка будет там, где дети сладко спят днем».

Все идут в спальню и находят на одной из кроватей изображение человечка и  следующее задание (загадки с номерами) (рис. 3):

Ответ: 1 -Заяц; 2-Носок; 3-Арбуз; 4-Йод; 5-Корабль; 6-Игла. Ответ: ЗНАЙКИ. (Дети должны догадаться, что надо идти в группу «Знайки»).

Станция - «Знайки»

На двери в группе «Знайки» приклеен цветочек. Открыв дверь, ребята видят дорожку из цветов, ведущую куда-то. Пройдя по тропинке, участники игры приходят к столу, на котором лежит конверт с надписью: «Открой меня!». Открыв конверт, ребята находят записку с текстом: «Соберите пазл и вы узнаете куда двигаться дальше» (рис. 4).

Собрав пазл, ребята догадываются, что надо идти на кухню к поварам.

Станция - «Кухня»

От поваров играющие дети получают  конверт с ребусом (отгадка: солнце) (рис. 5).

Отгадав ребус, дети приходят в группу «Солнышко».

Станция - «Солнышко»

На двери группы «Солнышко» закреплена записка: «Посчитайте всех мальчиков и девочек и узнайте кого в группе больше и на сколько. Найдите номер ячейки полотенца с числом разницы. (Например, мальчиков 8, а девочек 12. Разница - 4).

Ребята считают разницу между девочками и мальчиками в группе «Солнышко», находят нужную ячейку, где находится необычный человечек и изображение золотой рыбки. Все догадываются, что надо идти в группу «Золотая рыбка».

Станция - «Золотая рыбка»

На полу у двери находится скомканный лист бумаги, где написана загадка:

«Круглый, гладкий как арбуз.
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Уулетит за облака» (ответ: воздушный шарик)

Ребята находят в группе воздушный шарик, на котором надпись: «Лопни меня!» Они лопают шарик, и из него выпадает человечек и сверток с картинкой - изображение стирки (рис. 6).

Все идут на прачечную.

Станция -  «Прачка» (помещение прачки)

У работника прачечной дети получают загадку:

«Он растет повсюду летом - в поле и у кочек.
Он изящен, фиолетов, это -…»
(ответ: колокольчик).

Все догадываются, что надо отправляться в группу «Колокольчик».

Станция - «Колокольчик»

Ребята доходят до группы «Колокольчик». На двери приклеена центральная часть цветка без лепестков с надписью: «Найди лепестки». Ребята вместе с детьми группы «Колокольчик» ищут в помещении группы все лепестки (лепестки разных цветов) и собирают цветок. Цветком является цветик-семицветик. В итоге все отправляются в группу «Семицветик».

Станция - «Семицветик»

На двери группы находится записка и изображение человечка. Записка гласит: «Шифр тебе поможет разгадать нужное слово: 14, 6, 20, 16, 5, 10, 19, 20, 29» (ответ: методисты) (рис. 7).

Станция - «Методический кабинет»

Ребята приходят в кабинет к методистам, где получают сверток, на котором указан следующий текст:«Подсказка находится во 2 книжном шкафу начиная слева от окна, на 3 полке отсчитывая снизу, в 5-ой книге по счету справа». Дети находят книгу «Белоснежка и 7 гномов», в которой лежит  изображение человечка. Все догадываются, что идти надо в группу «Белоснежка».

Станция - «Белоснежка»

В группе «Белоснежка», играющие дети получают задание воспитателя, которое заключается в следующем: «Измерив рост всех ребят группы, надо узнать ребенка с самым низким ростом, и попросить его помочь найти послание в его в его одежде».

Измерив рост, дети находят нужную вещь (сапоги), где замечают бумажный кошелек. Открыв оригами, ребята достают шифр с буквами и изображением всех человечков, которых они находили по пути квеста (рис. 8).

Разгадав загадку, дети получает слово: «директор».

Выходя из группы, все отправляются в кабинет директора детского сада.

Станция - «Кабинет директора»

У директора дети узнают интересные факты о детском саде, а также о том, почему именно сегодня они проходили квест-игру, в которой посетили все группы и многие кабинеты. В кабинете директора дети обнаруживают сундучок, открыв который, находят карандаши, краски и альбомы. Именно эти принадлежности были подготовлены Ириской, что дети могли изобразить в рисунках любимый детский сад.

В итоге все обмениваются впечатлениями и отправляются делать рисунки.

Литература

  1. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С.44.
  2. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С.Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.