Логопедическое занятие для младших школьников «Родовые окончания имен существительных»

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ, логопедическое занятие, младшие школьники


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель занятия: Отработка навыков определения рода имен существительных, склонения.

Задачи:

Коррекционно-обучающие

  • Пополнение и активизация словарного запаса.
  • Формирование навыка словоизменения.
  • Совершенствование умений в установлении разницы между именами существительными мужского, женского и среднего рода.
  • Закрепление знаний о склонении имен существительных.
  • Отработка алгоритма построения распространенных предложений

Развивающие

  • Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, переключаемости.
  • Отработка пространственных представлений.
  • Формирование навыка самоконтроля.

Воспитательные

  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие организационно-воспитательных возможностей.
  • Содействие эстетическому и нравственному развитию детей.

Оборудование:

  • демонстрационный материал, презентация;
  • раздаточный материал;
  • компьютер, интерактивная доска;

Ход занятия

1. Организационный момент

(на столах лежат картинки с изображениями предметов), у логопеда есть такой же демонстрационный материал, как у детей, но более крупного размера.

Логопед (предлагает): Ребята, разложите картинки на партах, внимательно рассмотрите их. Хлопните в ладоши один раз, когда я назову имя существительное женского рода и поднимите картинку с этим предметом, два раза, когда я назову имя существительное мужского рода и три раза существительное среднего рода и также поднимите картинки.

Давайте определим тему занятия.

Дети: (Пытаются определить тему занятия).

Логопед: (Предлагает детям вспомнить определение имени существительного, родовых окончаний).

2. Основная часть

Слайд 1

Работа со словом и предложением.

(Дети не просто называют предметы отдельными словами. Все ответы детей формулируются в виде простого или сложного распространенного предложения.

Игра «Выбери предмет и проверь себя». 1 часть

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные женского рода с окончаниями-а -я) Слайд 2

Дети: (смотрят на Слайд и называют предметы)

Логопед: (убирает те картинки, которые должны исчезнуть)

Ребята, давайте проверим правильность вашего ответа. Я сейчас буду нажимать и ненужные картинки будут исчезать. Остаться должны предметы женского рода с окончаниями -а,-я..

Игра «Выбери предмет и проверь себя». 2 часть

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные мужского рода с окончаниями-а -я). Слайд 3

(Ребята работают с 3 слайдом, выполняя задание.)

Игра «Выбери предмет и проверь себя». 3 часть

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные женского рода с нулевым окончанием). Слайд 4

(Ребята работают с 4 Слайдом, выполняя задание.)

Игра «Выбери предмет и проверь себя». 4 часть

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные мужского рода с нулевым окончанием). Слайд 5

(Ребята работают с 5 слайдом, выполняя задание.)

Игра «Выбери предмет и проверь себя». 5 часть

Логопед: (предлагает детям посмотреть на Слайд и выбрать существительные среднего рода с окончаниями -о, -е). Слайд 6

(Ребята работают с 6 слайдом, выполняя задание.)

ФИЗМИНУТКА

Разучиваем стихотворение. Слайд 7

(Физминутку ребята проводят стоя, выполняя движения руками и ногами по желанию, сопровождая движениями рассказ стихотворения.)

Игра «Определи склонение и проверь себя». 1 часть. Слайд 8

Логопед: (предлагает детям вспомнить предметы и определить существительные имена 1 склонения)

Дети: (вспоминают и называют предметы)

Логопед: Нажимает на слайд, для проверки правильности ответа.

(На Слайде появляются картинки предметов, названия которых представляют имена существительные относящиеся к 1 склонению).

Игра «Определи склонение и проверь себя» 2 часть. Слайд 9

Логопед: (предлагает детям вспомнить предметы и определить существительные имена 1 склонения)

Дети: (вспоминают и называют предметы)

Логопед: Нажимает на Слайд, для проверки правильности ответа.

(На Слайде появляются картинки предметов, названия которых представляют имена существительные относящиеся к 2 склонению).

Игра «Определи склонение и проверь себя» 3 часть. Слайд 10

Логопед: (предлагает детям вспомнить предметы и определить существительные имена 1 склонения)

Дети: (вспоминают и называют предметы)

Логопед: Нажимает на слайд, для проверки правильности ответа.

(На Слайде появляются картинки предметов, названия которых представляют имена существительные относящиеся к 3 склонению).

3. Итог занятия

Логопед: (предлагает детям вспомнить тему занятия и сделать вывод)

Дети: (делают вывод). Слайд 11

Какие имена существительные (какого рода и с какими окончаниями) относятся к каждому склонению.

Логопед: завершает занятие и благодарит детей за помощь в работе.

Слайд 12

Литература

1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. Пособие для логопеда.-М.: «Просвещение»,1991

2. Новикова Е.В.:Учебно-практическое пособие.- М: Издательство ГНОМ и Д. 2001-128 с.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга.для логопедов. - М.:Просвещение. 1991. -224 с: ил.

4. Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160.с.

5. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 1997.

6. Русский язык 3 класс в 2ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Учебник: М.: «Просвещение». 2012-2ч.