Исследовательский проект "Выявление условий возникновения плесени и ее роль в жизни человека"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: исследовательский проект, плесень


Автор:
Швалев Кирилл Александрович,
ученик 4 класса,
МАОУ СОШ № 279

Научный руководитель:
Лемех Лидия Васильевна

Слайд 2. Цель информационного проекта:

  • определить роль плесневых грибов в жизни человека, выявив положительное и отрицательное их значение;
  • выявить условия развития плесени опытным путем;

Задачи исследования:

  • проанализировать научную информацию по теме;
  • узнать о значении плесени в жизни человека;
  • экспериментально определить условия возникновения плесневых грибов;

Слайд 3. Объект исследования: плесень, полученная на продуктах питания путем эксперимента.

Гипотеза: предполагаю, что для развития плесневых грибов необходимы определенные условия.

Актуальность: в быту мы часто сталкиваемся с налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным? Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.

Слайд 4. Методы исследования:

  • сбор информации из книг, газет, интернета.
  • классификация знаний;
  • систематизация материала;
  • постановка опыта;
  • информационный проект;
  • обращение в бактериологическую лабораторию Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г.Гаджиево.

Презентация

Слайд 5. Грибы – особое царство живых организмов, насчитывающее более 100 тысяч видов. Они сочетают в себе признаки и растений и животных. Главное отличие грибов от растений – неспособность вырабатывать для себя питательные вещества. Что же такое плесень?

Слайд 6. Плесневые грибы – это разнообразные грибы, формирующие ветвящиеся мицелии без крупных плодовых тел.

Плесневые грибы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созреют, они оказываются в воздухе. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется грибница. Ученые относят плесень к простейшим грибковым паразитическим растениям, так как она не способна производить пищу для себя самостоятельно.

Слайд 7. Плесень - это простонародное название грибка, который, в свою очередь, бывает:

  • плесневым (растет на камне, бетона, краске),
  • грибком синевы (растет в клетчатке дерева);

Слайд 8.

  • грибком гниения (бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине);
  • дрожжевым грибком (на пищевых продуктах).

Слайд 9. Плесень появилась на Земле 200 млн лет назад. Она окружает нас повсюду. Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем. Она не боится радиации и выживает даже в космосе. Не так давно на Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучения. Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось, что в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.
Плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше грибков. Излюбленные места обитания плесени — дома, где неправильно устроены водостоки и плохо изолированы полы. А еще плесень «любит» все деревянное, поскольку пористая древесина легко накапливает воду. Так же благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках.

Слайд 10. Для выявления условий развития плесневых грибов мы поставили опыты. Для этого мы взяли три кусочка хлеба и три корки апельсина и поместили их в шесть контейнеров. Результаты наблюдений заносили в таблицу.

 

Слайд 11. Первый и второй контейнеры (где корка апельсина и кусочек хлеба находятся на сухих салфетках), а также пятый и шестой контейнеры (где корка апельсина и кусочек хлеба - на влажных салфетках) мы поместили в теплое место (при комнатной температуре).

Слайд 12. Третий и четвертый контейнеры (где корка апельсина и кусочек хлеба также находятся на влажных салфетках) мы поместили в холодильник.

Слайд 13. Через пять дней после закладки опыта кусочки апельсина и хлеба в контейнерах под №5 и №6 (на влажной салфетке при комнатной температуре) покрылись полностью плесенью, а в остальных контейнерах остались без изменений.

Слайд 14. Через неделю после закладки опыта начал появляться слабый зеленоватый налет на кусочках апельсина и хлеба в контейнерах под №3 и №4 (на влажной салфетке в холодильнике).

Мы решили изменить условия для этих контейнеров и перенесли их из холодильника в теплое место.

Через два дня количество налета на продуктах резко увеличилось.

Хлеб и корочка апельсина в контейнерах №1 и №2 (на сухой салфетке) оставались без изменений.

Слайд 15. Таким образом, мы сделали следующие выводы:

  • важными условиями развития плесеней являются влажность и тепло;
  • сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесневых грибов.

