Урок развития речи. Сочинение по воображению «Я сижу на берегу моря…». 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: Подготовка к сочинению


1. Вводно-мотивационный этап

Учитель. Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Скажите, пожалуйста, а для чего будущему морскому офицеру необходимо развивать речь?

Предполагаемый ответ ученика. Речь необходимо развивать для того, чтобы четко отдавать команды и докладывать командиру о выполненном задании, быть интересным собеседником.

Учитель. Сегодня на уроке вы будете готовиться к написанию сочинения, работая в группах «Музыканты», «Художники», «Лингвисты», «Поэты». В каждой группе выберите эксперта, который будет фиксировать вашу работу на уроке в оценочных листах.

Каждая группа получила индивидуальное предварительное задание.

«Музыканты» подготовили видеоряд, который поможет вам определить тему сочинения.

Презентация

Просмотр видеоряда.

- О чем мы будем писать сегодня сочинение?

Предполагаемый ответ ученика. Нам предстоит написать сочинение о море.

Учитель. Что же мы можем рассказать о море?

Предполагаемый ответ ученика. Мы можем рассказать о размере моря, о цвете воды, о характере, о мыслях, навеянных морским пейзажем.

Учитель. Давайте соотнесем ваши ответы с заданием, которое сформулировано в упр. 376 (стр. 155).

Учитель.Вы должны будете написать сочинение по воображению. Сочинение такого типа вам знакомо. Помните, мы писали в 6 классе сочинение от лица животного? А при написании последнего сочинения вы представили себя репортерами. Мы не будем ограничивать наше воображение рамками задания в упражнении. На уроке подготовки к сочинению вы должны будете определиться, от какого лица напишете сочинение. Возможно, это будет краб, спрятавшийся под камнем, или морская ракушка, а, может быть, это будет ваш ровесник, который впервые увидел море или бывалый моряк, потерпевший кораблекрушение и заполняющий бортовой журнал.

Учитель. Какие цели нам необходимо будет реализовать на уроке?

Предполагаемые ответы ученика.

  1. Подготовиться к написанию сочинения по теме “Я сижу на берегу моря…”
  2. Создать банк изобразительно-выразительных средств и обогатить словарный запас.
  3. Развивать творческую самостоятельную деятельность.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель. Итак, желаю вам успешной реализации поставленных целей! Семь футов под килем!

Как называется такое выражение? Что оно означает? (Изначально пожелание было о том, чтобы корабль не сел на мель, но со временем оно стало означать благополучное плавание в целом).

Предполагаемый ответ ученика. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить одним словом.

- Ребята из группы «Художники» получили предварительное задание: подобрать фразеологизмы на морскую тематику и изобразить их буквальное значение. Попробуйте угадать фразеологизм и назвать его значение.

  • Море по колено – о решительном, бравом, смелом человеке
  • Море слёз – много плакать
  • Капля в море – мало
  • Как в море корабли – о расставании, прекращении общения
  • Ждать у моря хорошей погоды – о длительном ожидании чего-нибудь неопределенного
  • Морской волк – бывалый, опытный моряк

- Фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности, поэтому, безусловно, они украсят ваше сочинение.

- Еще одним средством точной и образной речи мы называем афоризмы. Что такое афоризм?

(Изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль).

- Будущим морякам необходимы знания английского языка, поэтому группа «Лингвисты» подготовила афоризмы о море на английском языке.

Переведите их на русский язык и запишите:

1) A man without a goal is like a ship without a rudder. Томас Карлейль
(Человек без цели, как корабль без штурвала).

2) Anybody can pilot a ship when the sea is calm. Нэвджот Сингх Сидху
(Любой может управлять кораблем, когда море спокойно).

3) We can’t direct the wind but we can adjust the sail. Долли Партон
(Мы не можем управлять ветром, зато можем управлять парусами).

4) You can’t cross the sea merely by standing and staring at the water. Рабиндранат Тагор
(Вы не сможете покорить море, пока будете стоять и смотреть на волны).

- Что общего в этих предложениях? (Объединены общей темой, есть союзы)

- Выделите союзы, обратите внимание на пунктуацию.

- Какие союзы по структуре в этих предложениях? Какие по значению?

- Эти фразы имеют общее мотивирующее значение. Возможно, в своем сочинении вы напишете о том, что вид моря настраивает нас на целеполагание и преодоление жизненных трудностей, воодушевляет нас надеяться на то, что мечты сбываются. Помните, как у А.Грина в «Алых парусах»?

Учитель. Но чаще всего вид моря настраивает нас на лирический лад. В каком жанре лирики изображаются душевные переживания героя?

Предполагаемый ответ ученика. В стихотворении.

Учитель. Прослушайте стихотворение, подготовленное нахимовцем из группы «Поэты».

