Обобщение по теме «Безударные гласные в корне слова»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, технологическая карта, УМК «Школа России», деятельностный подход, однокоренные слова, работа по алгоритму


Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: обобщить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, формировать умение правильно обозначать на письме безударные гласные звуки.

Оборудование урока: учебник, тетрадь; дидактические материалы к учебному занятию.

УУД:

Личностные:

  • с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

  • слушать и вести диалог;
  • создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка.

Познавательные:

  • выделять и с помощью учителя формулировать познавательную цель;
  • устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя;
  • находить необходимую информацию с помощью учителя;
  • контролировать и оценивать процесс своей деятельности и его результаты.

Регулятивные:

  • самостоятельно определять отклонения и отличия от эталона в своей работе;
  • самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное.

Карточки для урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Мотивация учебной деятельности

 Приветствует детей.

С, а, без, грамотой, грамоты, вскачь, плачь, хоть. – составьте пословицу. Записать в тетрадь.
С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь. – как понимаете смысл пословицы?
Однажды мне пришлось стать свидетелем одной интересной истории.
Миша написал своему другу Пете записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Петя записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч Петя принесет», – сказал товарищам Миша. Пришел Петя, а в руках у него был игрушечный меч. Ребята очень расстроились, что не придётся поиграть в футбол.
Почему так получилось?
– Какое правило не знал Миша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).

Дети хором говорят: «Сегодня 4 декабря, вторник, русский язык».
Открывают тетради, записывают число, классная работа.
Составляют пословицу, записывают.

Личностные:
с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные:
слушать и вести диалог;
создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка

 

Познавательные:
выделять и с помощью учителя формулировать познавательную цель

устанавливать причинно-следственные связи

– Как правильно записать это слово?
с мячом – мяч
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Миши? (Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Что мы посоветуем Мише?
Отвечают на вопросы
(Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «с мячом»).
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
(Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова)
 
Сообщение темы, цели, задач урока

 

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока. На доске открывается тема урока.
Ребята, а вы знаете правило о правописании безударных гласных букв в корне слова? Умеете его применять?
Закрасьте середину солнышка:
зеленый – я знаю правило и пишу без ошибок
желтый – я знаю правило, но не всегда верно пишу слова с без. гл.
красный – не знаю правила и пишу с ошибками
Обобщение по теме Безударные  гласные в корне слова.

Личностные:  
с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные:
выделять и с помощью учителя формулировать познавательную цель

Регулятивные:
самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное

 

– Какие цели поставим перед собой?

(Закреплять наши знания о правописании слов с безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной, подбирать однокоренные слова и менять форму слова)

     

Регулятивные:
самостоятельно определять отклонения и
отличия от эталона в своей работе

Коммуникативные:
слушать и вести диалог;
создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка

Познавательные:
классифицировать объекты,
объединять в группы по существенному признаку

Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Читает слова: Воды, травы, реки, листья, мячик, вишня, тянет, море, страны, тяжесть.
Возникают ли сомнения, какую букву писать, если гласный звук под ударением?
А в каком случае мы начинаем сомневаться в написании гласных букв? (Если гласный звук безударный)

Записывают в тетрадь только ударные гласные: О, а, е, и, я, и, я, о, а, я.

Самопроверка по образцу. Если правильно определили ударные гласные, закрасить лучик зеленым цветом,
1-2 ошибки – желтым цветом,
3 и больше – красным.

 
На доске слова с пропущенными буквами
С_рока
Пч_ла –
Гр_чата -
За_ц
Зв_зда
З_леный
Р_сунок
М_лина
Л_гушка
читают по 1 слову, показывают карточку с нужной буквой  
На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Слова, в которых безуд. гл. можно проверить и нельзя проверить).
Назовите слова, в которых гласную нельзя проверить. Как мы называем такие слова.
Где узнать, как правильно их написать?
Запишите слова с непроверяемыми гласными в тетради в строчку через запятые, пропущенные буквы вставляйте карандашом
На доске вывешивает карточку «Непроверяемые».
Отвечают на вопросы,
Записывают слова в тетради, пропущенные буквы пишут карандашом
Самопроверка:
если все слова написали верно, закрасьте лучик зеленым цветом,
1-2 ошибки – желтым цветом,
3 и больше – красным
 