Слайд 16. Также мы заметили, что появившаяся плесень на корочке хлеба была серого цвета, а на кожуре апельсина – зеленая.

Обратившись в бактериологическую лабораторию Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г.Гаджиево, я рассмотрел появившуюся плесень под микроскопом.

Слайд 17. Сравнив ее с образцами из лаборатории, я выяснил, что серая плесень на хлебе – это гриб мукор, а зеленая на корочке апельсина – пеницилл.

Слайд 18. Род микроскопических грибов пеницилл часто встречается в природе. Самую большую известность пенициллы приобрели после того, как было обнаружено, что некоторые из них образуют вещество, способное даже в самых малых количествах быстро убивать многие болезнетворные бактерии. Это открытие сделал в 1929 году английский микробиолог Александр Флеминг. Именно пенициллин (вещество из пеницилла) стал первым в истории человечества антибиотиком. Различные виды антибиотиков используют для лечения самых разнообразных инфекций.

В начале 40-х годов XX в. советским микробиологам (Ермольевой и ее помощнице Березиной) тоже удалось получить пенициллин. Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином, оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. В полевом госпитале осколок вынули из его груди, однако рваная рана долго не заживала. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.

Слайд 19.

Плесневые грибы в природе и в жизни человека играют положительную и отрицательную роль. Чем же вредна плесень? Плесень способна вызвать разные заболевания от аллергии до онкологических заболеваний. Уже доказано, что воздух, если помещение не проветривается, содержит много спор плесени, которые оседают в наших легких. Было установлено, что там, где проживали астматики и аллергики в 80% из 100% была обнаружена плесень.
Считается, что причиной, казалось бы, необъяснимой смерти людей, вскрывавших гробницы египетских фараонов, является так называемая желтая плесень, выделяющая опасное вещество афлатоксин.

Что касается черной плесени, то она опасна тем, что от нее практически невозможно избавиться, так как она мутирует и становится более агрессивной. В древности считалось, что дом, который поразила черная плесень, необходимо сжечь.

Слайд 20. Вот некоторые из заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, бронхиальная астма.

Открывая банку с бабушкиным клубничным вареньем, мы часто видим сверху небольшой слой плесени. Эта "безобидная" плесень - настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к раку печени.

Некоторые плесневые грибы, существенно снижают урожай, поражают запасы зерна, солому и сено.

Слайд 21. Но у плесени, кроме вредных, есть и полезные свойства. Как уже было сказано, плесневый гриб пеницилл оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. Так же плесень применяют для получения различных лекарственных препаратов. Плесень так же открыла двери в восхитительный мир вкуса. Взять, к примеру, сыр. Польза сыров с плесенью: содержат кальций, белок, витамины группы В, положительно воздействуют на кровеносную систему, улучшают работу кишечника.

В России этот грибок, называемый серой гнилью портит ягоды и фрукты. Но в Германии и Франции благодаря этому виду грибка получают самые вкусные и знаменитые сорта вин. В этих странах эту плесень называют «благородной».

Соевый соус, один из основных компонентов азиатской кухни - это, по сути, жидкость, выделившаяся из заплесневевших и начавших разлагаться соевых бобов. «Испорченные» продукты стали основой многих блюд японской кухни.

Слайд 22. В классе мною был проведен опрос, в котором учащимся было предложено ответить на ряд вопросов.

На основе полученных данных мною были построены круговые диаграммы.

Слайд 23.

1. Где вы встречаете плесень в своей жизни?

- в продуктах питания – 18 человек;

- в подъезде, на даче, в других помещениях – 6 человек;

- я её не замечал(а) – 3 человека.

Слайд 24.

2. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?

- выброшу весь продукт – 21 человек;

- срежу заплесневелую часть, остальной съем – 4 человека;

- не задумывался(лась) над этим – 2 человека.

Слайд 25.

3. Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?

- вызывает пищевое отравление – 18 человек;

- вызывает аллергию и другие заболевания – 7 человек;

- никакого вреда – 2 человека.

Представлены на рисунках 1-3.