- Как А.С.Пушкин называет море? (Свободная стихия) Для поэта море и свобода – это слова-синонимы.

- А что для вас значит море? Постройте ассоциативный ряд к слову «море».

Вывод: Итак, вы справились с домашним заданием, эксперты подводят предварительный  итог.

3. Работа в группах

Учитель. Сейчас мы поработаем в группах с текстами разных форматов. Вам необходимо выполнить задание с целью обогащения словарного запаса по теме сочинения.

1 группа «Музыканты»

Отрывок из песни Юрия Антонова «Море – море».

По зеленой глади моря, по равнине океана,
Корабли и океаны, покорив простор широт,
Мира даль деля на мили, жизни даль деля на вахты,
Держат курс согласно фрахту в порт, в порт.

Припев:
Море, море - мир бездонный,
Пенный шелест волн прибрежных.
Над тобой встают как зори,
Над тобой встают как зори,
Нашей юности надежды!

(Состояние моря: спокойное.

Эпитеты: зеленая гладь моря, мир бездонный, пенный шелест, волн прибрежных

Метафоры: равнина океана, мира даль, жизни даль

Сравнения: юности надежды, как зори)

2 группа «Художники»

Вставьте в текст пропущенные определения из слов для справок, изменяя форму слова. Определите, какой частью речи являются вставленные слова.

Описание картины А.К.Айвазовского «Черное море»

Главный образ полотна – это …………. море, которое И.К. Айвазовский запечатлел в момент только ……………. бури. Оно словно живая сущность с ………….. душой. Можно заметить, как ветер усиливается, нагоняя ……. волны, готовые поглотить любого ……… путешественника.

Невозможно понять, где происходит рождение тех маленьких «барашков», которые затем становятся гребнями ………… волн. Такое ощущение, что мы остались наедине с грозной ………… силой, которая словно уносит с собой в ………….... просторы или забирает в ……….… пропасть.

Где-то вдалеке затерялась …………… лодочка вместе со своим хозяином. Наличие такой ……….. детали, свидетельствующей о присутствии живого существа, говорит о том, как мал и ничтожен человек по сравнению со страшной стихией, …………. природой.

Айвазовскому удалось не просто изобразить неспокойное состояние морского пейзажа, но и показать его внутреннюю ………… силу. Это заставляет любого восхищаться полотном «Чёрное море».

http://www.sochinika.ru/kartina%20(8).html

Слова для справок: бесконечный, разыгрывающийся, неспокойный, грозный, морской, страшный, природный, далёкий, бездонный, ветхий, крошечный, рожденный, пугающий.

3 группа «Лингвисты»

В тексте М.Горького выделите причастные и деепричастные обороты. Укажите главное слово. Объясните знаки препинания.

Море огромное, лениво вздыхающее у берега – уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег…

Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу.

(М.Горький)

4 группа «Поэты»

Составьте акростих о море.

4. Физминутка

Игра «Море волнуется …» (фигура штурмана, кадета, механика)

На слове «замри» вы показываете жестами морскую специальность, которую я называю.

5. Проверка заданий, выполненных в группах

Работа в рабочих листах.

Слово учителя. Записанные вами словосочетания вы можете использовать в своих сочинениях.

6. Работа над композицией сочинения

Составление плана.

Слово учителя. Что нам поможет написать сочинение?

Предполагаемый ответ ученика. Нам поможет написать сочинение план.

Слово учителя. Давайте вспомним композицию сочинения. Из скольких частей оно должно состоять? Каких?

Предполагаемый ответ ученика. Сочинение должно состоять из трех частей: вступления, основной части, заключения.

Слово учителя. О чем можно рассказать в каждой из частей. Составим и запишем план.

План.

  1. Почему я оказался на берегу?
  2. Каким предстало передо мной море (цвет, размер, характер, берег)?
  3. Передается ли состояние моря небу, кораблям?
  4. Какой отклик в моей душе нашло это событие?

7. Рефлексия. Подведение итогов урока

Те, кто начинает новый день со встречи с морем, не могут быть злыми или несчастными. И какое это море — летнее или зимнее, — не имеет значения. Когда видишь, как просыпается солнце, как мягко потягивается вода, жмурясь от первых лучей, понимаешь, что совершенно не важно, на чём спать, что у тебя есть и куда нужно спешить после того, как проснёшься. Главное — дождаться утра, чтобы открыть глаза и обнять взглядом море. Эльчин Сафарли, современный писатель, журналист (Если бы ты знал)

Мы, действительно, счастливые люди, потому что имеем возможность каждый день «обнимать взглядом море». Надеюсь, что многие из вас напишут сочинение о том, как сидя на берегу моря и вглядываясь вдаль, мечтают покорить морскую стихию и стать военным моряком.

Технологическая карта урока