Метод фрактального рисования в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Разделы: Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ, метод фрактального рисования , коррекция эмоционально-волевой сферы , активизации творческих способностей , неосознанное рисование , растройства аутистического спектра – РАС


С каждым годом численность детей, обучающихся в общеобразовательной школе и имеющих ограниченные возможности здоровья, увеличивается. Учителя сталкиваются с проблемой, что в классе обучаются дети с различными трудностями. Очень часто возникает вопрос, как работать с такими детьми, как помочь им раскрыться, какие подходы и методы использовать?

Одной из актуальных проблем стала работа с обучающимися, имеющими нарушения аутистического спектра. По статистике 1 из 160 детей имеют такие проблемы.

Расстройства ауто спектра начинаются в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. Некоторые лица с РАС могут быть самостоятельными и продуктивно работать, другие нуждаются в постоянном уходе и поддержке. Работа с такими детьми заключается в подборе и организации многочисленных мероприятий, для создания максимально благоприятной среды обучения и нахождения в коллективе.

У детей страдающих аутизмом вербальный контакт затруднен, поэтому через рисунок легче наладить связь с ребенком, помочь ему адаптироваться, справиться с тревожностью и переживаниями. В помощь педагогам предлагаю использовать метод фрактального рисования, который может применяться, как в индивидуальной, так и групповой работе.

Фрактал – это геометрическая фигура, составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре в целом.

Фрактальный рисунок является эффективным методом, как для изучения внутреннего состояния ребенка, так и для коррекции различных аспектов, а именно:

  • эмоциональной и личностной сферы;
  • развития мелкой моторики;
  • развитие пространственного и цветового восприятия;
  • развития межполушарного взаимодействия;
  • развития воображения и внутреннего внимания;
  • активизации творческих способностей;
  • развитие эмоционального и когнитивного интеллекта.

В момент неосознанного рисования ребенок передает свое внутреннее состояние. С помощью данного метода педагог сможет легко выявить проблему и найти путь ее решения.

Фрактальное рисование включает в себя три вида деятельности:

  • рисование контура,
  • закрашивание узора (тонирование),
  • анализ результата.

Для работы нам понадобятся:

  • набор цветных карандашей, фломастеров;
  • лист формата А4.

Ребенку предлагается нарисовать «волшебные узоры». Его задача поставить точку в любой части листа и, не отрывая руки, с закрытыми глазами рисовать линию, которая может пересекаться и иметь разные формы (круговые, петлеобразные, 8-образные, зигзагообразные). Линии должны быть четкими, хорошо прорисованными. Цветы, деревья, домики рисовать нельзя. Время выполнения рисунка - 40 секунд. По мере усвоения стартовой инструкции задания можно усложнить (подключить рисование неведущей рукой), что стимулирует развитие двух полушарий мозга.

Далее, мы откроем глаза и посмотрим, что у нас получилось. Дети испытывают эмоциональный подъем, увидев результат, возрастает интерес к деятельности.

Следующий этап – закрашивание окошек. Объясняем ребенку, что мы должны закрасить полученные фигуры разными цветами. Правило: Нельзя тонировать рядом стоящие окна одним цветом.

Я предлагаю детям выбирать цвета с открытыми глазами, т.к. интерпретация рисунка будет более точной.

После того, как наш «шедевр» готов, необходимо обсудить с ребенком, что у него получилось, на что похож рисунок, какие эмоции он испытывал, понравилось ли ему и т.п.

При анализе рисунка важно обращать внимание на:

  • четкость и прочность линий;
  • резкость и плавность рисунка;
  • размер рисунка;
  • расположение на листе;
  • конфигурацию и размер ячеек;
  •  использование цвета.

Метод фрактального рисования, при работе с детьми с РАС, очень практичен и прост в использовании. С его помощью педагог сможет наладить контакт с обучающимся, выявить и скорректировать определенные трудности. Важно отметить, что для получения эффективного результата необходима систематичность использования данного метода.