Рисунок 1

 Рисунок 2

Рисунок 3

В ходе исследования я выяснил:

- большая часть (67%) учащихся в моем классе встречали плесень в продуктах питания;

- 22% моих одноклассников встречали плесень в подъезде, на даче, в других помещениях;

- 78% ребят поступят правильно и выбросят заплесневелый продукт;

- но, тем не менее 15% срежут плесень и съедят продукт.

- 67% считают, что плесень вызывает пищевое отравление и только 26% считают, что плесень вызывает аллергию и другие заболевания.

Слайд 25. Для того чтобы в домашних условиях продукты меньше подвергались воздействию плесневых грибков, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Продукты не покупать впрок.

2. Хранить продукты в холодильнике, где температура воздуха намного ниже комнатной температуры.

3. Сушка продуктов при хранении.

4. Фрукты и овощи хорошо промыть, просушить, держать в холодильнике.

Хлеб черствеет уже через несколько часов после того, как его вынимают из печи .Однако при правильном хранении можно сохранить его свежим в течении нескольких дней. Хранить хлеб следует в закрытой посуде, в специальных хлебницах: металлических, пластмассовых, деревянных. Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завёрнутым в льняную салфетку. Пакеты из полиэтилена для этой цели непригодны, хлеб в них плесневеет. Черствеет хлеб не так быстро, если в хлебницу положить кусочек сахара или дольку яблока, а также корки апельсина или луковицу. Предотвратит хлеб от плесени горсточка соли. Стараться не класть вместе ржаной и пшеничный хлеб - иначе они быстро заплесневеют.

Слайд 26. Есть несколько способов борьбы с плесенью в наших домах:

1. Обеспечьте хорошую вентиляцию. Тщательно проветривайте помещения. Если ванная комната очень влажная после душа - она должна быть проветрена.

2. Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность.

3. Уменьшите число домашних растений. Некоторые грибы особенно буйно разрастаются в земле цветочного горшка.

4. Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера. Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами, не позволяющими расти внутри плесени.

5. Необходимо обеспечить хорошее отопление. На даче не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает.

6. Комнаты должны проветриваться в течение короткого времени, но интенсивно. Все окна и двери должны быть открыты. Короткое и интенсивное проветривание не будет рассеивать тепло от стен, так что потеря тепла будет небольшой. Слегка приоткрытые окна - это не адекватная альтернатива их широкому раскрытию в течение короткого промежутка времени.

7. Проветривайте влажную одежду, прежде чем уберёте ее.

8. Не держите в комнате высушенные цветы, они часто содержат плесень.

9. Избегайте использования подушек, матрацев и мебели, заполненной каучуковой пеной, так как от пота они плесневеют.

10. Обнаруженные на стенах или потолке маленькие темные пятна обработать перекисью водорода или столовым уксусом - в качестве первой неотложной меры.

11. А для сохранения урожая от плесени в хранилищах необходимо устранять условия, которые способствуют ее развитию, т.е. следить за влажностью и температурой воздуха.

Слайд 27. Выводы: проделав опыт, мы подтвердили наше предположение: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. Замедленный рост плесени наблюдается при пониженной температуре, доступе воздуха и уменьшении влажности. На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесневых грибов. Но условия развития плесневых грибов сходные. Поэтому следует применять различные способы защиты продуктов и помещений от плесени. Все специалисты, так или иначе изучающие проблему борьбы с плесневыми грибами (строители, химики, микробиологи), заявляют, что главным в борьбе с плесенью является устранение причин возникновения плесени.
Плесень для человека и друг и враг. Человек научился использовать её в пищу и в производстве лекарств, но так же она поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие.

Слайд 28.

Литература

1. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.

2. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО «Издательство АСТ ЛТД». - 1997г.

3. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО «Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.

4. Плешаков В.В. Зеленые страницы./ /Книга для учащихся начальных классов.- М.: «Просвещение» .- 2000г.

5. Плешаков В.В. Мир вокруг нас. 3 класс. 1 часть.//Учебник для 3 класса начальной школы.- М.: «Просвещение».-2006г.

6. сайт http://ru.wikipedia.org/wiki

7. сайт http://beaplanet.ru/

8. сайт http://www.artofcare.ru/