Как называются оставшиеся слова?
Что надо сделать, чтобы правильно написать в них гласные буквы?
Как проверяли безударные гласные в словах? (с помощью проверочного слова)
Какие способы проверки мы использовали? (изменяли форму слова, подбирали однокоренные слова – на доске вывешивает карточки).
По 1 выходят к доске, записывают пропущенную букву и рядом проверочное слово  
Подведем итог: что мы знаем о безударных гласных?
Как называется буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова? (на доске появляется карточка «Орфограмма»).
по схеме составляют рассказ  
Повторим то, что рассказали, по учебнику.
Учебник стр. 109 правило.
С какой орфограммой работаем на уроке?
А что такое орфограмма?
Из какого языка пришло слово?
Как переводится на русский язык? Что же такое орфограмма?

Учебник стр. 109 читают правило

Стр. 110 – читают о происхождении слова.
Отвечают на вопросы (Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу)

 
Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений Выполним упр. 174.
по вариантам самостоятельно

Выполняют упр. 174

оиа,  а
а,  о,  еи
е, о,  а  а,  и
аиое

Регулятивные:
самостоятельно определять отклонения и
отличия от эталона в своей работе

Познавательные:
с помощью учителя находить необходимую информацию
с помощью учителя контролировать и оценивать процесс своей деятельности и его результаты

Коммуникативные:
слушать и вести диалог;
создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка

Итак, что же надо уметь, чтобы правильно писать слова с орфограммой безударная гласная?
На доске слова с пропущенными буквами, запишите к каждому слову проверочное слово.
Самопроверка:
если все буквы вставили верно, закрасьте лучик зеленым цветом,
1-2 ошибки – желтым цветом,
3 и больше – красным
З_мля
Св_стеть
К_льцо
Ст_рик
В_шнёвый

записывают к каждому слову проверочное слово: земли, свист, кольца, старый, вишня.

Самопроверка:
если все слова написали верно, закрасьте лучик зеленым цветом,
1-2 ошибки – желтым цветом,
3 и больше – красным.

Я приготовила еще 1 задание, чтобы вы смогли узнать, научились ли вы правильно определять буквы безударных гласных в корне. Я читаю слово, а вы записываете в тетради только безударную гласную. Пишем в строчку:
Гроза, река, грибник, малыш, тяжёлый.
Записывают в тетради только безударную гласную.
О, е, и, а, я.
Самопроверка:
если все буквы написали верно, закрасьте лучик зеленым цветом,
1-2 ошибки –желтым цветом,
3 и больше – красным.
Самооценка: посмотрите на своё солнышко. Если все лучики зелёные, вы знаете правило и умеете правильно писать слова с орфограммой безуд. гл., ваша оценка по теме 5, … (оценку поставить ручкой в середине солнышка). Сравните полученную оценку с той, которую вы поставили себе в начале урока. У кого оценки совпали? Вы умницы, научились правильно оценивать свои знания и умения. У кого оценки не совпали, ничего страшного, у вас есть время научиться самооценке Выставляют себе оценку в баллах:
оценка 5 - все лучики зелёные
оценка 4 - 1-2 лучика жёлтые, а остальные зелёные
оценка 3 – 3 и больше лучики желтые или 1-2 лучика красные, а остальные зелёные или жёлтые
оценка 2 - красных лучиков 3 и больше
Рефлексия

Какие цели мы ставили в начале урока?
 Мы их достигли?
Кто доволен результатами работы на уроке? Почему?
Кто недоволен своим результатами? Почему?
Д.з. стр. 110 упр. 175
Кто сегодня поставил себе за работу 5? Встаньте. 4? 3? 2?
Чтобы получить оценку в журнал и в дневник, вы знаете, надо, чтобы я проверила ваши работы, и чтобы наши оценки совпали.

Спасибо за урок и помните: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Вручает памятку «Орфограмма. Безударная гласная в корне».

Закреплять наши знания о правописании слов с безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной, подбирать однокоренные слова и менять форму слова Коммуникативные:
слушать и вести диалог;
создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания